Урок русского языка в 4 классе
Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные»
Цели и задачи урока:
- Познакомиться с несклоняемыми существительными;
- Учиться правильно их употреблять в речи;
- Обобщить знания об имени существительном.
Словарная работа
Х _ зяин, к _ мбайн, б _ гаж, к _ л _ ндарь, ш _ фёр, к _ рабль, к _ стюм, в _ кзал, б _ лет, к _ никулы, г _ р _ зонт, р _ бота .
Проверка:
Х о зяин, к о мбайн, б а гаж, к а л е ндарь, ш о фёр, к о рабль, к о стюм, в о кзал, б и лет, к а никулы, г о р и зонт, р а бота .
- Отметка "5" - без ошибок.
- Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление.
- Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление.
- Отметка "2" – 4 и более ошибок.
1. Имя существительное – это часть речи , которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
2. На вопрос кто? отвечают одушевлённые имена существительные, на вопрос что? отвечают н еодушевлённые имена существительные.
3. Имена существительные бывают мужского , женского и среднего рода.
4. Имена существительные бывают собственные и пишутся с заглавной буквы и бывают нарицательные и пишутся со строчной буквы.
5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Имя существительное
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
- Как иначе называется изменение по падежам?
В магазине продавали разные пальто. Мне купили новое зимнее пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришили красивые пуговицы. Мне тепло в пальто. Я доволен своим пальто.
В магазине продавали разные пальто. Мне купили новое зимнее пальто . У пальто меховой воротник. К пальто пришили красивые пуговицы. Мне тепло в пальто . Я доволен своим пальто.
Чтобы определить падеж существительного, надо:
1.Найти слово , к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу определить падеж.
- И.п. Кто? Что? кафе метро шоссе радио
- Р.п. Кого? Чего? кафе метро шоссе радио
- Д.п. Кому? Чему? кафе метро шоссе радио
- В.п. Кого? Что? кафе метро шоссе радио
- Т.п. Кем? Чем? кафе метро шоссе радио
- П.п. О ком? О чём? кафе метро шоссе радио
Имена существительные, которые употребляются в разных падежах. Но при этом не меняют свою форму называются несклоняемыми именами существительными.
Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарю.
- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарю.
- Колибри, кенгуру, шоссе,
- Фламинго, пони, шимпанзе,
- Какао, кофе, домино,
- Алоэ, радио, кино,
- Такси, метро, купе, пальто,
- Кашне, кафе, трюмо, манто,
- И какаду, драже, пари,
- И интервью, рагу, жюри,
- И пианино, и фойе,
- Пюре, бюро и ателье -
- Ты все слова запоминай,
- Но никогда их не склоняй!
Кашне – шейный платок или шарф.
Манто - широкое дамское пальто, обычно из меха.
Фойе – помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом спектакля, концерта.
Загадка
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
дорога
ш осс е
Ш о сс е –
2 слога,
5 букв,
4 звука.
Самостоятельная работа:
Мы были в зоопарке. Там увидели розовых __________, большого _________.
Маленький _________ был грустным.
Бабушке мы рассказали о розовых ___________, о том как _________ катал детей по зоопарку, а _____________ ел бананы.
Слова для справок: фламинго, шимпанзе, пони.
Проверка:
Мы были в зоопарке. Там увидели розовых фламинго , большого шимпанзе .
Маленький пони был грустным.
Бабушке мы рассказали о розовых фламинго , о том как пони катал детей по зоопарку, а шимпанзе ел бананы.
Итог урока
- Всегда ли имена существительные при изменение по падежам меняют свою форму?
- Как называют такие имена существительные?
- Как определить падеж несклоняемых имён существительных?
- В каком словаре мы узнаём значение таких слов?
- Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили, что они обозначают?
Чтобы грамотными стать И писать отлично, Никогда нельзя менять В падежах различных Ни кино, ни домино, Ни бюро, ни метро, Ни кашне и ни пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать
И в гостях, и дома,
Если только не менять
Окончанье слова.
Аркадий Хайт.
Домашнее задание:
стр. 88 № 151, 152.