СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация" Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра , как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности , средством коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Презентация" Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей"»

Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей Кондратьева Елена Станиславовна Учитель-дефектолог

Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей

Кондратьева Елена Станиславовна

Учитель-дефектолог

  Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции. Существуют специальные игры и игровые упражнения, способствующие коррекции зрительных функций и поддерживающие эффект аппаратного лечения.   

Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.

Существуют специальные игры и игровые упражнения, способствующие коррекции зрительных функций и поддерживающие эффект аппаратного лечения.

 

Цели  Профилактика зрительных нарушений.  Активизация зрительных функций.  Тренировка сетчатки глаза.  Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боковой обзор)  Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации) .  Выработка бинокулярного зрения.  Развитие стереоскопического зрения.

Цели

  • Профилактика зрительных нарушений.
  • Активизация зрительных функций.
  • Тренировка сетчатки глаза.
  • Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боковой обзор)
  • Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации) .
  • Выработка бинокулярного зрения.
  • Развитие стереоскопического зрения.
Задачи  1.Повышать остроту зрения и уровень контрастной чувствительности глаза. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, повышать мышечный тонус . 3.Формировать представление о сенсорных эталонах, развивать зрительное восприятие. 4. Развивать прослеживающую функцию глаза, точность фиксации взора. 5.Развивать зрительно-моторную координацию движений. 6.Развивать пространственное восприятие и навыки ориентировки.  7.Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильную чувствительность )        7  8

Задачи

1.Повышать остроту зрения и уровень контрастной чувствительности глаза.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, повышать мышечный тонус .

3.Формировать представление о сенсорных эталонах, развивать зрительное восприятие.

4. Развивать прослеживающую функцию глаза, точность фиксации взора.

5.Развивать зрительно-моторную координацию движений.

6.Развивать пространственное восприятие и навыки ориентировки.

7.Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильную чувствительность ) 7 8

  Рекомендации для проведения игр и упражнений        Рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.   Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.   Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

Рекомендации для проведения игр и упражнений  

  • Рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.  
  • Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
  • Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.  
  • Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
 Наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;  Размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.; Размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения. Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на  подставке, с расходящимся – на столе. Игры строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
  • Наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
  • Размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
  • Размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.
  • Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на  подставке, с расходящимся – на столе.
  • Игры строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
Игры и упражнения на развитие зрительного внимания, поиска и бинокулярного зрения : «Составь целое из частей» «Обведи по контуру и раскрась» «Узнай предмет по контуру и силуэту» «Что находится на картине близко от тебя, подальше, очень далеко» « Найди одинаковые предметы» ( по форме, по цвету, по величине) «Найди тень» «Выкладывание картинки по схеме»

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания, поиска и бинокулярного зрения :

  • «Составь целое из частей»
  • «Обведи по контуру и раскрась»
  • «Узнай предмет по контуру и силуэту»
  • «Что находится на картине близко от тебя, подальше, очень далеко»
  • « Найди одинаковые предметы» ( по форме, по цвету, по величине)
  • «Найди тень»
  • «Выкладывание картинки по схеме»
«Обведи по контуру»

«Обведи по контуру»

«Найди тень»

«Найди тень»

«Иду, вижу, рассказываю сам себе» (рассматривание иллюстраций)

«Иду, вижу, рассказываю сам себе» (рассматривание иллюстраций)

«Выкладывание по контуру, заполнение»

«Выкладывание по контуру, заполнение»

«Выкладывание из частей целое»

«Выкладывание из частей целое»

«Выкладывание картинки по схеме»

«Выкладывание картинки по схеме»

Игры на развитие цветовосприятия и цветоразличения «Цветная мозаика» «Собери бусы» «Составь цвета радуги по порядку» « Найди предметы одинакового цвета» « Смешай цвета и получи новый» « Выложи цветоряд от самого светлого до самого тёмного» « Что неправильно раскрасил художник на картине»

Игры на развитие цветовосприятия и цветоразличения

  • «Цветная мозаика»
  • «Собери бусы»
  • «Составь цвета радуги по порядку»
  • « Найди предметы одинакового цвета»
  • « Смешай цвета и получи новый»
  • « Выложи цветоряд от самого светлого до самого тёмного»
  • « Что неправильно раскрасил художник на картине»
«Игры с мозаикой»

«Игры с мозаикой»

« Найди предметы одинакового цвета»

« Найди предметы одинакового цвета»

«Бусы»

«Бусы»

«Палочки Кюизинера»

«Палочки Кюизинера»

«Игры с прищепками»

«Игры с прищепками»

Игры на развитие осязания  Игры на развитие осязания оказывают положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым позволяют ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта. Осязание является одним из важнейших средств компенсации нарушенного зрения и помогает ребёнку лучше узнать признаки и свойства окружающего мира.  «Волшебный мешочек»  «Золушка»  «Найди пару»  «Найди предмет»

Игры на развитие осязания

Игры на развитие осязания оказывают положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым позволяют ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта. Осязание является одним из важнейших средств компенсации нарушенного зрения и помогает ребёнку лучше узнать признаки и свойства окружающего мира.

«Волшебный мешочек»

«Золушка»

«Найди пару»

«Найди предмет»

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Чудесный мешочек»

Игра«Золушка»

Игра«Золушка»

«Найди игрушки»

«Найди игрушки»

Игры  на развитие глазомера и глазодвигательных функций  Используются игры типа: прокатывание шаров в ворота, скатывание с горки, по желобу. Происходит развитие стереоскопического зрения, обеспечивающего детям возможность видеть объем, удаленность и протяженность, а также местоположение и глубину пространства.  «Кольцеброс»  настольные игры:  «Хоккей», «Футбол», «Бильярд» «Теннис»  «Лабиринты»  «Поймай рыбку»  «Загони шар в лунку»  «Прокати шарик в ворота»  «Прокатывание мяча в ограниченном пространстве»

Игры на развитие глазомера и глазодвигательных функций

Используются игры типа: прокатывание шаров в ворота, скатывание с горки, по желобу. Происходит развитие стереоскопического зрения, обеспечивающего детям возможность видеть объем, удаленность и протяженность, а также местоположение и глубину пространства.

«Кольцеброс»

настольные игры:

«Хоккей», «Футбол», «Бильярд» «Теннис»

«Лабиринты»

«Поймай рыбку»

«Загони шар в лунку»

«Прокати шарик в ворота»

«Прокатывание мяча в ограниченном пространстве»

«Прокатывания шарика в ворота»

«Прокатывания шарика в ворота»

Прокатывание мяча  Кольцеброс

Прокатывание мяча Кольцеброс

«Детско-родительские встречи»

«Детско-родительские встречи»

Ограничения двигательной активности для детей со зрительной патологией. Противопоказания при глаукоме, высокой степени близорукости, патологиях хрусталика, угрозе отслоения сетчатки: Сотрясения тела, резкие прыжки, спрыгивания Резкие и длительные наклоны Движения головой вниз

Ограничения двигательной активности для детей со зрительной патологией.

Противопоказания при глаукоме, высокой степени близорукости, патологиях хрусталика, угрозе отслоения сетчатки:

  • Сотрясения тела, резкие прыжки, спрыгивания
  • Резкие и длительные наклоны
  • Движения головой вниз

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!