СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация интеллектуальной игры "Отголоски славянской мифологии в творчестве русских писателей и поэтов 19-20 веков"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра "Отголоски славянской мифологии в творчестве русских писателей и поэтов 19-20 веков"   имеет цель - познакомить обучающихся с эпизодическими моментами произведений русских и советских писателей - классиков, в которых явно прослеживается связь русской литературы с древнейшими духовными корнями великого славянства. Обратить внимание детей на очевидную славянскую «природу» русской литературы.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация интеллектуальной игры "Отголоски славянской мифологии в творчестве русских писателей и поэтов 19-20 веков"»

ОТГОЛОСКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ  В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ  19-20 ВЕКОВ          Составлено и разработано  учителем русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринска Шелковниковым Игорем Вячеславовичем

ОТГОЛОСКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ 19-20 ВЕКОВ

Составлено и разработано

учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринска Шелковниковым Игорем Вячеславовичем

Основные цели мероприятия.   1.Образовательная.  Познакомить обучающихся с эпизодическими моментами произведений русских и советских писателей -классиков, в которых явно прослеживается связь русской литературы с древнейшими духовными корнями великого славянства. Обратить внимание детей на очевидную славянскую «природу» русской литературы.    2.Воспитательная. Дети должны испытывать неподдельный интерес к великому славянскому наследию, потому что осознание своей причастности к древнеславянской культуре веками формировало сознание русского человека – патриота. Внимание к культуре предков способно разбудить в душе ребёнка чувство патриотизма.    3.Развивающая. Интеллектуальная игра – викторина «Что?Где?Когда?» способствует развитию навыков логического анализа, совершенствует системное мышление, учит находить искомое, руководствуясь «методом исключения».
  • Основные цели мероприятия.
  •   1.Образовательная.

Познакомить обучающихся с эпизодическими моментами произведений русских и советских писателей -классиков, в которых явно прослеживается связь русской литературы с древнейшими духовными корнями великого славянства. Обратить внимание детей на очевидную славянскую «природу» русской литературы.

  •  

2.Воспитательная.

  • Дети должны испытывать неподдельный интерес к великому славянскому наследию, потому что осознание своей причастности к древнеславянской культуре веками формировало сознание русского человека – патриота. Внимание к культуре предков способно разбудить в душе ребёнка чувство патриотизма.
  •  

3.Развивающая.

  • Интеллектуальная игра – викторина «Что?Где?Когда?» способствует развитию навыков логического анализа, совершенствует системное мышление, учит находить искомое, руководствуясь «методом исключения».
Вводный вопрос для проведения жеребьёвки  В книге известного русского бытописателя 19 века Мельникова –Печёрского упоминается множество магических славянских рецептов из древней книги «Русский травник». Есть там и такое описание: «Мать – Сыра Земля и живая вода тот цветок породили, а сила у того цветка против нечисти водяной и лесной, против злого глаза очень большая». Известно, что славяне этот цветок звали «одолень – травою». Современная ботаника утверждает, что это родственник индийского лотоса.  О каком растении идёт речь?

Вводный вопрос для проведения жеребьёвки

В книге известного русского бытописателя 19 века Мельникова –Печёрского упоминается множество магических славянских рецептов из древней книги «Русский травник». Есть там и такое описание: «Мать – Сыра Земля и живая вода тот цветок породили, а сила у того цветка против нечисти водяной и лесной, против злого глаза очень большая». Известно, что славяне этот цветок звали «одолень – травою». Современная ботаника утверждает, что это родственник индийского лотоса.

О каком растении идёт речь?

Кувшинка или водяная лилия

Кувшинка или водяная лилия

СЕРИЯ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»  Как известно, встреча с некоторыми животными есть предвестник беды. Пушкин вспоминал, что в ноябре 1825 года он решил тайно бежать в Петербург из Михайловской ссылки. Когда его зимний возок выезжал из имения, дорогу пересекло животное, которое набожные крестьяне всегда считали «младшим братом чёрта». Поэт не на шутку встревожился и велел вернуться назад. Невероятно, но факт: Пушкин невольно избежал тем самым участи своих друзей – декабристов.  Какое животное «сидит» в ящике?

СЕРИЯ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

Как известно, встреча с некоторыми животными есть предвестник беды. Пушкин вспоминал, что в ноябре 1825 года он решил тайно бежать в Петербург из Михайловской ссылки. Когда его зимний возок выезжал из имения, дорогу пересекло животное, которое набожные крестьяне всегда считали «младшим братом чёрта». Поэт не на шутку встревожился и велел вернуться назад. Невероятно, но факт: Пушкин невольно избежал тем самым участи своих друзей – декабристов.

Какое животное «сидит» в ящике?

Заяц-русак

Заяц-русак

СЕРИЯ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» В стихотворении К.Д. Бальмонта «Славянское древо» есть такие строки: Но лишь не забудем, что круглый нам год От ивы к берёзе, от вишенья к ели Зелёное Древо цветёт. И туча протянется с молнией, с громом, Как дьявольский омут, как ведьмовский сглаз, Но Древо есть терем, и этим хоромам Нет гибели, вечен их час. Славянские мифы это священное дерево обожествляли: крона его пребывала в небе, в мире богов; ствол – в мире людей, а корни уходили в подземное царство мёртвых. В священных рощах наши предки славяне поклонялись этому древу. В ящике есть плод этого загадочного дерева. Назовите его.

СЕРИЯ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

В стихотворении К.Д. Бальмонта «Славянское древо»

есть такие строки:

Но лишь не забудем, что круглый нам год

От ивы к берёзе, от вишенья к ели

Зелёное Древо цветёт.

И туча протянется с молнией, с громом,

Как дьявольский омут, как ведьмовский сглаз,

Но Древо есть терем, и этим хоромам

Нет гибели, вечен их час.

Славянские мифы это священное дерево обожествляли:

крона его пребывала в небе, в мире богов; ствол – в мире

людей, а корни уходили в подземное царство мёртвых. В

священных рощах наши предки славяне поклонялись

этому древу.

В ящике есть плод этого загадочного дерева. Назовите

его.

Дуб

Дуб

В балладе А.С.Пушкина « Песнь о Вещем Олеге» главный герой обращается к останкам коня:  Твой старый хозяин тебя пережил:  На тризне, уже недалёкой,  Не ты под секирой ковыль обагришь  И жаркою кровью мой прах окропишь!    О каком древнейшем славянском обряде идёт речь? Известно только, что тризна сохранилась у православных славян, но теперь называется иначе.

В балладе А.С.Пушкина « Песнь о Вещем Олеге» главный герой обращается к останкам коня: Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах окропишь! О каком древнейшем славянском обряде идёт речь? Известно только, что тризна сохранилась у православных славян, но теперь называется иначе.

Тризна - поминание умершего, поминки

Тризна - поминание умершего, поминки

Л.Н. Толстой однажды заметил: «Чтобы узнать историю шотландцев, вслушайтесь в печальный гул волынки. Чтобы постигнуть француза, отведайте вина. Узнать же о прошлом русских можно, если внимательно посмотреть на конька деревенской крестьянской избы. Здесь наша былинная древность».    Так что же можно узнать о древних славянах, разглядывая голову культового конька? Какой образ жизни вели наши пращуры?

Л.Н. Толстой однажды заметил: «Чтобы узнать историю шотландцев, вслушайтесь в печальный гул волынки. Чтобы постигнуть француза, отведайте вина. Узнать же о прошлом русских можно, если внимательно посмотреть на конька деревенской крестьянской избы. Здесь наша былинная древность». Так что же можно узнать о древних славянах, разглядывая голову культового конька? Какой образ жизни вели наши пращуры?

Конь – священное животное, так как в древности славяне были кочевниками

Конь – священное животное, так как в древности славяне были кочевниками

На Русском Севере до сих пор существует жанр народной небылицы – бухтины. К жанру бухтины – небывальщины обратился писатель Даниил Хармс, создавая сборник рассказов «Из неопубликованного». Это пародии на биографические монографии о писателях 19 века. Внимание, условие вопроса:  «Однажды Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов, Островский и Достоевский (царствие им небесное ) поехали в гости в имение к своему другу – писателю ( царствие ему небесное ). Там и заночевали ( царствие им небесное ). Только Пушкин к нему не поехал, потому что не любил этого писателя. А ещё смеялся над ним и называл «колхозником» (царствие им небесное).   Вопрос: какого русского писателя – классика Пушкин мог бы именовать «колхозником» и почему?

На Русском Севере до сих пор существует жанр народной небылицы – бухтины. К жанру бухтины – небывальщины обратился писатель Даниил Хармс, создавая сборник рассказов «Из неопубликованного». Это пародии на биографические монографии о писателях 19 века. Внимание, условие вопроса: «Однажды Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов, Островский и Достоевский (царствие им небесное ) поехали в гости в имение к своему другу – писателю ( царствие ему небесное ). Там и заночевали ( царствие им небесное ). Только Пушкин к нему не поехал, потому что не любил этого писателя. А ещё смеялся над ним и называл «колхозником» (царствие им небесное). Вопрос: какого русского писателя – классика Пушкин мог бы именовать «колхозником» и почему?

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой

В произведениях А.К. Толстого, русского писателя – классика 19 века, отражено древнее славянское поверье. Наши предки считали, что мертвецы – кровососы (вурдалаки ) скрываются от преследования, приняв облик зверя.    В какого же зверя превращались упыри?

В произведениях А.К. Толстого, русского писателя – классика 19 века, отражено древнее славянское поверье. Наши предки считали, что мертвецы – кровососы (вурдалаки ) скрываются от преследования, приняв облик зверя. В какого же зверя превращались упыри?

Волк,  в сербском языке упырь до сих пор именуется как «волкодлак»

Волк, в сербском языке упырь до сих пор именуется как «волкодлак»

Княгиня Ярославна в «Слове о полку Игореве» так оплакивает разлуку с любимым, обращаясь к ветру:  «Зачем, господине, радость мою по ковылю развеял?» Трава ковыль в народной поэзии считается «горькой бедушкой», являясь символом неизбывной печали.    Вопрос: назовите общерусское название этой очень известной степной травы с горьким соком.

Княгиня Ярославна в «Слове о полку Игореве» так оплакивает разлуку с любимым, обращаясь к ветру: «Зачем, господине, радость мою по ковылю развеял?» Трава ковыль в народной поэзии считается «горькой бедушкой», являясь символом неизбывной печали. Вопрос: назовите общерусское название этой очень известной степной травы с горьким соком.

Горькая полынь

Горькая полынь

Николай Константинович Рерих – известный историк, этнограф и писатель – искал прародину славян в Индии .Он собрал массу доказательств верности своей теории. В одном из очерков он описал похоронный индийский обычай. Тело умершей хранительницы рода поместили в хижину на четырёх столбах- опорах. Ошеломлённый Рерих вспомнил о том, что этот древнейший арийский обряд до сих пор иносказательно упоминается в русском фольклоре.   Вопрос: какой русский фольклорный персонаж( и его имидж) несёт в себе память об индийских корнях славян?

Николай Константинович Рерих – известный историк, этнограф и писатель – искал прародину славян в Индии .Он собрал массу доказательств верности своей теории. В одном из очерков он описал похоронный индийский обычай. Тело умершей хранительницы рода поместили в хижину на четырёх столбах- опорах. Ошеломлённый Рерих вспомнил о том, что этот древнейший арийский обряд до сих пор иносказательно упоминается в русском фольклоре. Вопрос: какой русский фольклорный персонаж( и его имидж) несёт в себе память об индийских корнях славян?

Баба – Яга, костяная нога  ( она же мёртвая)

Баба – Яга, костяная нога ( она же мёртвая)

   «Чую Радуницу Божью !» - самозабвенно восклицал в стихах поэт Сергей Есенин. Издавна русские крестьяне трепетно относились к этому древнейшему празднику, берущему своё начало в арийской мифологии. Справляли этот обряд всегда весной. Его этимология восходит не к слову «радость», а к словам «род» и «родич».   Итак, вопрос: что это за праздник, с каким языческим культом арийцев он связан?

«Чую Радуницу Божью !» - самозабвенно восклицал в стихах поэт Сергей Есенин. Издавна русские крестьяне трепетно относились к этому древнейшему празднику, берущему своё начало в арийской мифологии. Справляли этот обряд всегда весной. Его этимология восходит не к слову «радость», а к словам «род» и «родич». Итак, вопрос: что это за праздник, с каким языческим культом арийцев он связан?

Поминание умерших родичей

Поминание умерших родичей

Критик Белинский назвал поэму «Слово о полку Игореве» «цветком славянской поэзии». Докажите это утверждение, учитывая тот факт, что рифмы как таковой в поэме нет.   Какой один – единственный признак роднит поэму с народной славянской поэзией?

Критик Белинский назвал поэму «Слово о полку Игореве» «цветком славянской поэзии». Докажите это утверждение, учитывая тот факт, что рифмы как таковой в поэме нет. Какой один – единственный признак роднит поэму с народной славянской поэзией?

Белый нерифмованный стих Не шуми, мати – зелёная дубравушка. Не мешай мне, молодцу, думу думати… (слова из народной песни)

Белый нерифмованный стих

Не шуми, мати – зелёная дубравушка.

Не мешай мне, молодцу, думу думати…

(слова из народной песни)

 Широко известна шутливая поговорка: что русскому хорошо, то немцу – смерть. В сюжете одного из рассказов Н.С. Лескова упоминается реально произошедший трагикомический случай. Приезжий немец вздумал сдуру потягаться с русским священником в обжорстве в дни великого весеннего праздника. Незадачливый иностранец скончался от заворота кишок…   Вопрос: какое чисто славянское кушанье угробило немца?

Широко известна шутливая поговорка: что русскому хорошо, то немцу – смерть. В сюжете одного из рассказов Н.С. Лескова упоминается реально произошедший трагикомический случай. Приезжий немец вздумал сдуру потягаться с русским священником в обжорстве в дни великого весеннего праздника. Незадачливый иностранец скончался от заворота кишок… Вопрос: какое чисто славянское кушанье угробило немца?

Блины на Масленицу

Блины на Масленицу

   Многим ценителям поэзии известны строки из стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, которая свою судьбу связывала с рябиной:  Красною кистью  Рябина зажглась.  Падали листья.  Я родилась.   Вопрос: какое славянское языческое поверье отражено в данном стихотворении?

Многим ценителям поэзии известны строки из стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, которая свою судьбу связывала с рябиной: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Вопрос: какое славянское языческое поверье отражено в данном стихотворении?

Каждому человеку дано Богом дерево - покровитель

Каждому человеку дано Богом дерево - покровитель

     Известно, что советского поэта Н.М.Рубцова часто посещали вещие мысли и видения, предрекавшие ему беду.  В стихотворении «Вечернее происшествие» упоминается древняя печальная примета:  Куст бузины шевельнулся, пала на плечи роса,  Белая лошадь в тумане смотрит мне прямо в глаза;  Я испугаюсь, отпряну, сердце испуг шевельнёт,  Мимо зелёной поляны ловко тропинка вильнёт.   Итак, вопрос: что предрекала славянину неожиданная встреча в лесу с белой незасёдланной лошадью?

Известно, что советского поэта Н.М.Рубцова часто посещали вещие мысли и видения, предрекавшие ему беду. В стихотворении «Вечернее происшествие» упоминается древняя печальная примета: Куст бузины шевельнулся, пала на плечи роса, Белая лошадь в тумане смотрит мне прямо в глаза; Я испугаюсь, отпряну, сердце испуг шевельнёт, Мимо зелёной поляны ловко тропинка вильнёт. Итак, вопрос: что предрекала славянину неожиданная встреча в лесу с белой незасёдланной лошадью?

Скорая и неожиданная смерть

Скорая и неожиданная смерть

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» упоминается об участии Маргариты в пире Сатаны.  Древние русичи считали, что раз в год, весной, нечистая сила собиралась на горе под Киевом на свой нечестивый праздник.  Православные священники называли этот праздник нечисти древнееврейским словом, которое у иудеев обозначало название одного из выходных дней недели. Как ни странно, это слово быстро вошло в русскую речь и теперь обозначает нечестивое собрание, кощунство, немыслимое безобразие.   Назовите это слово.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» упоминается об участии Маргариты в пире Сатаны. Древние русичи считали, что раз в год, весной, нечистая сила собиралась на горе под Киевом на свой нечестивый праздник. Православные священники называли этот праздник нечисти древнееврейским словом, которое у иудеев обозначало название одного из выходных дней недели. Как ни странно, это слово быстро вошло в русскую речь и теперь обозначает нечестивое собрание, кощунство, немыслимое безобразие. Назовите это слово.

Шабаш ( нечистой силы )

Шабаш ( нечистой силы )

В одной из повестей Гоголя упоминается древнейший славянский праздник. Церковь до сих пор считает его «бесовским» и строжайше запрещает. Однако это языческое игрище и сегодня популярно не только у славян, но и у других народов. Герой гоголевской повести серьёзно осложнил себе жизнь, связавшись с нечистой силой и отправившись в лес ночью за колдовским цветком. Всё это было накануне праздника.   Вопрос: что же это за праздник?

В одной из повестей Гоголя упоминается древнейший славянский праздник. Церковь до сих пор считает его «бесовским» и строжайше запрещает. Однако это языческое игрище и сегодня популярно не только у славян, но и у других народов. Герой гоголевской повести серьёзно осложнил себе жизнь, связавшись с нечистой силой и отправившись в лес ночью за колдовским цветком. Всё это было накануне праздника. Вопрос: что же это за праздник?

Ивана Купала ( Иванов день )

Ивана Купала ( Иванов день )

В повести К.Г.Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля» рассказывается о жизни и смерти пленного наполеоновского офицера, волею судеб оказавшегося в России. Умершего француза оплакивала деревенская русская женщина Анфиса, сама потерявшая сына , участника Наполеоновских войн.  Вот как об этом пишет Паустовский:  Анфиса никогда не пела обыкновенных причитаний. Она их придумывала около каждого гроба, и почему – то каждый покойник был ей жалок и мил, как родной.  - Вот весна пришла, за окном стоит, а ты лежишь, соколик милый, ничего не надобно тебе – ни слезы материнской, ни жалости девичьей. Причалила ладья к последнему небесному плоту. Сам Господь к тебе идёт, сам Господь подымает тебя – знает, помер на далёкой сторонушке.  Прощаясь, она поцеловала Лонсевиля в лоб, и крупная слеза упала на мёртвое лицо и запуталась в ресницах.   Вопрос: к какому изустному народному жанру относятся причитания крестьянки Анфисы? Кем она была по своему искусству, которое нельзя изобразить притворно?

В повести К.Г.Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля» рассказывается о жизни и смерти пленного наполеоновского офицера, волею судеб оказавшегося в России. Умершего француза оплакивала деревенская русская женщина Анфиса, сама потерявшая сына , участника Наполеоновских войн. Вот как об этом пишет Паустовский: Анфиса никогда не пела обыкновенных причитаний. Она их придумывала около каждого гроба, и почему – то каждый покойник был ей жалок и мил, как родной. - Вот весна пришла, за окном стоит, а ты лежишь, соколик милый, ничего не надобно тебе – ни слезы материнской, ни жалости девичьей. Причалила ладья к последнему небесному плоту. Сам Господь к тебе идёт, сам Господь подымает тебя – знает, помер на далёкой сторонушке. Прощаясь, она поцеловала Лонсевиля в лоб, и крупная слеза упала на мёртвое лицо и запуталась в ресницах. Вопрос: к какому изустному народному жанру относятся причитания крестьянки Анфисы? Кем она была по своему искусству, которое нельзя изобразить притворно?

Жанр плача, плакальщица

Жанр плача, плакальщица

            Как известно, суеверность осуждается не только официальной церковью, но и большинством людей.  Однако обратимся к характеристике Татьяны Лариной – любимейшей героини самого А.С.Пушкина:  Татьяна верила преданьям  Простонародной старины,  И снам, и карточным гаданьям,  И предсказаниям луны…   Вопрос: почему Пушкин с нескрываемой любовью рисует свою героиню? Показателем чего являются народные по своей сути суеверия Татьяны?

Как известно, суеверность осуждается не только официальной церковью, но и большинством людей. Однако обратимся к характеристике Татьяны Лариной – любимейшей героини самого А.С.Пушкина: Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны… Вопрос: почему Пушкин с нескрываемой любовью рисует свою героиню? Показателем чего являются народные по своей сути суеверия Татьяны?

Героиня романа символизирует собой настоящую «русскость»

Героиня романа символизирует собой настоящую «русскость»