СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект урока по изобразительному искусству 6 класс «Линия и её выразительные возможности. Ритм линий» в соответствии с ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация и конспект урока в соответствии с ФГОС ОО

Просмотр содержимого документа
«конспект урока линия и ее выраз.возм»

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского

«Линия и её выразительные возможности»

                                                                                       

Тема урока: Линия и её выразительные возможности.

Учитель Изобразительного искусства Волостникова Елена Сергеевна

Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Задачи урока:

Личностные: 

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий      потенциал обучающихся;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

         Метапредметные: 

-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

 -совершенствовать  умения обучающихся анализировать, сравнивать,   обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

-формировать  коммуникативные компетенции.

Предметные: 

-сформировать  понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

         -развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Характеристика видов деятельности учащихся

В ходе урока обучающиеся получат возможность:

  • рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;

  • выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в  рисунке;

  • приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;

  • овладевать навыками ритмического линейного изображения движения(динамики) и статики(спокойствия)

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

(Метапредметные результаты:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)

  1. Этап мотивации и  актуализации знаний

-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске).

-Кто догадался, о чём пойдёт речь? (о линии)

-Кто услышал тему?

(Формируемые умения:

умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа)

  1. Постановка учебной задачи

          Чтобы точнее сформулировать тему, обратим внимание на эпиграф.

- Кто скажет, о чём ещё мы будем говорить?

- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о линии?        

Сообщение темы и цели урока.

-Действительно, сегодня мы будем говорить о линии. Тема  урока так и называется - «Линия и её выразительные возможности».

- Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? (Для графики)

- Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

- Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз)

- С чего начинается рисунок? (С линии)

  1. «Открытие» обучающимися нового знания

Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.

- Какие линии вы знаете? Какими  могут быть линии по начертанию?(длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.).

Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…».

-Как вы понимаете слова художника? (Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться).

(Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления).

- А какими ещё чертами мы можем наделить линию, свойственными и для человека?

- У линии может быть характер?

- А какой  характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.)Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

- Что мы обозначаем линией?

Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

- Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?

(линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).

Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

        Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.

  1. Первичное закрепление

Слайд 1. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.

- Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).

        Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

«Голубь мира» П.Пикассо.

- Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в  изображение голубя).

        Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.

          Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)

                «Певучим медленным овалом

                  Пленительно обведена,

                  Встаёт виденьем небывалым

                  Белее лилии – она.

                  Голубки нежной трепетаньем

                  Её лицо окаймлено,

                  И вся она – любви сиянье,

                  Зарёй вошедшее в окно…»

        

Слайд 2. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.

        Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» - линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.

Слайд 3. «Танец» П.Пикассо.

- А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?

Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».

Динамическая пауза

Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

  1. Творческая практическая деятельность.

Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера  добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.

        Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рисунка;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  1. Рефлексия деятельности

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Рефлексия.

(Формируемые умения:

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).

Закончить фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

      3) Заключительное слово учителя.

        Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

        Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

        Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.

Домашнее задание: подготовить живописные материалы, повторить виды рисунка.


Просмотр содержимого презентации
«4 ур.Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.»

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. 6 класс

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

6 класс

Цель : познакомиться с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Цель : познакомиться с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких.
  • Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких.
Линия – основное средство художественной выразительности в графике
  • Линия – основное средство художественной выразительности в графике
Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть смелой или строгой, лихой или обстоятельной.
  • Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть смелой или строгой, лихой или обстоятельной.
Линия может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией-росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.
  • Линия может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией-росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.
В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их вовсе нет. Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения.
  • В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их вовсе нет. Линией мы обозначаем контур предмета, его край.
  • Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения.
Буквы тоже линии. Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.
  • Буквы тоже линии. Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.
У человека, рисующего линией, есть свой почерк, своя манера вести линию. И этот почерк может быть очень разным:  строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.
  • У человека, рисующего линией, есть свой почерк, своя манера вести линию. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным.
  • Характер линии выражает эмоции, чувства художника.
Характер линии выражает эмоции, чувства художника!
  • Характер линии выражает эмоции, чувства художника!
Ритм Одно из основных композиционных средств в графике – ритм линий и пятен. Ритм – это чередование элементов композиции.

Ритм

  • Одно из основных композиционных средств в графике – ритм линий и пятен.
  • Ритм – это чередование элементов композиции.

Ритмические ряды Нарастающий Убывающий

Ритмические ряды

Нарастающий

Убывающий

Ритмические ряды Нарастающе-убывающий Убывающе-нарастающий

Ритмические ряды

Нарастающе-убывающий

Убывающе-нарастающий

Ритмические ряды Расширяющийся Сужающийся

Ритмические ряды

Расширяющийся

Сужающийся

Ритмические ряды Сужающе-расширяющийся

Ритмические ряды

Сужающе-расширяющийся

Ритмические ряды Расширяюще-сужающийся

Ритмические ряды

Расширяюще-сужающийся

Ритмические ряды С параллельным изменением интервалов, форм и свойств элементов

Ритмические ряды

С параллельным изменением

интервалов, форм и свойств элементов

С помощью ритма, направления и характера линий можно создать эффект движения (динамичную композицию)

С помощью ритма, направления и характера линий можно создать эффект движения (динамичную композицию)

ЗАДАНИЕ 1 Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!»

ЗАДАНИЕ 1

  • Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!»

  • Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека.
И вы напишите это слово по-разному:
  • И вы напишите это слово по-разному:
как очень аккуратный, сдержанный человек
  • как очень аккуратный, сдержанный человек
как человек, который спешит, то есть напишите стремительно, летящими буквами
  • как человек, который спешит, то есть напишите стремительно, летящими буквами
а затем напишите убористо, скупо, как будто экономите место
  • а затем напишите убористо, скупо, как будто экономите место
напишите твердо, затем робко
  • напишите твердо, затем робко
При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались разными. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.
  • При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались разными.
  • Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.
ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 2

  • Любым удобным графическим материалом изобразите на одной половине листа бумаги гнев, а на другой — радость. При этом не рисуйте никаких предметов, ничего конкретного.
  • Рисуйте только линии, росчерки, штрихи, и рисуйте быстро, не задумываясь.
ЗАДАНИЕ 3

ЗАДАНИЕ 3

  • Теперь на одной половине листа чистой бумаги разнохарактерной линией изобразите порыв ветра, а на другой — спокойствие.
Задание 4

Задание 4

  • На отдельном листе бумаги, используя все его пространство, графическим материалом изобрази колыхание трав на ветру.
  • Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре вам некогда их разглядывать
  • Расположите линии так, чтобы чувствовалось дуновение ветра по траве.
  • Главное средство выражения здесь — ритм линий.
На следующий урок

На следующий урок

  • принести краски, кисточки, непроливайку.