Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелаевская средняя общеобразовательная школа
Районный методический семинар
«Игровые технологии как инструмент
повышения качества образования»
Подготовила: Новикова Н.Е.
с. Шелаево 2023 г
Методическая тема
- Повышение уровня преподавания и формирование качества знаний обучающихся через освоение новых образовательных технологий: деятельностного подхода, развивающего, игрового, проблемного, разноуровневого обучения.
Как повысить эффективность урока?
Какими способами вызвать интерес у детей?
Поиграйте с нами!
Актуальность
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.
- Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения
- Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
- Игра – способ научить ребенка, чему его никто не научит.
- Игра - способ исследования пространства и времени.
- Игра – средство коммуникации
Одно из толкований слова «игра» в словаре С.И. Ожегова звучит так: «Игра – создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений».
И каждый современный педагог хочет любым путем создать такие ситуации и пытается найти практические решения, чтобы активно вовлечь ребенка в учебный процесс.
«Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев», - писал поэт Саади, живший в 13 веке.
Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий. Она является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в процессе изучения учебных предметов.
Цель применения игровой технологии и главная установка к действию
- повышение качества знаний обучающихся, занимающее центральное место в учебном процессе. Независимо от того, направлено ли занятие на закрепление, контроль или усвоение нового материала, использование игровых приемов должно давать результат, ради которого и организуется это игровое взаимодействие.
Также целью игровых технологий является решение ряда задач :
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии ;
- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы .
Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:
- в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую ;
- педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи ;
- учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры ;
- учебный материал используется в качестве средства игры ;
- успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры .
Эффективность игровых методов обусловлена такими дидактическими свойствами игры, как:
- Неопределенность исхода ;
Классификация игр в учебном процессе
Учебные игры имеют различные классификации:
- по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.
- по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, -закрепления, -контрольные.
- по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр
- по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические);
- по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
- по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, 9 прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);
- по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные)
Существуют разные виды уроков с применением игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий;
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование дидактической игры на определённом этапе урока;
5) различные виды внеклассной работы ,которые могут проводиться между учащимися одной параллели.
«Обучающая игра»
Обучающие игры имеют ряд правил:
- они не должны содержать слишком много информации
- для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы.
Особенности учебные игры:
- педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
- педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;
- педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.
Результат игры проявляется в том, что игра- это:
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;
- тренировка памяти , помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого разрабатывали такие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Павел Петрович Блонский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин, 3игмунд Фрейд, Жан Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии личности и основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта
« Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К.Д.Успенски й
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Я.Коменский
«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
М.Монтель
«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».
А.В.Луначарский
«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых».
Я.Корчак
Игровые технологии позволяют:
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
- раскрывать креативные способности учащихся;
- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- обеспечивать свободный обмен мнениями;
- учитывать возрастные психологические особенности школьников;
- организовывать процесс обучения в форме состязания;
- облегчать решение учебной задачи;
- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
- практически закреплять полученные знания;
- формировать мотивационную сферу учащихся;
- расширять кругозор детей;
- формировать навык совместной деятельности.
Задача, конечно,
Не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить
развлеченье,
То праздником станет
любое ученье!
Спасибо за внимание!