Презентация и текст рассказа
Учитель МОУ Средняя школа № 42 Ярославля Ковина Е.Н.
«…за Родину, за честь, за свободу»
- В конце июля 1941 г. перед лицом национальной катастрофы лидеры советского государства были вынуждены обратиться к таким знаковым понятиям русской культуры как Родина и Отечество. Эти временно забытые после революции нравственные величины были упомянуты уже 22 июня 1941 г. в знаменитом выступлении В.М. Молотова по радио: «Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу».
В.М.Молотов- нарком иностранных дел
Текст обращения В.М. Молотова
Слушают выступление Молотова
Исторические параллели
- На страницах центральных газет проводились параллели с историческими событиями Ледового побоища 1242 г., Отечественной войны 1812 г., Первой мировой войны. Вновь упоминались имена Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова .
Танковая бригада «Дмитрий Донской»
Новое значение понятия «патриотизм»
- В годы войны впервые в идеологии и культурной политике советского государства на первый план стал выдвигаться более «земной», понятный людям смысл понятия «патриотизм» - это не только история партии и государства, но и любовь к своей семье, к близким, к своему дому.
Беспощадная борьба с врагом
- Важной составляющей стороной культурной политики и пропаганды патриотизма был призыв к беспощадной борьбе с захватчиками, воспитание ненависти к врагу. Не случайно на советских политических плакатах в образе врага главный акцент стал делаться на национальной принадлежности (например, «немецкий прихвостень», «немецкая овчарка», «немецкая гадина» и т.д.).
Программные документы
- Важными программными документами перестройки страны в соответствии с требованиями военного времени явились директивное письмо ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР партийным и советским организациям 29 июня 1941 г., приказ «О работе политико-просветительных учреждений в военное время» ( сентябрь 1941г.). В документах содержалось требование превратить политико-просветительные учреждения, библиотеки, музеи в подлинно массовые, действенные центры агитационной работы, подчинить их деятельность целям пропаганды идей советского патриотизма, героических традиций русского народа, образцов воинского и трудового героизма советских людей, разъяснять всю серьезность опасности, нависшей над Родиной, необходимость строжайшей дисциплины и бдительности, всеми доступными им средствами способствовать разгрому врага.
На первый план была выдвинута работа в наиболее оперативных и эффективных средствах массовой информации, таких как печать, радио, кинематография, где был использован опыт политико-просветительной работы периода гражданской войны. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР. Специальные передачи были адресованы населению тыловых районов, воинам Красной Армии, молодежи.
Роль СМИ
Диктор
Сообщение о начале войны
Репродуктор времён войны
Голос Левитана знала вся страна
Всё для победы
- На второй день войны состоялся расширенный пленум Центрального комитета Союза работников искусств, где обсуждался вопрос о культурном обслуживании частей действующей Красной Армии.
- Пленум обратился к деятелям культуры с призывом сплотиться вокруг партии, встать на защиту Родины, подчинить свою работу интересам фронта, пересмотреть свой репертуар и создать бригады для выступлений в частях Красной Армии.
Перед бойцами выступает Л. Русланова
Клавдия Шульженко исполняет песню «Синий платочек»
К. Шульженко исполняет
«Синий платочек»- символ любви и верности военной поры
Поэт К. Симонов и актриса В. Серова
Нам песня строить и жить помогает…
Леонид Утёсов
- Песенное творчество оказалось особенно притягательно для советских воинов. Всенародной любовью пользовались талантливые исполнители народных песен Л. Русланова, И. Юрьева и исполнители песен, созданных в советское время: Л. Утёсов, К. Шульженко.
Леонид Утёсов исполняет песню «Брянская улица»
Символ стойкости
- Символом стойкости родного города восприняли Ленинградцы Седьмую симфонию Д. Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде.
Звучит тема нашествия
из Седьмой симфонии
Д. Шостаковича
Композитор Д.Д. Шостакович
Сила поэтического слова
« Жди меня»
«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть Желтые дожди,
Жди, когда снега метут, Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест Писем не придет,
Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.»
- Невиданной популярностью пользовалась лирика К. Симонова. Его стихи обращались к самому сердцу фронтовиков, и горечь утрат военных лет соединялась с радостью любви к жене, матери, возлюбленной, и конечно же, к родимой земле.
Константин Симонов
Книга про бойца
А.Твардовский «Василий Тёркин»
Многие известные литераторы работали военными корреспондентами. Стихотворные истории А. Твардовского про смелого и удалого солдата Василия Тёркина со временем превратились в одно из лучших произведений советской литературы, воспевших подвиг рядового солдата.
«Тёркин на привале»
Искусство плаката
Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката, кино, публицистика, песня. Эти произведения быстро тиражировались и приобретали огромную популярность.
Невиданную эмоциональную силу излучал плакат художника И.М. Тоидзе «Родина- мать зовёт!».
Песня «Священная война (стихи В.И. Лебедева- Кумача, музыка А.В.Александрова) оказалась созвучна нравственному настрою советских людей. Слова этой песни, прозвучавшей в первые дни войны, потрясли своей пронзительной душевной энергией.
И.М. Тоидзе «Родина- мать зовёт!»
Окна ТАСС
- Созданные художниками Кукрыниксами ( Ку прияновым М., Кры ловым Н., и Ник итой С околовым), Ефимовым Б., Радловым Н. плакаты и карикатуры на гитлеровских главарей оказались мощным пропагандистским средством, разоблачавшим идеологию фашизма. Плакаты с подписями на злобу дня, выполненные известными поэтами и публицистами, выставлялись в уличных витринах- «Окнах ТАСС»
«Потеряла я колечко…»
- Значительные перемены в идеологической и культурной жизни СССР произошли в связи с практически полным прекращением в годы войны государственной антирелигиозной пропаганды. Советское руководство стремилось использовать в своих целях такой глубинный пласт народного сознания как религиозность. Религиозные чувства сохранялись у значительной части населения, особенно в сельских районах. Церковь призывала к борьбе с захватчиками и поддерживала все усилия власти, направленные на разгром врага. Духовные лидеры православной церкви были удостоены первых официальных наград, состоялось избрание патриарха, был образован Синод. Аналогичные послабления были сделаны и в отношении других вероисповеданий.
Церковь в годы войны
Война в фотографиях
«Песенка военного корреспондента»
(слова К. Симонова,
музыка М. Блантера)
- События войны старались запечатлеть на фотоплёнку многие известные фотокорреспонденты. С риском для жизни добывали они материалы, сохранившие до сего дня свидетельства событий тех суровых, героических дней.
«Развалинами рейхстага удовлетворён. Маэстро.» (Из кинофильма
«В бой идут одни старики»)
История войны в наградах
Героическое историческое прошлое нашей страны нашло отражение в правительственных наградах. В годы войны были созданы ордена в честь Александра Невского, Фёдора Ушакова, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Павла Нахимова.
Выводы:
- Советский народ и без призывов партии и правительства проявил инициативу, героически защищал свою Родину .
- В годы войны была возрождена вся глубинная Российская культура.
- Искусство военных лет вселяло в советский народ уверенность в победе, призывало его на подвиг во имя Родины
- Партия в годы войны изменила идеологическую работу в стране, предоставила советскому человеку некоторую творческую свободу.
Текст доклада
В конце июля 1941 г. перед лицом национальной катастрофы лидеры советского государства были вынуждены обратиться к таким знаковым понятиям русской культуры как Родина и Отечество. Эти временно забытые после революции нравственные величины были упомянуты уже 22 июня 1941 г. в знаменитом выступлении В.М. Молотова по радио: «Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу».
На страницах центральных газет представители интеллигенции проводили параллели с историческими событиями Ледового побоища 1242 г., Отечественной войны 1812 г., Первой мировой войны. Были вновь упомянуты имена Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова. В годы войны впервые в идеологии и культурной политике советского государства на первый план стал выдвигаться более «земной», понятный людям смысл понятия «патриотизм» - это не только история партии и государства, но и любовь к своей семье, к близким, к своему дому .
Важной составляющей стороной культурной политики и пропаганды патриотизма был призыв к беспощадной борьбе с захватчиками, воспитание ненависти к врагу. Не случайно на советских политических плакатах в образе врага главный акцент стал делаться на национальной принадлежности (например, «немецкий прихвостень», «немецкая овчарка» и т.д.).
Важными программными документами перестройки страны в соответствии с требованиями военного времени явились директивное письмо ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР партийным и советским организациям 29 июня 1941 г., приказ «О работе политико-просветительных учреждений в военное время» ( сентябрь 1941г.). содержалось требование превратить политико-просветительные учреждения, библиотеки, музеи в подлинно массовые, действенные центры агитационной работы, подчинить их деятельность целям пропаганды идей советского патриотизма, героических традиций русского народа, образцов воинского и трудового героизма советских людей, разъяснять всю серьезность опасности, нависшей над Родиной, необходимость строжайшей дисциплины и бдительности, всеми доступными им средствами способствовать разгрому врага.
Война потребовала перестройки всех учреждений культуры, сокращения аппарата ее управления и заметного ослабления идеологического контроля над художественным творчеством. На второй день войны состоялся расширенный пленум Центрального комитета Союза работников искусств, где обсуждался вопрос о культурном обслуживании частей действующей Красной Армии. Обсудив задачи, вставшие перед творческими работниками, пленум обратился к деятелям культуры с призывом сплотиться вокруг партии, встать на защиту Родины, подчинить свою работу интересам фронта, пересмотреть свой репертуар и создать бригады для выступлений в частях Красной Армии. В центральных изданиях отмечалось, что в военное время «деятельность науки, техники, литературы и искусства нужна не меньше, а, пожалуй, еще больше, чем в мирное время», и что «всякая наука теперь в нашей стране служит делу победы над врагом».
Централизации работы информационной службы способствовало создание Совинформбюро, которое являлось действенным политическим и психологическим оружием партии. На первый план была выдвинута работа в наиболее оперативных и эффективных средствах массовой информации, таких как печать, радио, кинематография, где был использован опыт политико-просветительной работы периода гражданской войны. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР. Специальные передачи были адресованы населению тыловых районов, воинам Красной Армии, молодежи.
Значительные перемены в идеологической и культурной жизни СССР произошли в связи с практически полным прекращением в годы войны государственной антирелигиозной пропаганды. Советское руководство стремилось использовать в своих целях такой глубинный пласт народного сознания как религиозность. Религиозные чувства сохранялись у значительной части населения, особенно в сельских районах. Церковь призывала к борьбе с захватчиками и поддерживала все усилия власти, направленные на разгром врага. Духовные лидеры православной церкви были удостоены первых официальных наград, состоялось избрание патриарха, был образован Синод. Аналогичные послабления были сделаны и в отношении других вероисповеданий.
Песенное творчество оказалось особенно притягательно для советских воинов. Всенародной любовью пользовались талантливые исполнители народных песен Л. Русланова, И. Юрьева и исполнители песен, созданных в советское время: Л. Утёсов, К. Шульженко.
Символом стойкости родного города восприняли Ленинградцы Седьмую симфонию Д. Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде.
Многие известные литераторы работали военными корреспондентами. Стихотворные истории А. Твардовского про смелого и удалого солдата Василия Тёркина со временем превратились в одно из лучших произведений советской литературы, воспевших подвиг рядового солдата.
Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката, кино, публицистика, песня. Эти произведения быстро тиражировались и приобретали огромную популярность.
Невиданную эмоциональную силу излучал плакат художника И.М. Тоидзе «Родина- мать зовёт!».
Песня «Священная война (стихи В.И. Лебедева- Кумача, музыка А.В.Александрова) оказалась созвучна нравственному настрою советских людей. Слова этой песни, прозвучавшей в первые дни войны, потрясли своей пронзительной душевной энергией.
Созданные художниками Кукрыниксами ( Ку прияновым М., Кры ловым Н., и Ник итой С околовым), Ефимовым Б., Радловым Н. плакаты и карикатуры на гитлеровских главарей оказались мощным пропагандистским средством, разоблачавшим идеологию фашизма. Плакаты с подписями на злобу дня, выполненные известными поэтами и публицистами, выставлялись в уличных витринах- «Окнах ТАСС»
Героическое историческое прошлое нашей страны нашло отражение в правительственных наградах. В годы войны были созданы ордена в честь Александра Невского, Фёдора Ушакова, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Павла Нахимова.
Выводы.
Искусство военных лет вселяло в советский народ уверенность в победе, призывало его на подвиг во имя Родины
Партия в годы войны изменила идеологическую работу в стране, предоставила советскому человеку некоторую творческую свободу.
Советский народ и без призывов партии и правительства проявил инициативу, героически защищал свою Родину.
В годы войны была возрождена вся глубинная Российская культура
Несмотря на внезапность нападения фашистской Германии, партии и правительству удалось в целом последовательно и оперативно перестроить идеологическую систему советского государства, приспособить ее к новым условиям военного времени, что позволило максимально эффективно использовать ее в дальнейшем в целях мобилизации масс и достижения Победы.
В работе использованы доступные интернет ресурсы