СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Игровые технологии как инструмент повышения качества образования». Вхождение в тему.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Игровые технологии как инструмент повышения качества образования" была использована для вхождения в тему на районном методическом  семинаре. К презентации прилагается сопроводительная речь. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Игровые технологии как инструмент повышения качества образования». Вхождение в тему.»

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Шелаевская средняя общеобразовательная школа  Районный методический семинар  «Игровые технологии как инструмент  повышения качества образования»  Подготовила: Новикова Н.Е.  с. Шелаево 2023 г

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелаевская средняя общеобразовательная школа

Районный методический семинар

«Игровые технологии как инструмент

повышения качества образования»

Подготовила: Новикова Н.Е.

с. Шелаево 2023 г

 Методическая тема Повышение уровня преподавания и формирование качества знаний обучающихся через освоение новых образовательных технологий: деятельностного подхода, развивающего, игрового, проблемного, разноуровневого обучения.

Методическая тема

  • Повышение уровня преподавания и формирование качества знаний обучающихся через освоение новых образовательных технологий: деятельностного подхода, развивающего, игрового, проблемного, разноуровневого обучения.
Как повысить эффективность урока?  Какими способами вызвать интерес у детей? Поиграйте с нами!

Как повысить эффективность урока?

Какими способами вызвать интерес у детей?

Поиграйте с нами!

 Актуальность    Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра – способ научить ребенка, чему его никто не научит. Игра - способ исследования пространства и времени. Игра – средство коммуникации

Актуальность

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.

  • Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения
  • Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
  • Игра – способ научить ребенка, чему его никто не научит.
  • Игра - способ исследования пространства и времени.
  • Игра – средство коммуникации
Одно из толкований слова «игра» в словаре С.И. Ожегова звучит так:  «Игра – создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений».   И каждый современный педагог хочет любым путем создать такие ситуации и пытается найти практические решения, чтобы активно вовлечь ребенка в учебный процесс.    «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев»,  - писал поэт Саади, живший в 13 веке.

Одно из толкований слова «игра» в словаре С.И. Ожегова звучит так:  «Игра – создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений». 

И каждый современный педагог хочет любым путем создать такие ситуации и пытается найти практические решения, чтобы активно вовлечь ребенка в учебный процесс. 

«Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев», - писал поэт Саади, живший в 13 веке.

Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий. Она является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в процессе изучения учебных предметов.

Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий. Она является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в процессе изучения учебных предметов.

Цель  применения  игровой   технологии  и главная установка к действию - повышение качества знаний обучающихся, занимающее центральное место в учебном процессе. Независимо от того, направлено ли занятие на закрепление, контроль или усвоение нового материала, использование  игровых  приемов должно давать результат, ради которого и организуется это  игровое  взаимодействие.

Цель  применения  игровой   технологии  и главная установка к действию

- повышение качества знаний обучающихся, занимающее центральное место в учебном процессе. Независимо от того, направлено ли занятие на закрепление, контроль или усвоение нового материала, использование  игровых  приемов должно давать результат, ради которого и организуется это  игровое  взаимодействие.

Также целью игровых технологий является решение ряда задач : дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Также целью игровых технологий является решение ряда задач :

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии ;  в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);  как технология внеклассной работы .

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии ;
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы .
Реализация  игровых приемов  происходит по таким направлениям:  в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую ;  педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи ;  учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры ;  учебный материал используется в качестве средства игры ;  успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры .

Реализация  игровых приемов  происходит по таким направлениям:

  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую ;
  • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи ;
  • учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры ;
  • учебный материал используется в качестве средства игры ;
  • успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры .
Эффективность игровых методов обусловлена такими дидактическими свойствами игры, как:  Двойственность ; Неопределенность исхода ; Добровольность;  Полифункциональность

Эффективность игровых методов обусловлена такими дидактическими свойствами игры, как:

  • Двойственность ;
  • Неопределенность исхода ;
  • Добровольность;

  • Полифункциональность
Классификация игр в учебном процессе Учебные игры имеют различные классификации:  по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры. по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, -закрепления, -контрольные. по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр  по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

Классификация игр в учебном процессе

Учебные игры имеют различные классификации:

  • по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.
  • по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, -закрепления, -контрольные.
  • по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр
  • по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
  по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические);  по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);  по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, 9 прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);  по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные)
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические);
  • по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
  • по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, 9 прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);
  • по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные)
Существуют разные  виды уроков  с применением игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий; 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; 4) использование дидактической игры на определённом этапе урока; 5) различные виды внеклассной работы ,которые могут проводиться между учащимися одной параллели.

Существуют разные  виды уроков  с применением игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий;

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование дидактической игры на определённом этапе урока;

5) различные виды внеклассной работы ,которые могут проводиться между учащимися одной параллели.

  «Обучающая игра»  Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы. Особенности учебные игры: педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон; педагог находится в роли наблюдателя или болельщика; педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.

  «Обучающая игра»

Обучающие игры имеют ряд правил:

  • они не должны содержать слишком много информации
  • для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы.

Особенности учебные игры:

  • педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
  • педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;
  • педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.
Результат игры проявляется в том, что игра- это: - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ; - тренировка памяти , помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; - стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; - способствует преодолению пассивности учеников; - способствует усилению работоспособности учащихся.

Результат игры проявляется в том, что игра- это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;

- тренировка памяти , помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого разрабатывали такие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Семенович Выготский,  Алексей Николаевич Леонтьев, Павел Петрович Блонский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин, 3игмунд Фрейд, Жан Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии личности и основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого разрабатывали такие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Семенович Выготский,  Алексей Николаевич Леонтьев, Павел Петрович Блонский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин, 3игмунд Фрейд, Жан Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии личности и основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта

« Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

                                                            Д.В.Менджерицкая

«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».

                                                                  К.Д.Успенски й

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                  В.А.Сухомлинский

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

                                                                  Я.Коменский

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

                                                                  М.Монтель

«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».

                                                                 А.В.Луначарский

«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых».

                                         Я.Корчак

 Игровые технологии позволяют:  проводить уроки в нетрадиционной форме;  раскрывать креативные способности учащихся;  дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;  развивать коммуникативные навыки учащихся;  обеспечивать свободный обмен мнениями;  учитывать возрастные психологические особенности школьников;  организовывать процесс обучения в форме состязания;  облегчать решение учебной задачи;  вовлекать всех учащихся в учебный процесс;  ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;  практически закреплять полученные знания;  формировать мотивационную сферу учащихся;  расширять кругозор детей;  формировать навык совместной деятельности.

Игровые технологии позволяют:

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;
  • раскрывать креативные способности учащихся;
  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • обеспечивать свободный обмен мнениями;
  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;
  • организовывать процесс обучения в форме состязания;
  • облегчать решение учебной задачи;
  • вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
  • ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
  • практически закреплять полученные знания;
  • формировать мотивационную сферу учащихся;
  • расширять кругозор детей;
  • формировать навык совместной деятельности.

 Задача, конечно,  Не слишком простая: Играя учить и учиться играя.  Но если с учебой сложить  развлеченье,  То праздником станет  любое ученье!

Задача, конечно,

Не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить

развлеченье,

То праздником станет

любое ученье!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!