Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МКУ ДПО «Учебно-методический Центр»
Региональная
практическая конференция
по проблемам преемственности
дошкольного и начального общего образования
« Развитие познавательных интересов, способностей, познавательной мобильности детей дошкольного
и младшего школьного возраста »
г.Солнечногорск
20 апреля 20 17 г.
Формирование профессиональной компетентности педагога в области речевого развития детей
Игнатова Людмила Владимировна, учитель начальных классов,
МБОУ Ржавская СОШ
Солнечногорск 2017 г.
« Заговори, чтобы я тебя увидел»
Сократ
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут
своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи»
(Ушакова О.С.)
Преемственность в работе специалистов
дошкольного образования и учителей начальной школы в развитии речи обучающихся:
МБОУ СОШ Ржавская МБДОУ №30
.
Условия успешного развития речи ребёнка:
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
- Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Роль родителей в развитии речи детей :
- В странах Африки до трех лет дети
опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
что необходимо педагогу:
- Следить за правильным произношением, проводить работу по звуковому анализу слов, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения.
- Помогать ребенку овладеть названием
предметов и явлений, их свойства и рассказывать о них.
Современные образовательные технологии
- Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа
(точечный массаж и др.).
- Игровые технологии
- (настольно-печатные игры,
сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами,
словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.
Технологии развити речи :
Традиционные- (образец рассказа
педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание).
Инновационные – ( формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление).
Инновационные технологии:
- Пальчиковые игры в воде, сухом бассейне
- Логоритмика
- Моделирование
- ТРИЗ
- Синквейн
- Игровые
- Различные виды терапий
- Конструкторы ЛЕГО
Пальчиковые игры в воде, в сухом
бассейне:
Закономерность: если развитие
движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы.
В.А.Сухомлинский.
Логоритмика :
Метод моделировани я
Мнемотехника- искусство запоминани, т.е. совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.
предметно-схематические модели
Коллаж
Схемы составления рассказов
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает:
- обогащать словарный запас
- обучать составлению рассказов
- пересказывать художественную литературу
- отгадывать и загадывать загадки
Наглядное моделирование – это:
Опорные картинки,
Схемы,
Мнемотаблицы,
Карточки-символы или первые буквы слов( Каждый охотник желает знать,где сидит фазан …
ТРИЗ- теория решени изобретательских задач.
Основной критерий в работе с детьми в детском саду и в школе – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Что такое синквейн?
Форма пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
• пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Составление синквейна:
Мыло
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
У мыла сладкий запах, но противный вкус.
Разочарование.
13
Синквейн
Речь
Чистая, правильная
Учим, повторяем, закрепляем
Мы многое узнали о развитии речи.
Здорово!!!
В современной педагогике есть еще не мало технологий, которые можно использовать для развития речи.
Но существуют определенные правила их использования:
Руководствуйтесь в своей работе
следующими принципами:
- Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!
- Ум гибнет не от износа, он ржавеет от неупотребления.
- У каждого ребенка свой срок и час постижения.
- Чтобы стать настоящим воспитателем детей, нужно отдать им свое сердце.
- Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно
«Маленькие хитрости«-для учителя:
- Необычное начало каждого урока.
- Словарная и орфографическая подготовка .
- Еженедельное «Свободное сочинительство».
- Применение игровых приемов, заданий.
Игра - ради дела.
- Упражнения по речевому этикету.
Спасибо за внимание!