СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация интерактивного урока литературного чтения в 3 классе по теме «Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация интерактивного урока литературного чтения в 3 классе по теме  «Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях»Презентация интерактивного урока литературного чтения в 3 классе по теме  «Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях»

Просмотр содержимого документа
«Презентация интерактивного урока литературного чтения в 3 классе по теме «Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях»»

Презентация интерактивного урока литературного чтения в 3 классе по теме «Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях»

Презентация интерактивного урока литературного чтения в 3 классе по теме «Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях»

Чтение без размышления – пустое развлечение .  Собирай по ягодке – наберёшь кузовок!

Чтение без размышления –

пустое развлечение .

Собирай по ягодке –

наберёшь кузовок!

Определим тему урока

Определим тему урока

Тема урока: «Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях»  Определим учебные задачи! — будем учиться воспринимать художественный текст на слух, оценивать возникающие при слушании чувства; — будем учиться анализировать название произведения: соотносить его с содержанием и главной мыслью; — будем учиться делить текст на части (по предложенным названиям частей); — будем обогащать свой словарный запас, учиться объяснять значение крылатых выражений.

Тема урока: «Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях» Определим учебные задачи!

  • будем учиться воспринимать художественный текст на слух, оценивать возникающие при слушании чувства;
  • будем учиться анализировать название произведения: соотносить его с содержанием и главной мыслью;
  • будем учиться делить текст на части (по предложенным названиям частей);
  • будем обогащать свой словарный запас, учиться объяснять значение крылатых выражений.
 Виды речи Письменная Устная Речь Внутренняя

Виды речи

Письменная

Устная

Речь

Внутренняя

Что такое текст? ТЕКСТ  – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений связанных по смыслу. Предложения стоят в определённом порядке. Текст можно озаглавить.

Что такое текст?

ТЕКСТ – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений связанных по смыслу. Предложения стоят в определённом порядке. Текст можно озаглавить.

РАБОТА В ПАРАХ

РАБОТА В ПАРАХ

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте? Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте?

Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

РАБОТА В ПАРАХ

РАБОТА В ПАРАХ

РАБОТА В ПАРАХ

РАБОТА В ПАРАХ

Главная мысль текста – это то, что хотел сказать автор, вывод, самая главная важная мысль. Можно задать вопрос: Чему учит текст? С какой целью написал его автор?

Главная мысль текста – это то, что хотел сказать автор, вывод, самая главная важная мысль.

Можно задать вопрос: Чему учит текст? С какой целью написал его автор?

Заголовок (заглавие) – это название текста. Заглавие отражает либо ТЕМУ, либо ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. У текста может быть автор .

Заголовок (заглавие) – это название текста. Заглавие отражает либо ТЕМУ, либо ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

У текста может быть автор .

Как определить тему текста и главную мысль Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором. Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия: Вдумчиво и внимательно прочитать текст. При наличии незнакомых слов выяснить их значение и снова перечитать содержание, пока смысл не станет ясен полностью. Затем следует приступить к выделению ключевых слов. Это главные слова, которые описывают основной посыл произведения. Чаще всего они бывают в заголовке, начале и конце текста. Автор иногда преднамеренно повторяет их, чтобы обратить на них внимание читателя. Выделить микротемы. Их может быть несколько в зависимости от сложности произведения. В простых текстах они часто совпадают с абзацами. Кратко пересказать прочитанное, стараясь уложиться в несколько предложений.
  • Как определить тему текста и главную мысль
  • Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором.
  • Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
  • Вдумчиво и внимательно прочитать текст.
  • При наличии незнакомых слов выяснить их значение и снова перечитать содержание, пока смысл не станет ясен полностью.
  • Затем следует приступить к выделению ключевых слов. Это главные слова, которые описывают основной посыл произведения. Чаще всего они бывают в заголовке, начале и конце текста. Автор иногда преднамеренно повторяет их, чтобы обратить на них внимание читателя.
  • Выделить микротемы. Их может быть несколько в зависимости от сложности произведения. В простых текстах они часто совпадают с абзацами.
  • Кратко пересказать прочитанное, стараясь уложиться в несколько предложений.
Прочитайте рассказ и выберите эмоцию, которую  Вы испытали во время чтения.   Женя была большой любительницей животных. У неё дома жил большой чёрный пёс, а сама она хотела стать ветеринаром. Однажды её одноклассник Артём нашёл на улице бездомного рыжего котёнка. Маленький и замёрзший, он жалобно пищал. Артём сразу принёс его к Жене. — Нужно найти ему дом. Помоги мне, пожалуйста, — попросил Артём. Женя сразу согласилась помочь котёнку. Они сфотографировали котёнка, написали о нём на специальном сайте и стали ждать. Наконец, благодаря их стараниям, нашлись добрые люди, готовые взять котёнка к себе в семью. Вскоре Женя и Артём отнесли малыша к новым хозяевам. Его новая семья сразу же его полюбила. Ребята были очень рады, что им удалось помочь. После этого Артём и Женя стали лучшими друзьями.

Прочитайте рассказ и выберите эмоцию, которую Вы испытали во время чтения.

  • Женя была большой любительницей животных. У неё дома жил большой чёрный пёс, а сама она хотела стать ветеринаром.
  • Однажды её одноклассник Артём нашёл на улице бездомного рыжего котёнка. Маленький и замёрзший, он жалобно пищал. Артём сразу принёс его к Жене.
  • Нужно найти ему дом. Помоги мне, пожалуйста, — попросил Артём. Женя сразу согласилась помочь котёнку. Они сфотографировали котёнка, написали о нём на специальном сайте и стали ждать. Наконец, благодаря их стараниям, нашлись добрые люди, готовые взять котёнка к себе в семью.
  • Вскоре Женя и Артём отнесли малыша к новым хозяевам. Его новая семья сразу же его полюбила. Ребята были очень рады, что им удалось помочь.
  • После этого Артём и Женя стали лучшими друзьями.
РАБОТА В ПАРАХ  Пронумеруйте утверждения  в правильном порядке.

РАБОТА В ПАРАХ Пронумеруйте утверждения в правильном порядке.

Какие вещи и явления имеют  в рассказе важное значение?  Обведите их.

Какие вещи и явления имеют в рассказе важное значение? Обведите их.

РАБОТА В ПАРАХ 1.Прочитайте, что такое основная мысль текста. Основная мысль текста — это мысль, которую автор произведения хотел донести до читателя. 2. Выберите, какая основная мысль у рассказа и поставьте напротив неё галочку.

РАБОТА В ПАРАХ

1.Прочитайте, что такое основная мысль текста.

Основная мысль текста — это мысль, которую автор произведения хотел донести до читателя.

2. Выберите, какая основная мысль у рассказа и поставьте напротив неё галочку.

ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ Осеева Валентина Александровна Агния Львовна Барто Самуил Яковлевич Маршак Корней Иванович Чуковский Сергей Владимирович Михалков Ирина Петровна Токмакова Борис Владимирович Юнна Петровна Мориц Заходер Николай Николаевич Носов Эдуард Николаевич Успенский

ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ

Осеева

Валентина Александровна

Агния Львовна Барто

Самуил Яковлевич Маршак

Корней Иванович Чуковский

Сергей Владимирович Михалков

Ирина Петровна Токмакова

Борис Владимирович

Юнна Петровна Мориц

Заходер

Николай Николаевич Носов

Эдуард Николаевич Успенский

ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ  пишут произведения ДЛЯ ДЕТЕЙ и О ДЕТЯХ Вспомни произведение и его автора ? Корней Иванович Чуковский Сергей Владимирович Михалков

ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ пишут произведения

ДЛЯ ДЕТЕЙ и О ДЕТЯХ

Вспомни произведение и его автора

?

Корней Иванович Чуковский

Сергей Владимирович Михалков

?

?

Николай Николаевич Носов (1908 - 1976)  русский поэт, писатель, переводчик

Николай Николаевич Носов

(1908 - 1976)

русский поэт, писатель, переводчик

Произведения Николая Николаевича Носова

Произведения Николая Николаевича Носова

Определи тип произведения (для детей, о детях)

Определи тип произведения (для детей, о детях)

Сравните два произведения Н.Н. Носова  Найдите общее. А чем отличаются?

Сравните два произведения Н.Н. Носова Найдите общее. А чем отличаются?

Сравните два произведения Н.Н. Носова  Найдите общее. А чем отличаются? О ДЕТЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Сравните два произведения Н.Н. Носова Найдите общее. А чем отличаются?

О ДЕТЯХ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

 «Фан…» «Жив… …»  «Огу…»  «Миш… к …» «Запл…»  «Нез… на л…»

«Фан…» «Жив… …»

«Огу…»

«Миш… к …»

«Запл…» «Нез… на л…»

гур цы"

Тема:  Николай Носов   «ачадаз анидеф»   «Федина задача»

Тема: Николай Носов

«ачадаз анидеф»

«Федина задача»

Словарная работа Рокочущим басом - Борзая- Титулярный Советник - Кафтан  - Чурбан- В море полудённом - высокий служебный чин  (должность) в России до революции. низким мужским голосом быстрая  удлинённый  пиджак  море  в полдень.  глупый человек Александр Пирогов Оперный певец

Словарная работа

Рокочущим басом -

Борзая-

Титулярный Советник -

Кафтан -

Чурбан-

В море полудённом -

высокий служебный чин

(должность) в России

до революции.

низким мужским голосом

быстрая

удлинённый

пиджак

море

в полдень.

глупый человек

Александр Пирогов

Оперный певец

Хоть из дому беги, с ума можно сойти! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял!

Хоть из дому беги, с ума можно сойти!

Прямо наказание какое-то! Двадцать раз

прочитал задачу – и ничего не понял!

Выбери пословицу, которая  подходит к рассказу, запиши её. 1 ) Ум хорошо, а два лучше. 2) Делу время, потехе час. 3) Сделал дело, гуляй смело. 4) Какие труды, такие и плоды. 5) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Выбери пословицу, которая подходит к рассказу, запиши её.

1 ) Ум хорошо, а два лучше.

2) Делу время, потехе час.

3) Сделал дело, гуляй смело.

4) Какие труды, такие и плоды.

5) За двумя зайцами погонишься,

ни одного не поймаешь.

РАБОТА В ПАРАХ  Восстановите план. 1. Титулярный советник.  2. Это не та задача!  3. Федя сел за стол делать уроки.  4. Прямо наказание какое – то!  5. Песня про блоху.  6. Хорошая песня!

РАБОТА В ПАРАХ Восстановите план.

1. Титулярный советник.

2. Это не та задача!

3. Федя сел за стол делать уроки.

4. Прямо наказание какое – то!

5. Песня про блоху.

6. Хорошая песня!

РАБОТА В ПАРАХ  ПРОВЕРЯЕМ!  План Федя сел за стол делать уроки.  Песня про блоху. Титулярный советник. Хорошая песня! Это не та задача!  6. Прямо наказание какое – то!

РАБОТА В ПАРАХ ПРОВЕРЯЕМ! План

  • Федя сел за стол делать уроки.
  • Песня про блоху.
  • Титулярный советник.
  • Хорошая песня!
  • Это не та задача!

6. Прямо наказание какое – то!

ТЕСТ « Проверь себя»    1. В какое время года происходит действие рассказа? А. Осень Б. Лето В. Зима Г. Весна   2. Как звали младшую сестру Феди? А. Лина Б. Рина В. Амина   3. Какую передачу показывали по телевизору? А. концерт по заявкам Б. мультфильм В. юмористическую  программу   4. Почему Федя был доволен, что дома никого нет? А. никто не будет проверять домашнюю работу Б. никто не будет мешать делать уроки В. никто не будет заставлять делать уроки   5. Про кого пелось в первой песне? А. про короля и блоху Б. про пастуха и собаку В. про небо и самолёт

ТЕСТ « Проверь себя»

1. В какое время года происходит действие рассказа?

А. Осень Б. Лето В. Зима Г. Весна

 

2. Как звали младшую сестру Феди?

А. Лина Б. Рина В. Амина

 

3. Какую передачу показывали по телевизору?

А. концерт по заявкам Б. мультфильм В. юмористическую

программу

  4. Почему Федя был доволен, что дома никого нет?

А. никто не будет проверять домашнюю работу

Б. никто не будет мешать делать уроки

В. никто не будет заставлять делать уроки

 

5. Про кого пелось в первой песне?

А. про короля и блоху Б. про пастуха и собаку В. про небо и самолёт

 6. Вспомните номер задачи, которую решал Федя.  А. 52 Б. 7 В. 639   7. Что случилось из – за того, что Федя стал отвлекаться? А. он перепутал задачи Б.он потерял ручку В. не услышал звонок от мамы   8. Сколько раз прочитал Федя задачу, но так ничего и не понял? А. 4 Б. 100 В. 20   9. Про что была последняя песня? А. про алмазы и жемчужины Б. про драгоценные камни В. про тёплое море   10. Что привезли в задаче на мельницу? А. пшеницу Б. рожь В. ячмень   11. Чем закончился рассказ? А. Федя верно решил задачу Б. Федя пошёл к своему другу за объяснением задачи В. Утро вечера мудренее решил Федя и лёг спать

6. Вспомните номер задачи, которую решал Федя.

А. 52 Б. 7 В. 639

  7. Что случилось из – за того, что Федя стал отвлекаться?

А. он перепутал задачи Б.он потерял ручку В. не услышал звонок от мамы

 

8. Сколько раз прочитал Федя задачу, но так ничего и не понял?

А. 4 Б. 100 В. 20

 

9. Про что была последняя песня?

А. про алмазы и жемчужины Б. про драгоценные камни В. про тёплое море

 

10. Что привезли в задаче на мельницу?

А. пшеницу Б. рожь В. ячмень

 

11. Чем закончился рассказ?

А. Федя верно решил задачу

Б. Федя пошёл к своему другу за объяснением задачи

В. Утро вечера мудренее решил Федя и лёг спать

ОТВЕТЫ 11 баллов – «5» 10-9 баллов – «4» 8-7 баллов – «3» 6 и менее - «2» 7. а в 8. в 2. б 3. а 9. а 10. б 4. б 11. б 5. а 6. в

ОТВЕТЫ

11 баллов – «5»

10-9 баллов – «4»

8-7 баллов – «3»

6 и менее - «2»

7. а

  • в

8. в

2. б

3. а

9. а

10. б

4. б

11. б

5. а

6. в

РАБОТА В ГРУППАХ   Синквейн 1 . Федя. 2. Невнимательный, ленивый. 3. Решал, отвлекался, запутался. 4. Делу – время, потехе – час! 5. Незнайка.

РАБОТА В ГРУППАХ Синквейн

1 . Федя.

2. Невнимательный, ленивый.

3. Решал, отвлекался, запутался.

4. Делу – время, потехе – час!

5. Незнайка.

Идея произведения Какую задачу должен решить мальчик?  Нельзя отвлекаться во время выполнения домашнего задания!

Идея произведения

Какую задачу должен решить мальчик?

Нельзя отвлекаться во время выполнения домашнего задания!

«Преодолевая трудности  мы учимся чему-либо» Николай Николаевич Носов 1940г.

«Преодолевая трудности мы учимся чему-либо»

Николай Николаевич Носов

1940г.

Источники информации https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bf2/00024259-7c6047b2/2/img1.jpg  http://vashechudo.ru/images/photos/medium/article923.jpg https://i3.stat01.com/1/9310/93099708/075a3e/20180330104004-jpg.jpg http://www.cult-and-art.net/uploads/posts_meta/albums/37681_album-hezs4ntr5tfnny3yd952.jpg http://rasskajem.ru/wp-content/uploads/2012/06/Nosov-Nikolay-Nikolaevich.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/01e3/00055912-04122a5c/img1.jpg https://static.raritetus.ru/storage/lots/hermes/82/80/84476982.jpg http://static.newauction.ru/offer_images/2015/08/12/12/big/M/MAjkBAE7cts/nosov_fedina_zadacha_khud_valk_1979.jpg http://www.vnikitskom.ru/antique/images/lots-new/92/cache/87-321-3538-9-W1284081_m_600x600.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0965/000a2f0c-5be55964/img11.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d5b/00026ad2-40cef1b2/hello_html_157bac80.png http://mirror6.ru.indbooks.in/wp-content/uploads/2016/0159345/i_034.png http://fenixclub.com/uploads/134515/img-291031-f2d94d0ce8.jpg http://5literatura.net/datas/literatura/Kratko-o-Leskove/0011-011-Illjustratsii-k-Levshe.jpg http://bookscafe.net/books/175/175014/cover.jpg https://knigirossii.ru/pictures/5/72/3409083_sbig1.jpg http://www.ruskniga.com/media/catalog/product/1/3/137055.jpg https://i.ytimg.com/vi/Rtdow8phKYM/hqdefault.jpg https://i.ytimg.com/vi/QZkNhJAs26I/hqdefault.jpg https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/11/s_587603189dd83/img7.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/105b/0000ac9a-fd8228f4/img9.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c2e/000dc7cd-3486f0b3/img8.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0dcd/00002154-e34daf34/640/img15.jpg http://images.myshared.ru/6/531358/slide_5.jpg

Источники информации

  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bf2/00024259-7c6047b2/2/img1.jpg
  • http://vashechudo.ru/images/photos/medium/article923.jpg
  • https://i3.stat01.com/1/9310/93099708/075a3e/20180330104004-jpg.jpg
  • http://www.cult-and-art.net/uploads/posts_meta/albums/37681_album-hezs4ntr5tfnny3yd952.jpg
  • http://rasskajem.ru/wp-content/uploads/2012/06/Nosov-Nikolay-Nikolaevich.jpg
  • https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/01e3/00055912-04122a5c/img1.jpg
  • https://static.raritetus.ru/storage/lots/hermes/82/80/84476982.jpg
  • http://static.newauction.ru/offer_images/2015/08/12/12/big/M/MAjkBAE7cts/nosov_fedina_zadacha_khud_valk_1979.jpg
  • http://www.vnikitskom.ru/antique/images/lots-new/92/cache/87-321-3538-9-W1284081_m_600x600.jpg
  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0965/000a2f0c-5be55964/img11.jpg
  • https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d5b/00026ad2-40cef1b2/hello_html_157bac80.png
  • http://mirror6.ru.indbooks.in/wp-content/uploads/2016/0159345/i_034.png
  • http://fenixclub.com/uploads/134515/img-291031-f2d94d0ce8.jpg
  • http://5literatura.net/datas/literatura/Kratko-o-Leskove/0011-011-Illjustratsii-k-Levshe.jpg
  • http://bookscafe.net/books/175/175014/cover.jpg
  • https://knigirossii.ru/pictures/5/72/3409083_sbig1.jpg
  • http://www.ruskniga.com/media/catalog/product/1/3/137055.jpg
  • https://i.ytimg.com/vi/Rtdow8phKYM/hqdefault.jpg
  • https://i.ytimg.com/vi/QZkNhJAs26I/hqdefault.jpg
  • https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/11/s_587603189dd83/img7.jpg
  • https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/105b/0000ac9a-fd8228f4/img9.jpg
  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c2e/000dc7cd-3486f0b3/img8.jpg
  • https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0dcd/00002154-e34daf34/640/img15.jpg
  • http://images.myshared.ru/6/531358/slide_5.jpg