Презентация инновационного опыта учителя
изобразительного искусства и черчения
МОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Однодворцев Евгений Иванович
Тема инновационного
педагогического опыта:
«Проблема развития цветовосприятия школьников 2-3 классов в процессе учебного рисования с натуры»
Источник изменений
Источником изменений является противоречие между желаемым результатом обучения изобразительному искусству и подготовленностью ученика к обучению (мыслительная деятельность, цветовосприятие).
Идея изменений
Два блока, состоящих из десяти уроков (пять во втором и пять в третьем классе), которые основаны на индивидуальном подходе к обучению ребёнка. В основе - генетические особенности цветовосприятия (по цвету радужки глаза).
Основной базой обучения является применение цветологической системы работы с акварельными красками.
Концепция изменений
У детей 2-3 классов очень низкий уровень цветовосприятия,
который проявляется в процессе рисования с натуры. Правильно сформированное цветовосприятие даёт высокий уровень живописных, графических и декоративно-прикладных работ .
Новизна предложенной педагогической системы заключается в том, что в основе занятий лежит - цветологическая система работы с акварельными красками Однодворцева Евгения Ивановича
Практическая часть урока основывается на изучении новых для учащихся оттенков цвета, получаемых через смешивание акварельных красок.
Сложные оттенки цвета учащиеся начинают изучать со 2 класса, а не с 4-го (программы Кузина В.С., Неменского Б.М. и др . )
Основу обучения в 3 классе составляет индивидуальный подход к учащимся на основе учета цвета радужки их глаз.
Условия реализации изменений - профессионализм в области преподавания изобразительного искусства, методическая компетентность учителя.
Результат изменений
Развивается цветовосприятие, пространственное представление, графические навыки.
Качество обучения, успеваемость – 90 % - 100
Победы в областных конкурсах изобразительного искусства; первые места и Гран-при в г. Москве. Двое обучающихся Е.И.Однодворцева стали лауреатами президентской премии по поддержке талантливой молодёжи.
Публикации:
1. Книга для дополнительного чтения по изобразительному искусству. - Курск, 2001.
2. Константность цветовосприятия: Сборник статей аспирантов и докторантов КГУ - Курск, 2004 .
Описание инновационного опыта
Психофизиологическое воздействие цвета на ребёнка
всеобъёмлюще, а ребёнок, между тем, не научился ещё полноценно пользоваться своими возможностями в области
применения цвета. Возможности искать и находить тончайшие цветовые оттенки ещё далеко не исчерпаны. Известно, что учащиеся первых-вторых классов различают семь цветов радуги, что совершенно не достаточно для восприятия окружающего мира. Айвазовский в своей картине «Девятый вал» показал около тысячи оттенков морской волны. Возникает вопрос: «Для кого художник рисовал свои работы?»
Проблемой цветовосприятия Е.И. Однодворцев занимается с 1990 года, когда начал работать учителем изобразительного искусства.
Замечено, что у северян (шведов, датчан, норвежцев и др.) цвет радужки, как правило, светлый, изменяющийся от голубого до серого, в то время как у южан он тёмный, а у арабов и африканцев – почти чёрный.
Если сопоставить цвета восприятия, например, африканцев и европейцев, то очевидно, что яркие краски африканских орнаментов говорят о декоративном восприятии, а живопись европейцев показывает богатство оттенков цвета
Профессор Е. С. Вельховер с соавторами в своих исследованиях доказывает, что цвет радужки глаза напрямую связан с высшей нервной деятельностью.
В течение семи лет Евгений Иванович изучал работы школьников и отметил, что у детей с коричневой радужкой глаза действительно сильней развито декоративное видение. С помощью специальных упражнений можно увеличить цветовосприятие и у (голубоглазых) поддерживать на высоком уровне.
В структуре экспериментальной методики основой занятия является цветологическая система работы с акварельными красками.
Практическая часть урока основывается на изучении новых для учащихся оттенков цвета, получаемых через смешивание акварельных красок. Одной из составных частей является «Хроматические гаммы смешанных цветов».
Цвета делятся на хроматические и ахроматические («хрома, хроматос» - в переводе с греческого «цвет»)
Ахроматические – не цветные: белый, чёрный и все серые.
Хроматические – все остальные, в свою очередь, делящиеся на основные, составные и смешанные.
Гамма - плавное увеличение или уменьшение яркости цвета.
Однодворцев Е.И. разработал десять уроков, которые резко повышают цветовосприятие, графические навыки и увеличивают колористические возможности глаза.
Пять уроков во втором классе в доступной игровой форме обучают детей основам цветоведения. Школьники изучают основные, составные, тёплые и холодные цвета, выполняют специальные упражнения (пять степеней разбеленности) хроматические гаммы.
2 КЛАСС
УРОК № 1. Цветовой треугольник. (Изучаем основные цвета.)
УРОК № 2. Солнечные цвета. (Изучаем тёплые цвета.)
УРОК № 3. « Золотая осень». (Рисуем с натуры осенние листья.)
УРОК № 4. Рисование на тему: «Снежная сказка». (Изучаем холодные цвета.)
УРОК № 5. Рисование на тему: «Весёлый снеговик ».
«Найди аквариум для рыбки»
На доске в общем «аквариуме» находятся 18 рыбок красного, жёлтого и синего цвета, включая пять степеней разбеленности каждого из них. Для каждой из этих рыбок нужно найти «свой аквариум», т.е. разместить её в определённой последовательности, например, от красного, до белого цвета в порядке его разбеленности. В этом учащимся помогает и форма рыбок: красные рыбки и их оттенки – одной формы, жёлтые рыбки и их оттенки – другой формы, синие рыбки и их оттенки – третьей формы.
Это задание предлагается трёх уровней сложности:
1. Лёгкий – все рыбки пяти степеней разбеленности уже нарисованы на доске, нужно только подобрать такой же цвет и прикрепить рыбку.
2. Средний – часть рыбок уже нарисована на таблице, остальные нужно подобрать по цвету и прикрепить на свои места.
3. Сложный – все пять степеней разбеленности ребёнку нужно подобрать самостоятельно.
Игра «Найди листок». На доске находится «дерево» с листочками тёплых цветов (красный, жёлтый, оранжевый и коричневый), включая пять степеней разбеленности каждого из них. К доске вызываются четыре ученика, которые срывают с дерева листочки и выкладывают их в ряд в определённой после-довательности, например, от красного до белого в порядке его разбеленности. В этом учащимся помогает и форма листочков; красный и его оттенки – одной формы, жёлтый – другой и т.д. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения
Игра «Снежинки». На одной стороне доски расположены снежинки синего, голубого, фиолетового цветов и их оттенки. Нужно разложить снежинки в такой последовательности, как показано на таблице.
(Три представителя от каждого ряда выходят к доске и выполняют задание, остальные учащиеся помогают своим представителям. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнил это задание).
Пять уроков в третьем классе дети уже делятся на две группы с коричневой и голубой радужкой глаза и выполняют упражнения и натурные постановки, специальные для каждой группы.
3 КЛАСС
УРОК № 1-2. Хроматическая гамма смешанных цветов. (Рисуем с натуры фрукты.)
УРОК № 3. Рисование с натуры «Сказочный сундучок» (графика).
УРОК № 4-5. Рисование на тему: «Дыхание весны» (акварель).
УРОК №4-5
Рисунок на тему: «Дыхание весны»
(рисуем веточку вербы в вазе)
На подставке представлены две вазы с веточками вербы, одна из них – светло-голубая, вторая – красная. Обе вазы находятся на фоне белой драпировки. (Класс разделён на две группы: первая группа с голубой радужкой глаза, вторая группа с коричневой радужкой глаза.
Учитель: Ребята, перед выполнением работы сделаем упражнение для развития цветовосприятия.
Задание для первой группы (группа будет рисовать вербу в красной вазе).
Выполнить гамму от красного к белому
от коричневого к белому
от охры к белому
от серо-голубого к белому
Задание для второй группы (группа будет рисовать вербу в светло-голубой вазе).
Выполнить гамму от светло-голубого к белому
от коричневого к белому
от серого к белому
от охры к белому
Экспертное заключение
Шабанов Николай Константинович,
доктор педагогических наук, профессор, Академик Международной Академии наук педагогического образования, член Профессионального творческого союза художников РФ, зав. кафедрой теории и методики преподавания ИЗО Курского государственного университета.