СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе» Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе»

Просмотр содержимого документа
«Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе»»

Правописание окончаний имён существительных во множественном числе

Правописание окончаний имён существительных во множественном числе

 Всем, всем добрый день!  Прочь с дороги, наша лень!  Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Д е в я тна д цатое д е к а бря. Кла сс ная р а бота. Сижу правильно,  пишу красиво!

Д е в я тна д цатое д е к а бря.

Кла сс ная р а бота.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Минута чистописания Правило красивого письма в широкую строку Зз__∙__Зз__∙__Зз Пишите буквы высотой в половину широкой строки, соблюдайте наклон письма!

Минута чистописания

Правило красивого письма в широкую строку

Зз__∙__Зз__∙__Зз

Пишите буквы высотой в половину широкой строки, соблюдайте наклон письма!

Маршрутный лист урока  Карта успешности   Подводим итоги  Карта успешности  проверяем сами свои умения определять склонение падеж  Решаем орфографические задачи Закрепляем умение определять  род склонение Развиваем орфографическую зоркость

Маршрутный лист урока

Карта успешности

Подводим итоги

Карта успешности

проверяем сами свои умения определять склонение падеж

Решаем орфографические задачи

Закрепляем умение определять

род склонение

Развиваем орфографическую зоркость

Варежки, мороз, сосулька, лыжи, санки, снежки, коньки, лёд.   - Какой частью речи являются все эти слова?

Варежки, мороз, сосулька, лыжи, санки, снежки, коньки, лёд.

  - Какой частью речи являются все эти слова?

Перед вами два лукошка. Соберите в одно лукошко существительные 1 склонения, в другое – существительные 2 склонения. Выполните правильно, получите целых два лукошка ягод. Назовите существительное, склонение, затем кликните по названному существительному . калина огонь дядя юноша корень мачта лукошко утренник клубника озеро опора месяц 2 склонение 1 склонение

Перед вами два лукошка. Соберите в одно лукошко существительные 1 склонения, в другое – существительные 2 склонения. Выполните правильно, получите целых два лукошка ягод. Назовите существительное, склонение, затем кликните по названному существительному .

калина

огонь

дядя

юноша

корень

мачта

лукошко

утренник

клубника

озеро

опора

месяц

2 склонение

1 склонение

Оживите ромашку. Каждое правильно угаданное существительное 3 склонения добавит ромашке по лепестку . рожь ночь дочь конь мышь медведь речь тишь огонь пень ладонь мощь корабль печь день молодёжь зависть

Оживите ромашку. Каждое правильно угаданное существительное 3 склонения добавит ромашке по лепестку .

рожь

ночь

дочь

конь

мышь

медведь

речь

тишь

огонь

пень

ладонь

мощь

корабль

печь

день

молодёжь

зависть

 Какое время года сейчас хозяйничает на земле?

Какое время года сейчас хозяйничает на земле?

Зима-зимовать,зимний Выделите корень. Как называются эти слова? Какое из них является проверочным, подчеркните? Зима укутала деревья и кусты в снежные наряды .

Зима-зимовать,зимний

Выделите корень.

Как называются эти слова?

Какое из них является проверочным, подчеркните?

Зима укутала деревья и кусты в снежные наряды .

Прочитайте выразительно Воют первые метели, А деревья – расцвели! Это птицы прилетели: С хохолками свиристели, С огоньками–снегири!

Прочитайте выразительно

Воют первые метели,

А деревья – расцвели!

Это птицы прилетели:

С хохолками свиристели,

С огоньками–снегири!

 Работа в парах (по рядам)   1 ряд  2 ряд  3 ряд  птицы снегири метели

Работа в парах (по рядам)

1 ряд 2 ряд 3 ряд

птицы снегири метели

Памятка. Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение.  Образец рассуждения: «Тетрадь— она, моя —существительное женского рода; в именительном падеже нулевое окончание, значит, существительное тетрадь третьего склонения».

Памятка.

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  • Определить род.
  • Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  • По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения: «Тетрадь— она, моя —существительное женского рода; в именительном падеже нулевое окончание, значит, существительное тетрадь третьего склонения».

Падеж И.п Вопросы кто ? что? Р.п. 1скл. 2 скл. птицЫ кого? чего? Д.п. 3скл. снегирИ птиц кому? чему? В.п. метелИ кого? что? снегирЕЙ птицАм Т.п. птиц снегирЯМ метелЕЙ кем? чем? П.п метелЯМ снегирЕЙ птицАМИ О ком ? о чем? метелИ снегирЯМИ птицАХ метелЯМИ снегирЯХ метелЯХ

Падеж

И.п

Вопросы

кто ? что?

Р.п.

1скл.

2 скл.

птицЫ

кого? чего?

Д.п.

3скл.

снегирИ

птиц

кому? чему?

В.п.

метелИ

кого? что?

снегирЕЙ

птицАм

Т.п.

птиц

снегирЯМ

метелЕЙ

кем? чем?

П.п

метелЯМ

снегирЕЙ

птицАМИ

О ком ? о чем?

метелИ

снегирЯМИ

птицАХ

метелЯМИ

снегирЯХ

метелЯХ

Просклоняй существительные в форме ед.ч и мн.ч.       1 склонение И.п ед.ч            мн. ч           2 склонение птица Р.п птицы   ед. ч.           мн. ч. Д.п птиц... снегирь     3 склонение В.п птиц… птиц…  ед.ч           мн. ч снегири птиц… птиц… Т.п снегир…  ель птиц… птиц… П.п снегир… снегир… ели снегир… снегир…  ел… птиц… о птиц… снегир… ел… снегир… о птиц…  ел… о снегир… ел… снегир…  ел…  ел… ел… о снегир… ел… о ел… о ел…

Просклоняй существительные в форме ед.ч и мн.ч.

      1 склонение

И.п

ед.ч            мн. ч

          2 склонение

птица

Р.п

птицы

  ед. ч.           мн. ч.

Д.п

птиц...

снегирь

    3 склонение

В.п

птиц…

птиц…

ед.ч           мн. ч

снегири

птиц…

птиц…

Т.п

снегир…

ель

птиц…

птиц…

П.п

снегир…

снегир…

ели

снегир…

снегир…

ел…

птиц…

о птиц…

снегир…

ел…

снегир…

о птиц…

ел…

о снегир…

ел…

снегир…

ел…

ел…

ел…

о снегир…

ел…

о ел…

о ел…

Проверь себя!     1 склонение ед.ч      мн. ч И.п         2 птица Р.п склонение ед.ч            мн. ч птицы Д.п - ы - е снегирь       3 В.п - □  склонение - ам - у - я Т.п снегири ед.ч            мн. ч. - ей - ю ель П.п - ей - □ - ям ели -е   -ами - и - я - и - ём - ей - ей - ах - е - ям □ - ями - ю - и - ях -и - ями - ях

Проверь себя!

    1 склонение

ед.ч      мн. ч

И.п

        2

птица

Р.п

склонение

ед.ч            мн. ч

птицы

Д.п

- ы

- е

снегирь

      3

В.п

- □

склонение

- ам

- у

- я

Т.п

снегири

ед.ч            мн. ч.

- ей

- ю

ель

П.п

- ей

- □

- ям

ели

  -ами

- и

- я

- и

- ём

- ей

- ей

- ах

- е

- ям

- ями

- ю

- и

- ях

- ями

- ях

Мороз-морозы Лёд-льды Сосулька - сосульки

Мороз-морозы

Лёд-льды

Сосулька - сосульки

Зима-зимовать,зимний Выделите корень. Как называются эти слова? Какое из них является проверочным, подчеркните? Зима укутала деревья и кусты в снежные наряды .

Зима-зимовать,зимний

Выделите корень.

Как называются эти слова?

Какое из них является проверочным, подчеркните?

Зима укутала деревья и кусты в снежные наряды .

Вывод Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. существительные множественного числа имеют окончания а-я, и-ы

Вывод

Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. существительные множественного числа имеют окончания

а-я, и-ы

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Запиши существительные мама, стол, мышь в форме множественного числа и просклоняй по падежам. Напиши ещё 3 существительных в форме множественного числа.
  • Запиши существительные мама, стол, мышь в форме множественного числа и просклоняй по падежам.
  • Напиши ещё 3 существительных в форме множественного числа.
Проверка И.п. мам ы Р.п. мам Д.п. стол ы мам ам В.п. стол ов мыш и мыш ей мам стол ам Т.п. стол ы мам ами П.п. мыш ам мыш ей о мам ах стол ами мыш ами о стол ах о мыш ах

Проверка

И.п.

мам ы

Р.п.

мам

Д.п.

стол ы

мам ам

В.п.

стол ов

мыш и

мыш ей

мам

стол ам

Т.п.

стол ы

мам ами

П.п.

мыш ам

мыш ей

о мам ах

стол ами

мыш ами

о стол ах

о мыш ах

Образец заголовка И. п. а, я, ы, и Р. п.  , ов, ев,ей Д. п. ам, ям, В. п. а, я, ы, и,ей, ов, ев Т. п. ами, ями П. п. ах, ях

Образец заголовка

И. п.

а, я, ы, и

Р. п.

, ов, ев,ей

Д. п.

ам, ям,

В. п.

а, я, ы, и,ей, ов, ев

Т. п.

ами, ями

П. п.

ах, ях

  Напишите с уществительные в форме именительного падежа множественного числа:  Берёзы, тролле́йбусы, учени́цы, тетра́ди, портфе́ли, газе́ты, вокза́лы, гнёзда.  Вывод : В форме именительного падежа множественного числа существительные имеют окончания  −а ,  −я ;  −ы ,  −и .

Напишите с уществительные в форме именительного падежа множественного числа: Берёзы, тролле́йбусы, учени́цы, тетра́ди, портфе́ли, газе́ты, вокза́лы, гнёзда. Вывод : В форме именительного падежа множественного числа существительные имеют окончания  −а −я −ы −и .

Имя существительное во множественном числе: - не различается по склонениям; имеет одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п.(-ам, -ям), Т.п.(-ами, -ями), П.п.(-ах, -ях); у неодуш. сущ. одинаковые окончания в И.п. и В.п.(-а,-я,-и,-ы); у одуш. сущ. одинаковые окончания в Р.п. и В.п.(-ов,-ёв,-ей,- ).

Имя существительное во множественном числе:

- не различается по склонениям;

  • имеет одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п.(-ам, -ям), Т.п.(-ами, -ями), П.п.(-ах, -ях);
  • у неодуш. сущ. одинаковые окончания в И.п. и В.п.(-а,-я,-и,-ы);
  • у одуш. сущ. одинаковые окончания в Р.п. и В.п.(-ов,-ёв,-ей,- ).
Упражнения-исследования    Прочитай стихотворение. Найди и запиши многозначное слово, имеющее такое значение: длительное, с задержками, помехами, однообразное занятие, дело Выпиши из стихотворения синонимы к данным словам. Хмурый - ______________ , морока - _______________ ,   гул - ___________ , метелица - __________________ . «Бураны, вьюги и метели –  Как много с ними канители,  Как много шума, толкотни,  Как надоели мне они!» –  Так проворчал Мороз угрюмый. И речку льдом сковал без шума,  Деревья скрыла седина,  И наступила тишина.  (В.Берестов )

Упражнения-исследования   Прочитай стихотворение. Найди и запиши многозначное слово, имеющее такое значение: длительное, с задержками, помехами, однообразное занятие, дело

Выпиши из стихотворения синонимы к данным словам.

Хмурый - ______________ , морока - _______________ ,

 

гул - ___________ , метелица - __________________ .

«Бураны, вьюги и метели – Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!» – Так проворчал Мороз угрюмый.

И речку льдом сковал без шума, Деревья скрыла седина, И наступила тишина.  (В.Берестов )

Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?    - не различается по склонениям;  - имеет окончания в трёх падежах: Д.п.(-ам, -ям), Т.п.(-ами, -ями), П.п.(-ах, -ях);

Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?

- не различается по склонениям;

- имеет окончания в трёх падежах:

Д.п.(-ам, -ям),

Т.п.(-ами, -ями),

П.п.(-ах, -ях);

Хмурый – угрюмый Морока – канители Гул – шум Метелица- бураны, вьюги

Хмурый – угрюмый

Морока – канители

Гул – шум

Метелица- бураны, вьюги

Подведём итоги работы!   С какими существительными работали на уроке? Как? Как определить склонение имён существительных во множественном числе? Какие бывают окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже?

Подведём итоги работы!

  • С какими существительными работали на уроке? Как?
  • Как определить склонение имён существительных во множественном числе?
  • Какие бывают окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже?
Имя существительное во множественном числе: - не различается по склонениям; имеет одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п.(-ам, -ям), Т.п.(-ами, -ями), П.п.(-ах, -ях); у неодуш. сущ. одинаковые окончания в И.п. и В.п.(-а,-я,-и,-ы); у одуш. сущ. одинаковые окончания в Р.п. и В.п.(-ов,-ёв,-ей,- ).

Имя существительное во множественном числе:

- не различается по склонениям;

  • имеет одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п.(-ам, -ям), Т.п.(-ами, -ями), П.п.(-ах, -ях);
  • у неодуш. сущ. одинаковые окончания в И.п. и В.п.(-а,-я,-и,-ы);
  • у одуш. сущ. одинаковые окончания в Р.п. и В.п.(-ов,-ёв,-ей,- ).
Карта успешности МОГУ ОБЪЯСНИТЬ И НАУЧИТЬ ДРУГОГО  МОГУ ПРИМЕНИТ Ь ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ  ЗНАЮ И ПОНИМАЮ  НЕ УВЕРЕН, ЧТО ВСЕ ЗНАЮ И УМЕЮ  НЕ ЗНАЮ

Карта успешности

МОГУ ОБЪЯСНИТЬ И НАУЧИТЬ ДРУГОГО

МОГУ ПРИМЕНИТ Ь ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ

ЗНАЮ И ПОНИМАЮ

НЕ УВЕРЕН, ЧТО ВСЕ ЗНАЮ И УМЕЮ

НЕ ЗНАЮ

 Оцените свою работу!   Всё получилось без затруднений!  Буду стараться ещё! Выучить правила

Оцените свою работу!

Всё получилось без затруднений!

Буду стараться ещё!

Выучить правила

Благодарю за работу на уроке!

Благодарю за работу на уроке!

Учитель начальных классов МКОУ СОШ №12 Давыдова Р.А  Интернет ресурсы http://linda6035.ucoz.ru/   (источник шаблона) artzakaz.pro ru.dreamstime.com https://volzsky-klass.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-248-s-131/ ingvarr.net.ru napitkimira.net hr-metod.com smartgroup-online.ru m.fotostrana.ru stihi.ru taila-75.livejournal.com

Учитель начальных классов МКОУ СОШ №12 Давыдова Р.А Интернет ресурсы

  • http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
  • artzakaz.pro
  • ru.dreamstime.com
  • https://volzsky-klass.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-248-s-131/
  • ingvarr.net.ru
  • napitkimira.net
  • hr-metod.com
  • smartgroup-online.ru
  • m.fotostrana.ru
  • stihi.ru
  • taila-75.livejournal.com