ИГРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Петренко Т.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 23 «Берёзка»
Что такое родной язык? Это - наше мышление, воплощающееся в словах, это – нечто, на чем сходятся все интересы, это путь к самостоятельной творческой работе, это духовная обстановка, в которой мы живем, это наше духовное содержание». Е.И. Тихеева
КОМПОНЕНТЫ ИГРОВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ
• Место речевого общения (официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения, особенности социальной среды - где происходит общение: во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т.д.),
• Адресат речи (человек или сказочный герой), его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора.
• Цель коммуникации (речевая задача, которую надо решить – проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т.д.)
• Предмет коммуникации (тема).
• Система речевых средств (этот компоне нт зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими).
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ
• Наглядная представленность результатов речевых действий , причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.
• Личностно-значимое эмоционально - окрашенное содержание речи из личного опыта детей.
• Хорошо знакомые адресаты речи, которые не были у частниками описываемых событий, привлекательны для детей и наглядно представлены им (картинка, игрушка, фотография)
• Направленность речевых действий на решение конкретной жизненной задач и (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ
- сказочные игровые ситуации;
- жизненные игровые ситуации;
- речь, обращенная к одному персонажу,
- речь, ориентированная на группу слушателей.
Интерактивные игровые методы и приемы в речевом развитии старших дошкольников
Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.
- 1 строка: Предмет или явление .
- 2 строка: Описать какой этот предмет.
- 3 строка: Действия данного предмета.
- 4 строка: Нравится ли данный предмет и как? непосредственно мнение о затронутой теме, личное отношение к тому, о чем говорится в тексте.
- 5 строка: Как можно по-другому назвать этот предмет?
Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
- Интеллектуальные карты – Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Он дает возможность проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
- Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.
- Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются.
- Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание.
- Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку.
Интерактивные сказки- психологическое средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Микрофон
- Дебаты
- Вдвоём
- Цепочка
- Снежный ком
- Синтез мыслей
- Круг идей
- Общий проект
- Ассоциативный цветок
- Дерево решений
- Метод многоканальной деятельности
- Дискуссия
- Мозговая атака
- Викторина
- Беседа-диалог
- Моделирование проблемных ситуаций
- Что? Где? Когда?
- Предвидение
- Воображаемая картина
- Что можно делать?
- Перевоплощение
- Сказка наоборот
- Коллаж
- Реклама
Дидактические игры :
- - игры с предметами или игрушками
- - настольно - печатные
- - словесные игры
Театрализованные игры :
- игры драматизации, где ребёнок исполняет роль в качестве артиста
- режиссёрские игры, где артистами являются игрушки и их заместители, а ребенок организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивает героев и комментирует сюжет
Пальчиковые игры . средство переключения детей с одного вида деятельности на другой. Проговаривание стихов с одновременным движением пальцев
- Игровые приёмы при заучивании стихотворений. При декларировании стихотворения дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При заучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц
- Сочинительство. Проходит в форме синквейна, что в переводе с французского обозначает «пять сточек» . Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Однако это не просто стихотворение, стихотворение, написанное по определенным правилам:
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
- 2 строка – два прилагательных выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
- 5 строка – заключение в форме существительного, которое отражает сущность темы(ассоциация).
Сказкатерапия . Сочинение детьми сказок:
- Салат из сказок (смешивание разных сказок);
- Что будет если. Сюжет задается воспитателем;
- Изменение характера персонажей (старая сказка на новый лад);
- Использование моделей (картинки, геометрические фигуры);
- Введение в сказку новых атрибутов (волшебные предметы, бытовые приборы);
- Введение новых героев (как сказочных так и современных);
- Тематические сказки (цветочные, ягодные, животные и т.д.)
ЛЕГО-технология
- развитие лексико - грамматических средств речи;
- формирование грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительными; прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; использование различных приставок и т.д.);
- Формирование графического образа букв при обучении грамоте, а также к развитию тактильных ощущений(игра с закрытыми глазами на ощупь);
- овладение звуко - буквенным анализом и слого - звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначениям гласных, твердых и мягких согласных).
- формирование пространственной ориентации и схемы собственного тела.
Здоровьесберегающие технологии- система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.
Виды гимнастики:
- дыхательная;
- пальчиковая;
- гимнастика после сна;
- игровой массаж.
Мнемотехника- искусство запоминать. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и увеличивающее объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
- Мнемоквадраты
- Мнемодорожка
ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ:
- Рассматривание таблицы и разбор таблицы, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование ее из абстрактных символов в образы.
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотаблицы используют:
- для обогащения словарного запаса,
- при обучении составления рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
- Моделирование. Модели эффективны при разучивании стихотворений.
- «Сказочные лабиринты игры» форма взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!