СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "И.Я. Билибин. Основатель нового стиля"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена творчеству русского художника и книжного иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина.

Материал рассчитан для учащихся 11-18 лет.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "И.Я. Билибин. Основатель нового стиля"»

Иван Яковлевич Билибин Основатель нового стиля

Иван Яковлевич Билибин

Основатель нового стиля

Возвращение к старине.

  • В творчестве И.Я. Билибина отразились два важных явления отечественной художественной культуры конца XIX - начала XX века: увлеченность национальной культурой и становление книжной графики как отдельного вида изобразительного искусства.
  • Интерес к художественному наследию Древней Руси возник еще в 20-х - 30-х годах XIX века. В последующие десятилетия осуществлялись экспедиции для изучения памятников допетровской архитектуры, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка. Большинство ученых подходило к изучению древнерусского искусства с этнографических и археологических позиций, с поверхностным пониманием его эстетической ценности.
  • Более глубоко древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е - 1890-е годы В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, М.А. Врубель, и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых характеризовались большей самобытностью и творческой оригинальностью. Этим творцам подходят следующие слова И.Я. Билибина: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»
 Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении культуры прошлого, о формировании на ее основе нового
  • Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении культуры прошлого, о формировании на ее основе нового "большого стиля" оказалась недостижимой, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его "нестанковых" видов, считавшихся ранее второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Именно в книге и театре стилистические приемы прошедших веков нашли наиболее естественное применение. Стало возможным добиться того синтеза, который в других видах изобразительного искусства оставался неосуществимым.
Развитие книжного искусства в России  Издания сказок и поэм Пушкина, иллюстрированием и оформлением которых занимались такие художники, как В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова и С.В. Малютин, дали толчок развитию книжного искусства в России. Однако эти авторы не разработали последовательных принципов оформления книги, не сформировали собственную школу. Их живописные акварели и гуаши многое теряли в печати. Таким образом исчезла колористическая выразительность иллюстраций Малютина к «Сказке о царе Салтане» в издании, осуществленном А.И. Мамонтовым. Иллюстрации Поленовой к «Войне грибов» не удалось полностью воспроизвести в цвете, и в нескольких экземплярах книги Поленова самостоятельно раскрасила контурные оттиски.  Даже при удачном воспроизведении иллюстраций, выполненных в традиционной манере станковой композиции, они оказывались чуждыми книге, так как разрушали архитектонику страницы, не могли быть органично связаны с декоративным оформлением и типографским набором.

Развитие книжного искусства в России

  • Издания сказок и поэм Пушкина, иллюстрированием и оформлением которых занимались такие художники, как В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова и С.В. Малютин, дали толчок развитию книжного искусства в России. Однако эти авторы не разработали последовательных принципов оформления книги, не сформировали собственную школу. Их живописные акварели и гуаши многое теряли в печати. Таким образом исчезла колористическая выразительность иллюстраций Малютина к «Сказке о царе Салтане» в издании, осуществленном А.И. Мамонтовым. Иллюстрации Поленовой к «Войне грибов» не удалось полностью воспроизвести в цвете, и в нескольких экземплярах книги Поленова самостоятельно раскрасила контурные оттиски.
  • Даже при удачном воспроизведении иллюстраций, выполненных в традиционной манере станковой композиции, они оказывались чуждыми книге, так как разрушали архитектонику страницы, не могли быть органично связаны с декоративным оформлением и типографским набором.
 Е.Д. Поленова. Иллюстрация к «Войне грибов»

Е.Д. Поленова. Иллюстрация к «Войне грибов»

 Для достижения целостности книги, ее иллюстраций и текста нужно было особое искусство книжной графики. Такие элементы графики, как контурная линия и локализация цвета, уже можно было заметить в отдельных иллюстрациях Поленовой и Малютина. Далее в этом направлении стало развиваться творчество художников объединения «Мир искусства».  Язык графики формировался путем отбора, концентрации и заострения выразительных средств живописи и академического рисунка. Билибин отмечал, что на развитие нового графического языка также повлияли техники прошлого, когда обрабатываемый мастером материал требовал четкого и внимательного отношения к каждой линии. Русская набойка, вышивка, лубок, икона, наряду с японской и старой европейской гравюрой, были источником вдохновения и образцами для отечественных графиков начала XX века.
  • Для достижения целостности книги, ее иллюстраций и текста нужно было особое искусство книжной графики. Такие элементы графики, как контурная линия и локализация цвета, уже можно было заметить в отдельных иллюстрациях Поленовой и Малютина. Далее в этом направлении стало развиваться творчество художников объединения «Мир искусства».
  • Язык графики формировался путем отбора, концентрации и заострения выразительных средств живописи и академического рисунка. Билибин отмечал, что на развитие нового графического языка также повлияли техники прошлого, когда обрабатываемый мастером материал требовал четкого и внимательного отношения к каждой линии. Русская набойка, вышивка, лубок, икона, наряду с японской и старой европейской гравюрой, были источником вдохновения и образцами для отечественных графиков начала XX века.
 Билибин отмечал: «Строгая, чисто графическая дисциплина обращает свое внимание не только на рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и, таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то направление, которое им диктуется данной формой».  Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал последовательную систему графических приемов, которые использовал на протяжении всего своего творческого пути. Эта графическая система, а также присущая художнику своеобразная трактовка былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
  • Билибин отмечал: «Строгая, чисто графическая дисциплина обращает свое внимание не только на рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и, таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то направление, которое им диктуется данной формой».
  • Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал последовательную систему графических приемов, которые использовал на протяжении всего своего творческого пути. Эта графическая система, а также присущая художнику своеобразная трактовка былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
Билибинский стиль  Билибинский стиль обладает особыми чертами, что выделяет его на фоне остальных стилей. Для него характерны следующие черты: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора.  Художник создавал не отдельные иллюстрации, а стремился к созданию целого книжного ансамбля, состоящего из обложки, иллюстраций, орнаментальных украшений, шрифта. Все эти элементы были стилизованы под старинную рукопись. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.  Процесс создания Билибиным графического рисунка напоминал работу гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял все детали композиции на кальке, а затем переводил на ватман. Затем колонковой кистью с обрезанным концом, подобно резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.

Билибинский стиль

  • Билибинский стиль обладает особыми чертами, что выделяет его на фоне остальных стилей. Для него характерны следующие черты: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора.
  • Художник создавал не отдельные иллюстрации, а стремился к созданию целого книжного ансамбля, состоящего из обложки, иллюстраций, орнаментальных украшений, шрифта. Все эти элементы были стилизованы под старинную рукопись. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.
  • Процесс создания Билибиным графического рисунка напоминал работу гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял все детали композиции на кальке, а затем переводил на ватман. Затем колонковой кистью с обрезанным концом, подобно резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.
  • Обычно Билибин покрывал акварелью ранее обведенный тушью контур. Однако возникали ситуации, когда ему приходилось раскрашивать специально изготовленный в типографии оттиск, который после этого возвращался в типографию для дальнейшего воспроизведения. Часто он забеливал или заклеивал в оттиске неудачные детали и приклеивал новые, оставляя на нем указания для типографов. В данном случае можно считать, что полноценного авторского оригинала не существовало. Оригиналом должна была считаться воспроизведенная в книге иллюстрация.
  • Стиль художника во многом сформировался под влиянием требований, которые предъявляли ему полиграфисты. Контурный рисунок, как и залитые однотонным цветом плоскости, с высокой точностью воспроизводились при печати. Поэтому часто рисунок Билибина, воспроизведенный в книге, не только не терял свою колористическую выразительность, как это происходило с иллюстрациями в манере станковой живописи и рисунка, а наоборот, становился более эффектным и декоративным.
  • Названия сказок Билибин исполнял славянской вязью. Для их прочтения нужно вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин вел работу над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав.
 Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, которые имеют не только декоративное значение, но и содержание, продолжающее основную иллюстрацию. Например, в рамках к иллюстрациям сказки «Василиса Прекрасная» с Красным всадником (солнце) изображены цветы, а с Черным всадником (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Из подлинных орнаментов, деталей древнерусского и народного искусства Билибин создавал полуреальный-полуфантастический мир.
  • Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, которые имеют не только декоративное значение, но и содержание, продолжающее основную иллюстрацию. Например, в рамках к иллюстрациям сказки «Василиса Прекрасная» с Красным всадником (солнце) изображены цветы, а с Черным всадником (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Из подлинных орнаментов, деталей древнерусского и народного искусства Билибин создавал полуреальный-полуфантастический мир.
  • В иллюстрациях Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность изображения. Полностью исчезает освещение, цвет становится условнее, более локальным; важное значение приобретает неокрашенная поверхность бумаги; усложняются способы нанесения контурной линии, формируется строгая система штрихов и точек.
  • Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник переходит от лубочных приемов к принципам древнерусской живописи. Цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между цветовыми пятнами теперь обозначены не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но при этом сохраняют локальность и плоскостность, а изображение в некоторых случаях напоминает перегородчатую эмаль.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что Билибин сформировал свой уникальный графический стиль, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие книжного искусства.
Список литературных произведений 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» 1899-1900, 1902 — «Василиса Прекрасная» 1899 — «Царевна-Лягушка» 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола» 1900-1901 — «Марья Моревна» 1901-1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1902 — «Белая уточка» 1903 — былина «Вольга» 1904-1905 — «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина 1906 — «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина 1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина 1909 — опера «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова 1911 — «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А.С. Рославлева 1919 — «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что…»

Список литературных произведений

  • 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
  • 1899-1900, 1902 — «Василиса Прекрасная»
  • 1899 — «Царевна-Лягушка»
  • 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
  • 1900-1901 — «Марья Моревна»
  • 1901-1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 — «Белая уточка»
  • 1903 — былина «Вольга»
  • 1904-1905 — «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
  • 1906 — «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина
  • 1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
  • 1909 — опера «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова
  • 1911 — «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А.С. Рославлева
  • 1919 — «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что…»