Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»
Пословица
Знания собираются по капле
«Путешествие Почемучек в необычный город – сказку Под названьем Мягкий знак »
Минутка чистописания
Ж
Ж Ш Ч Щ
[ Ж ][ Ш ][ Ч ][ Щ ]
Дружба дружный дружить
У ужа – ужата,
У ежа – ежата
Словарная работа
Самопроверка
а
е
е
е
о
… п…льсин
тракт…р
б…г…мот
е
и
о
д…мбра
л…мон
стр…коза
о
е
а
… дуванчик
к…нгуру
к…пуста
Орфографическая разминка
ь
ь
Без терпен…я нет умен…я.
Бол…ше думай, мен…ше говори
ь
ь
В путешествие сегодня Отправляемся, друзья! В необычный город – сказку Под названьем Мягкий знак!
Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак. Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест, Станут пенками пеньки, Уголками угольки, Банька в банку превратится, Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.
Роль мягкого знака в словах
Ь
Обозначает мягкость согласного
Разделительный
Ь
Ь
Ь
Роль мягкого знака в словах
Ь
Обозначение мягкости согласного
Разделительный
?
«Просит знаний настоящих Мягкий знак после шипящих»
Помоги змейке найти буквы, обозначающие шипящие звуки. Запиши их в тетрадь.
Р
Ж
Д
Щ
Е
Х
Й
Ф
З
Ш
Ч
Почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь , а в других не пишется?
Поселок Знатоков
Кто прав?
Мышь, речь, сторожь, ночь, шалашь.
Мыш, реч, сторож, ноч, шалаш.
Мышь, речь, сторож, ночь, шалаш.
Мыш, реч, сторожь, ноч, шалашь.
Ь
Ь
Существительные женского рода
Существительные мужского рода
В этом рисунке художник зашифровал новое правило. Но кое-что он забыл сделать. Чтобы заполнить пробелы, выполни следующее задание.
Выполни задание.
Раздели данные ниже слова на две группы.
Что ты заметил?
Грач, вещь, молодёжь, мяч, морж, дочь, пляж, печь.
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
_____
вещь
грач
молодёжь
мяч
морж
дочь
пляж
печь
__. Р.
__. Р.
Ж
М
Ь
Ь
Существительные рода
Существительные рода
В этом рисунке художник зашифровал новое правило. Но кое-что в этом рисунке художник зашифровал новое правило. Но кое-что он забыл сделать. Чтобы заполнить пробелы, выполни следующее задание.
н забыл сделать. Чтобы заполнить пробелы, выполни следующее задание.
Найди лишние слова:
МАНЕЖ МОРЖ
ЛАНДЫШ ДИЧЬ МЕЛОЧЬ МОСКВИЧ
ГУЛЯШ МАРШ
НОЖ ПЛАЩ
ТОВАРИЩ ОБРУЧ
НОЧЬ ЧИЖ
ПЕЙЗАЖ ЭКИПАЖ
ДОЧЬ РЕЧЬ
ПОМОЩЬ ЧЕРТЁЖ
ПОЛНОЧЬ КОРОЛЕВИЧ
ДРОЖЬ КАМЫШ
ь
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО
ПОКАЗАТЕЛЬ Ж.Р. ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Давайте вспомним
Ж.Р.- Ь
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
М.Р.- Ь
ПРОСИТ ЗНАНИЙ НАСТОЯЩИХ,
МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Пик Исследований
ноч...
ь
(она)
ключ...
(он)
душ...
(он)
глуш...
ь
(она)
чиж...
(он)
ь
рож...
(она)
дич...
ь
(она)
морж...
(он)
Алгоритм
1. Слышу шипящий на конце слов: Ш, Щ, Ч, Ж?
Нет
Да
2. Это существительное?
Да
Нет
3. Определяю род
Ж.род (ед.ч) пишу ь
М.род не пишу ь
Сказка о Мягком Знаке
Так запомним — род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
Физминутка"Улыбнитесь" Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели - встали, сели - встали И на месте побежали.
Мы вошли в Лес Испытаний!
Здесь нас ждут сложные и интересные задания.
Ноч.., шалаш.., тиш.., мыш..,
Ночь, шалаш, тишь, мышь,
сыч.., луч.., рож.. .
сыч, луч, рожь.
рассуждай, используя алгоритм
существительное
да
нет
род
словарь
муж.р.
жен.р.
пишем ь
не пишем ь
ПРОВЕРЬ
ГРАЧ РЕЧ Ь ВРАЧ ПЛЯЖ ТОВАРИЩ ЛОЖ Ь РОЖ Ь МЕЛОЧ Ь
1- а , 2- а , 3- а ,4- а ,5- а
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД
1.Если хорошо заточен, всё легко он режет очень.
2. Утка в море , хвост на заборе.
3. Зимой дрова ест, а летом спит.
4. Под полом таится, кошки боится.
н
м
к
п
о
ы
е
о
ч
ш
в
ж
ш
ь
ь
ь
реч...
ь
ь
малыш...
ь
ь
тиш...
ь
ь
доч...
ь
ь
врач...
ь
ь
мыш...
ь
ь
печ...
ь
Алгоритм исследования
1. Прочитай слово.
2. Определи часть речи.
3. Какой звук слышится на конце слова?
4. Определи род.
5. М. р. (он, мой)
Ж. р. (она, моя)
Ь
Ь
м.р м.р. ж.р. м.р. м.р.
Шала ш , чи ж , мы шь , ёр ш , гра ч ,
ж.р. м.р. ж.р. м.р. м.р. м.р.
ве щь , пла щ , но чь , мя ч , но ж , лещ,
м.р. м.р.
камы ш , ово щ .
Нет ошибок 5
1 – 2 ошибки 4
3 – 4 ошибки 3
Поздавляем! Вы прошли сквозь Лес Испытаний!
Вперед, ребята!
Мы на Острове Сокровищ.
Здесь кончается наше путешествие.
1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.
Тихий-…, глухой-…,кирпичный-…
овощной-…, дрожать-…,плакать-… .
2.Вставь подходящие имена существительные с
основой на шипящий.
1) Какова мать, такова и ….2) Здоровому и …. не нужен.3)Какова голова, такова и …. 4)И … в свою норку тащит корку. 5) Когда … поспела, берись за дело.
Слова для справок : доч(?), врач(?), рож(?), реч(?),мыш(?)
3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. на, веселилась, площадке, молодёж(?). плащ(?), от, защитил, дождя, меня. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
Подводим итоги…
- Какую учебную задачу вы решали на уроке?
- В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих?
- У кого вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных?
Повторить
Попробовать
Подумать
Найти
Потренироваться
Проверить себя
Оцени свою работу на уроке:
Мне было интересно, я всё понял
и активно работал.
Мне было интересно, но я
не весь материал урока понял.
Мне было скучно на уроке, я не понял
тему урока. Мне требуется помощь.
Отлично!