ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ С ТМНР
Калабердина Екатерина Владимировна,
учитель-дефектолог
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя»
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
- поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости
и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка.
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровые технологии имеют различную направленность:
1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
У детей с ТМНР оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Даже будучи включенным в игру он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребёнок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается. Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно сними действовать. Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.
Игровая деятельность должна происходить на всех видах уроков и коррекционных занятий, что позволяет продвинуться в развитии.
Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для проведения с данным конкретным ребенком.
- Главной задачей модификации игр является создание доступной, понятной и посильной для ребенка с ТМНР игры, которая будет способствовать его развитию. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных ее принципов – снижение уровня требований. Если ребенок не может выполнить задание в предъявляемом варианте, педагог упрощает и снижает требования до тех пор, пока не окажется на уровне доступном ребенку. В некоторых случаях, когда ребенок справляется с поставленной задачей, можно попробовать повысить уровень требований на основе той же игры, попытаться сформировать у ребенка более сложные игровые навыки.
НАПРИМЕР
При построении башни из кубиков, чередовать кубики по размеру, цвету. Если ребенок выполняет задание успешно, то в качестве усложнения можно предложить ребенку использовать большее количество кубиков или добавить кубики разного цвета, размера.
Игровые действия должны обязательно сопровождаться речью.
ИГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО:
- эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
- познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
- игры должны быть социально ориентированные.
Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка. Ребенок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестает быть игрой.
Спасибо за внимание!