МБДОУ «Детский сад № 23 «Берёзка »
«Индивидуальный
образовательный
маршрут педагога как
инструмент овладения новыми
профессиональными
компетенциями»
Петренко Т.А., старший воспитатель
3. Инновационные методы,
формы, технологии,
обеспечивающие рост
профессиональной
компетенции
педагогических
работников в условиях модернизации образования.
4. Ожидаемые результаты в
осуществлении
индивидуального
образовательного
маршрута педагога
Вопросы для обсуждения
1. Что представляет собой индивидуальный образовательный маршрут педагога?
2. «Дорожная карта» индивидуального образовательного маршрута педагога
● «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет».
Народная мудрость
● «Тот, кто мало знает, малому может и учить».
Ян Коменский
1. Что представляет собой индивидуальный
образовательный
маршрут педагога?
Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут
целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения
ИОМ – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой
- изменения, происходящие в образовании;
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:
- запросы и потребности участников образовательного процесса
Алгоритм разработки ИОМ педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- реализацию маршрута;
- составление на основе полученных результатов ИОМ
Информационная справка об авторе ИОМ
Структура индивидуального маршрута профессионального мастерства педагога
- образование;
- дата прохождения аттестации;
- квалификационная категория;
- дата прохождения курсов повышения квалификации;
- педагогический стаж
Титульный лист
- Название ОУ;
- ИОМП;
- Ф.И.О. педагога;
- город, год создания
При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, её научно-теоретическое и практическое значение, степень освещённости данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой ДОУ и методического объединения
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий)
Формы самообразования педагога
- Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог;
- Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации
В ИОМ отражаются следующие направления деятельности
- Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
- Информационно-компьютерные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Профессиональное (направление деятельности педагога)
- Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей)
Что может включать каждое направление?
- Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет
- Плановое повышение квалификации на курсах
- Плановая аттестация
- Профессиональные публикации
- Участие в конкурсах профессионального мастерства
Профессиональное
- Изучение образовательных стандартов, уяснение
их особенностей
- Изучение новых методик Разработка рабочих программ в соответствии требований ФГОС ДО
Что может включать каждое направление?
- Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы
- Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения
Психолого-педагогическое
Что может включать каждое направление?
- Организация работы с одарёнными детьми, активное и результативное участие обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.
- Изучение опыта работы лучших педагогов ДОУ, города, региона через интернет.
- Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом
Методическое
- Знакомство с новыми формами, методами и
приёмами обучения.
- Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации)
Что может включать каждое направление?
- Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
- Участие в конкурсах в интернете.
- Помещение своих разработок на сайтах в интернете
Информационно-компьютерные технологии
- Сбор и анализ в интернете информации по педагогике и психологии.
- Разработка конспектов
занятий с применением ИКТ
и формирование копилки методических материалов
Что может включать каждое направление?
Здоровьесберегающие технологии
- Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
- По каждому направлению определение показателей, видов деятельности и сроков исполнения
Формы деятельности педагога по программе:
- обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
- курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- научно-практические конференции
- методические практикумы ДОУ;
- обобщение своего опыта и представление его в публикациях;
Ожидаемые результаты:
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
- разработка и проведение открытых занятий;
- участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме
- повышение качества воспитательно – образовательного процесса;
- разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
Формы представления результатов педагогической деятельности воспитателя:
- педагогический проект;
- отчет о результатах инновационной деятельности;
- профессиональные конкурсы;
- презентация опыта работы по выявленной проблеме
- серия учебных занятий;
- методическая продукция;
- портфолио;
- творческий отчет;
- мастер-класс;
- творческая мастерская;
Пример оформления таблицы:
Направления работы
Профессиональное
Действия и мероприятия, проведённые в процессе работы над темой
Сроки
1.Изучение новых образовательных стандартов.
В течение года
2.Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Форма представления результата своей работы
Где, когда, кем заслушивается
Обмен опытом
Результаты проделанной работы, отметка о выполнении
Заседание МО
Повышение качества образовательной деятельности
сентябрь
Рабочие программа
Утверждение руководителем МО, заведующей, старшим воспитателем
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период
2. «Дорожная карта» индивидуального образовательного
маршрута
3. Инновационные методы, формы, технологии, обеспечивающие рост профессиональной компетенции педагогических работников в условиях модернизации образования
4. Ожидаемые результаты в осуществлении индивидуального образовательного маршрута педагога
5. Коллективное
обсуждение
«Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».
А.С. Макаренко