«Я страстно люблю природу…»
Посвящается
русскому писателю
Ивану Сергеевичу Тургеневу
(1818-1883)
Работу выполнила
Красильщикова Т.Н.,
учитель биологии
МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Южа
Человека не может не занимать природа; он связан с ней тысячью нерасторжимых нитей, он сын её. (И. С. Тургенев)
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно связаны. Природа это не только источник необходимых средств существования человека, но и источник удовлетворения духовних потребностей. Природа воспитывает в человеке чувство прекрасного. Ее невидимые нити привязывают человека к родному дому, к яблоне, склонившейся к раскрытому окну, к песне соловья, к алому закату.
Природа и литература неотделимы друг от друга, потому что природа с детства входит в нашу жизнь. Писатели всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. В их произведениях природа не выглядит мертвой, молчаливой. Вчитываясь, мы обязательно услышим звуки живой природы. В художественной литературе природа не только пейзаж, на фоне которого разворачиваются события. Описание природы это важнейший компонент произведения, источник разнообразных переживаний и ощущений читателя.
Письмо
«Природа… будит в нас потреность в любви» И.С.Тургенев
Тургенев –
великий пейзажист
Все то, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и живописность. Все пейзажные зарисовки автора очень яркие, талантливые, еще раз показывают необычайную красоту природы и раскрывают широкую душу русских людей.
«Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» И.С.Тургенев
В Спасском Тургенев научился глубоко любить и чувствовать природу
… Спасское в то время было настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели сразных сторон к господской усадьбе… за домом тянулся обширный, роскошный сад, густые темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймляющим сад и всю усадьбу.
« Когда вы будете в Спасском , — писал он своему другу, известному русскому поэту Я. Полонскому, — поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, — родине поклонитесь…»
Традиции русского человека в природных зарисовках
Характерными особенностями картин природы в произведениях Тургенева являются конкретность, реальность, зримость. В описаниях автор выступает не в качестве бесстрастного наблюдателя, но его отношение к ней выражается предельно отчетливо и ясно. И.С.Тургенев с волнением наблюдал за полетом голубя, тире, многоточие объясняют его беспокойство: «Летел, летал – всё прямо, прямо… и потонул за лесом» . И правда, дальше облегчение: «…Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад…».
Тургенев очень тонок в оценке природных зарисовок. Простота и точность слов, яркость и сочность красок в изображении природы позволяет считать Тургенева непревзойденным знатоком русского языка. Поэтому тургеневские пейзажи легко воспринимаются читателем.
Образ природы
Крестьяне показаны на фоне природы, с которой они находятся в неразрывной связи и из которой черпают жизненные силы
«Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы…Они и есть часть природы, неразрывно связаны с ней. Природа загадочна, таинственна. Она умеет быть доброй и мстить…Счастье - в единении с ней , в ощущении себя частицей бесконечного целого природы» . Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
Утренний пейзаж
Для Тургенева утро связано со свежестью, с очищением и встречается в большинстве произведений.
«…утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью... »
Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”
«Ночное»
Тургеневской ночи присущи не только жуткость и таинственность, в ней предстает перед читателем красота «темного и чистого неба», «торжественно и высоко» стоящего над людьми. Тургеневская ночь дает человеку духовное раскрепощение, бесконечные загадки мироздания тревожат его воображение: «…торжественно и царственно стояла ночь ... Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли ...»
Куинджи «Ночное»
Творчество Тургенева неотделимо от музыкальной культуры. Музыкой наслаждаются его герои, сам писатель не знал наслаждения выше. Есть у Тургенева замечательный романс, музыка В. Абаза, где все так созвучно утреннему пейзажу. В этом романсе чувствуется не только любовь, но и тоска по далекой и дорогой Родине.
Спасское-Лутовиново. Фортепиано в столовой
Символичность
пейзажа
В начале романа «Отцы и дети» пейзаж отражает картину действительности накануне отмены крепостного права: бедность, нищету, запустение : «Речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с зевающими воротцами возле опустелых гумен ...»
Он как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустен ие.
Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит. В этом описании всё полно жизни, всё говорит о воскресении, красоте и силе:
« всё …золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тёплым дыханием тёплого ветерка», «красиво чернея…гуляли грачи», «повсюду…заливались жаворонки…» Это описание заставляет любоваться природой .
Одушевленность
природы
Природа у Тургенева одушевлена, полна жизни, движения.
- «Торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях…»
- «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»
- вдали стеной стоит дубовый лес и алеет на солнце
- « березы стояли все белые, без блеску»
- «золотые тучки расстилались по небу»
Метафорические образы и олицетворения одушевляют лес. («ракиты тревожно лепетали», «деревья забушевали», «капли дождя зашлепали по листьям»)
«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета - это природа. Две-три черты, и пахнет…» Л.Н.Толстой
Не всякому поэту и писателю по плечу красочное описание природы, но Тургенев поистине Мастер Слова, сумевший вслушаться, вглядеться в ее величество Природу. Его герои сливаются и растворяются в природе, ибо человек лишь гость на земле.
Пейзажная характеристика персонажей
Пейзажные зарисовки Тургенева помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Герои, которые симпатичны автору (Николай Петрович, Аркадий, Катя) наделены острым чувством природы, они чутко воспринимают прежде всего ее красоту и гармонию. Те же герои, к которым у автора отношение отрицательное или двойственное, как правило, глухи к природе как эстетической ценности. Так, Павел Петрович вообще не способен эмоционально
воспринимать пейзаж; утилитарно-
практическое отношение к природе Базарова
(«природа не храм, а мастерская, и человек в
ней работник ») обнаруживает нравственную и эмоциональную ущербность этого характера.
Вечность природы
Жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаются для Тургенева неразрешимыми. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев».
Человек превозносится над другими творениями Природы, но он в её глазах не лучше блохи. «…Природа же холодно спокойна: «— Все твари мои дети, — промолвила она, (Природа)— и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю …Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон»
В природе и в человеческом обществе действуют разные законы. Природа равнодушна к человеку, он вовсе не её царь, не любимое её дитя.
«Природа – единое чудо и целый мир чудес…Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то, и другое немыслимо. » (И.С.Тургенев).
Тургенев — признанный мастер пейзажа в русской литературе XIX века. Он не олицетворяет природу, а показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой. Образы природы становятся важной составной частью образа родины, России. В изображении природы Тургенев воплотил свое многогранное и неоднозначное отношение к ней. Природа предстает перед нами и как источник вдохновения, и как таинственный и загадочный образ.
По словам В.Г. Белинского , «он любит природу… как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу…»
Литература
и интернет - источники.
- https://www.livelib.ru/quote/164022-zapiski-ohotnika-dvoryanskoe-gnezdo-i-s-turgenev
- https://ilibrary.ru/text/1204/p.8/index.html
- http://drinking-songs.ru/slova-pesen/utro-tumannoe.html
- http://music-maker.ru/videoplay/la3mRLWOC80/ владимир-высоцкий-утро-туманное-утро-седое
- https://ilibrary.ru/text/1204/p.8/index.html
- http://zaycev.net/pages/25836/2583632.shtml
- http://animated-images.su/photo/animacija/priroda/8
- Анимированные картинки из личной коллекции (источник неизвестен)