СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "игровые коммуникативные и интерактивные игровые методики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "игровые коммуникативные и интерактивные игровые методики в развитии речи детей дошкольного возраста"»

ИГРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ  И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    Петренко Т.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 23 «Берёзка»

ИГРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

Петренко Т.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 23 «Берёзка»

Что такое родной язык?  Это - наше мышление, воплощающееся в словах, это – нечто, на чем сходятся все интересы, это путь к самостоятельной творческой работе, это духовная обстановка, в которой мы живем, это наше духовное содержание».  Е.И. Тихеева

Что такое родной язык? Это - наше мышление, воплощающееся в словах, это – нечто, на чем сходятся все интересы, это путь к самостоятельной творческой работе, это духовная обстановка, в которой мы живем, это наше духовное содержание». Е.И. Тихеева

 КОМПОНЕНТЫ ИГРОВОЙ  КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ   • Место речевого общения  (официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения, особенности социальной среды - где происходит общение: во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т.д.), • Адресат речи  (человек или сказочный герой), его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора. • Цель коммуникации  (речевая задача, которую надо решить – проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т.д.) • Предмет коммуникации  (тема). • Система речевых средств  (этот компоне нт зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими).

КОМПОНЕНТЫ ИГРОВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ

Место речевого общения (официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения, особенности социальной среды - где происходит общение: во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т.д.),

Адресат речи (человек или сказочный герой), его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора.

Цель коммуникации (речевая задача, которую надо решить – проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т.д.)

Предмет коммуникации (тема).

Система речевых средств (этот компоне нт зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими).

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ  КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ •  Наглядная представленность результатов речевых действий , причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка. • Личностно-значимое эмоционально - окрашенное содержание речи из личного опыта детей. • Хорошо знакомые адресаты речи, которые не были у частниками описываемых событий, привлекательны для детей и наглядно представлены им (картинка, игрушка, фотография) • Направленность речевых действий на решение конкретной жизненной задач и  (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ

Наглядная представленность результатов речевых действий , причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.

Личностно-значимое эмоционально - окрашенное содержание речи из личного опыта детей.

Хорошо знакомые адресаты речи, которые не были у частниками описываемых событий, привлекательны для детей и наглядно представлены им (картинка, игрушка, фотография)

Направленность речевых действий на решение конкретной жизненной задач и  (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).

 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ сказочные игровые ситуации; жизненные игровые ситуации; речь, обращенная к одному персонажу, речь, ориентированная на группу слушателей.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ

  • сказочные игровые ситуации;
  • жизненные игровые ситуации;
  • речь, обращенная к одному персонажу,
  • речь, ориентированная на группу слушателей.
Интерактивные игровые методы и приемы в речевом развитии старших дошкольников

Интерактивные игровые методы и приемы в речевом развитии старших дошкольников

  Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.  1 строка: Предмет или явление . 2 строка: Описать какой этот предмет.  3 строка: Действия данного предмета. 4 строка: Нравится ли данный предмет и как? непосредственно мнение о затронутой теме, личное отношение к тому, о чем говорится в тексте.  5 строка: Как можно по-другому назвать этот предмет?

 

Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

  • 1 строка: Предмет или явление .
  • 2 строка: Описать какой этот предмет.
  • 3 строка: Действия данного предмета.
  • 4 строка: Нравится ли данный предмет и как? непосредственно мнение о затронутой теме, личное отношение к тому, о чем говорится в тексте.
  • 5 строка: Как можно по-другому назвать этот предмет?

 Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Интеллектуальные карты – Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Он дает возможность проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов.
  • Интеллектуальные карты – Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Он дает возможность проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ Микрофон  — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются. Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание. Цепочка  — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  • Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.
  • Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются.
  • Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание.
  • Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку.

Интерактивные сказки- психологическое средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития

Интерактивные сказки- психологическое средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Микрофон Дебаты Вдвоём Цепочка Снежный ком Синтез мыслей Круг идей Общий проект Ассоциативный цветок Дерево решений Метод многоканальной деятельности Дискуссия Мозговая атака Викторина Беседа-диалог Моделирование проблемных ситуаций Что? Где? Когда? Предвидение Воображаемая картина Что можно делать? Перевоплощение Сказка наоборот Коллаж Реклама

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Микрофон
  • Дебаты
  • Вдвоём
  • Цепочка
  • Снежный ком
  • Синтез мыслей
  • Круг идей
  • Общий проект
  • Ассоциативный цветок
  • Дерево решений
  • Метод многоканальной деятельности
  • Дискуссия
  • Мозговая атака
  • Викторина
  • Беседа-диалог
  • Моделирование проблемных ситуаций
  • Что? Где? Когда?
  • Предвидение
  • Воображаемая картина
  • Что можно делать?
  • Перевоплощение
  • Сказка наоборот
  • Коллаж
  • Реклама
Дидактические игры : - игры с предметами или игрушками - настольно - печатные - словесные игры Театрализованные игры : игры драматизации, где ребёнок исполняет роль в качестве артиста режиссёрские игры, где артистами являются игрушки и их заместители, а ребенок организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивает героев и комментирует сюжет Пальчиковые игры .  средство переключения детей с одного вида деятельности на другой. Проговаривание стихов с одновременным движением пальцев

Дидактические игры :

  • - игры с предметами или игрушками
  • - настольно - печатные
  • - словесные игры

Театрализованные игры :

  • игры драматизации, где ребёнок исполняет роль в качестве артиста
  • режиссёрские игры, где артистами являются игрушки и их заместители, а ребенок организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивает героев и комментирует сюжет

Пальчиковые игры .  средство переключения детей с одного вида деятельности на другой. Проговаривание стихов с одновременным движением пальцев

Игровые приёмы при заучивании стихотворений.  При декларировании стихотворения дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При заучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц Сочинительство. Проходит в форме синквейна, что в переводе с французского обозначает «пять сточек» .  Это творческая работа, которая имеет короткую  форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Однако это не просто стихотворение, стихотворение, написанное по определенным правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5 строка – заключение в форме существительного, которое отражает сущность темы(ассоциация).
  • Игровые приёмы при заучивании стихотворений. При декларировании стихотворения дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При заучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц
  • Сочинительство. Проходит в форме синквейна, что в переводе с французского обозначает «пять сточек» Это творческая работа, которая имеет короткую  форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Однако это не просто стихотворение, стихотворение, написанное по определенным правилам:
  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
  • 2 строка – два прилагательных выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • 5 строка – заключение в форме существительного, которое отражает сущность темы(ассоциация).
Сказкатерапия . Сочинение детьми сказок: Салат из сказок (смешивание разных сказок); Что будет если. Сюжет задается воспитателем; Изменение характера персонажей (старая сказка на новый лад); Использование моделей (картинки, геометрические фигуры); Введение в сказку новых атрибутов (волшебные предметы, бытовые приборы); Введение новых героев (как сказочных так и современных); Тематические сказки (цветочные, ягодные, животные и т.д.)

Сказкатерапия . Сочинение детьми сказок:

  • Салат из сказок (смешивание разных сказок);
  • Что будет если. Сюжет задается воспитателем;
  • Изменение характера персонажей (старая сказка на новый лад);
  • Использование моделей (картинки, геометрические фигуры);
  • Введение в сказку новых атрибутов (волшебные предметы, бытовые приборы);
  • Введение новых героев (как сказочных так и современных);
  • Тематические сказки (цветочные, ягодные, животные и т.д.)
ЛЕГО-технология развитие лексико - грамматических средств речи; формирование грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительными; прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; использование различных приставок и т.д.); Формирование графического образа букв при обучении грамоте, а также к развитию тактильных ощущений(игра с закрытыми глазами на ощупь); овладение звуко - буквенным анализом и слого - звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначениям гласных, твердых и мягких согласных). формирование пространственной ориентации и схемы собственного тела.

ЛЕГО-технология

  • развитие лексико - грамматических средств речи;
  • формирование грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительными; прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; использование различных приставок и т.д.);
  • Формирование графического образа букв при обучении грамоте, а также к развитию тактильных ощущений(игра с закрытыми глазами на ощупь);
  • овладение звуко - буквенным анализом и слого - звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначениям гласных, твердых и мягких согласных).
  • формирование пространственной ориентации и схемы собственного тела.
Здоровьесберегающие технологии-  система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников. Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика. Виды гимнастики: дыхательная; пальчиковая; гимнастика после сна; игровой массаж.

Здоровьесберегающие технологии- система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики:

  • дыхательная;
  • пальчиковая;
  • гимнастика после сна;
  • игровой массаж.
Мнемотехника- искусство запоминать. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и увеличивающее объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемоквадраты Мнемодорожка

Мнемотехника- искусство запоминать. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и увеличивающее объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

  • Мнемоквадраты
  • Мнемодорожка
ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ:  Рассматривание таблицы и разбор таблицы, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование ее из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. Мнемотаблицы используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ:

  • Рассматривание таблицы и разбор таблицы, что на ней изображено.
  • Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование ее из абстрактных символов в образы.
  • После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотаблицы используют:

  • для обогащения словарного запаса,
  • при обучении составления рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.
Моделирование. Модели  эффективны при разучивании стихотворений. «Сказочные лабиринты игры» форма взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр.
  • Моделирование. Модели эффективны при разучивании стихотворений.
  • «Сказочные лабиринты игры» форма взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!