Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Составление юмористического рассказа»
Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех. А в сближении людей главная задача искусства.
Л.Н.Толстой
Секреты юмористического рассказа
Смех есть весёлость ума, а улыбка – весёлость сердца
Адриан Декурсель
Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с лица
Виктор Мари Гюго
Смех — действительно оружие. И благодаря его мощному заряду, направленному против глупости, страха и насилия, род людской выжил и продолжает жить всему вопреки!
«Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем», как гласит народная мудрость.
Поэтому, смейтесь: сами над собой, друг над другом. Смейтесь! Помните, кто людей веселит, за того весь свет стоит!
Юмор – это
- интеллектуальная способность человека подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением человека обнаруживать противоречия в окружающем мире.
Юмор-вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств(добрый смех)
Что такое рассказ? Вспомним: Рассказ - это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло.
Рассказ - это произведение прозы маленького объема, лаконично описывающее определенное событие или эпизод из жизни героев.
Юмористический
Дидактический
Исторический
Научно-познавательный
Игровой
Природоведческий
Юмористический рассказ – небольшое по объему произведение, в котором описывается комическая ситуация. Подразделяются на анекдоты, юморески, истории из жизни . Цель – посмеяться над человеческими недостатками, обратить на них внимание.
Юмористический рассказ -
- всегда затрагивает какую-либо проблему, автор высмеивает тот или иной человеческий порок, заставляя читателя задуматься и присмотреться к окружающим, да и к себе самому.
- В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы её обязательно найдёте.
- Особенностью юмористического рассказа является то, что это небольшое по объёму произведение, повествующее об одном событии с малым количеством действующих лиц.
Какая основная задача юмористических рассказов?
Заставить читателя смеяться
Случай
История
Происшествие
Эпизод
Событие
Однажды
- Случилось
- Было
- Произошло
- Приключилось
Рассказ состоит из:
- Вступление (экспозиция)
- Завязка (момент, с которого все начинается)
- Развитие действия (что конкретно произошло, основ, моменты)
- Кульминация (самый острый момент в развитии)
- Развязка (завершение действия)
- Заключение (эпилог).
Как строить рассказ
- Рассказ, действительно, строят точно так же, как строят дома.
Чтобы построить дом, надо знать:
Чтобы построить рассказа, надо знать:
Для чего и для кого ты будешь строить
Для чего и для кого ты будешь рассказывать
Из каких частей его нужно сложить
Что именно скажешь
Как правильно их соединить
В какой последовательности, каким тоном
Средства создания юмористического рассказа
- Есть специальные слова и выражения, которые придают речи яркость, эмоциональность, служат выражением отношения автора к изображаемому. Их называют речевыми средствами комического или речевыми средствами юмора. Во-первых, это монолог и диалог. Монолог – развёрнутое высказывание одного героя. Диалог – разговор двух или более героев. К этому следует добавить, что существует так называемый «внутренний монолог», когда автор как бы разговаривает сам с собой.
- экспрессивно окрашенные слова делают речь яркой, интересной, а главное – непосредственной (Это могут быть частицы: Ух, ты! Да ну! Ой, что это?; слова и выражения: Кошка прыг – и на шкаф; Попробуй достань со шкафа!)
- меткие и образные разговорные и просторечные слова-синонимы слов нейтральных.
«Смех - дело серьезное».
Что необходимо для создания юмористического рассказа, какие элементы?
- Смешной случай/событие/ситуация
- «Говорящий» заголовок
- «Говорящие» фамилии
- «Говорящие» художественные детали
- Лаконизм повествования
Приёмы создания юмористического рассказа
Смешной, комический
заголовок – ключ к разгадке сюжета! Такой заголовок
интригует!
«Заколдованная буква»,
«Двадцать лет под кроватью»,
«Пересолил»,
«Шило в мешке»,
«Тринадцатый подвиг Геракла»
Смешные фамилии, «говорящие» имена, фамилии, прозвища, клички
Держиморда, Очумелов, Курятин, Вонмигласов,
Ляпкин-Тяпкин, Пучеглазов
Что поможет написать юмористический рассказ?
- Буквальное толкование крылатых фраз
Приём несоответствия
Несоответствие реального и ожидаемого.
Смешение
несочетаемых предметов, явлений, признаков
Жили-были дед и баба, у них не было детей, а третий был дурак.
Я распилил палку на три половинки.
Гипербола
… сто лет не видел;
… чуть со смеху не
лопнул
Гипербола – это
преувеличение
сверх обычного,
привычного
Словотворчество
Стилистически сниженная лексика (просторечия), искажения слов, намеренное нарушение орфографических норм:
бюстры, Аболон полведерский,
мерблюзьи мантоны, ногавки;
Канделабрия, карета двухсестная; заместо пубеля
Лесков Н. С. «Левша»
Преувеличение: образец
Во вторник подвела постель – Не смог я вовремя проснуться. Позавчера забыл портфель В нем был банан – пришлось вернуться. В своих ошибках разобрался, Сегодня в срок прийти хотел, Но слишком сильно разогнался И мимо школы пролетел.
Вячеслав Лейкин
Словотворчество: образец
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,
И МОРКОФЕЛЬ дозрел.
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,
А таких БАКЛАЧКОВ,
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Наталья Кончаловская
«
Неожиданный конец
После уроков кокетливая школьница лениво и неумело моет пол в школе. Подходит учитель.
- Не так, Оля, полы-то моют.
- А как, Сергей Иванович?
Сергей Иванович служил на флоте, он взял швабру и лихо стал ею орудовать.
- Ага, и правда, у вас лучше получается! Так я пойду?
… бегу из последних сил. Вот и дверь подъезда. Но человек догоняет, резко хватает меня за шиворот, разворачивает лицом к себе…
- Сын, ты что, не слышишь? Кричу тебе, кричу…
Уфф… Папа .
Посмеёмся вместе!
Прочитай шутку и улыбнись. Норвежские врачи считают, что три минуты смеха равны пятнадцати минутам физической зарядки.
- Папа. Сегодня прекрасный день?
- Почему ты спрашиваешь об этом каждое утро?
- Видишь ли, наша учительница сказала, что в один прекрасный день она от меня с ума сойдёт.
На экскурсии в зоопарке первоклассник спрашивает учителя:
- А эту обезьяну выпустят на свободу, когда она станет человеком?
Мама привела дочку к врачу:
- Доктор, у дочки глазки выпучены и улыбка не сходит с лица.
Доктор:
- А вы ей косички послабее заплетать не пробовали?
Отец спрашивает сына, возвратившегося из школы:
-Тебя сегодня вызывали?
- Да, - ответил сын и добавил: - а тебя назавтра вызывают.
Лев собрал всех на поляне и говорит:
- Все красивые налево, а умные – направо.
Все начинают выстраиваться в две шеренги, а обезьяна мечется то туда, то сюда. Лев ей:
- Ты что?
- Но не могу же я разорваться!
«Памятка начинающему писать юмористический рассказ».
• прежде всего обдумайте сюжет своего рассказа;
• не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение (они создаются за счёт появления неожиданных для героя рассказа участников событий, за счёт неожиданного поворота событий, за счёт неожиданной развязки, характера происходивших событий).
• помните, что большое значение в рассказе имеет заголовок: заголовок - ключ к разгадке сюжета; заголовок может выражать авторское отношение;
• используйте в рассказе языковые средства создания юмора: интересные диалоги, смешные имена (клички), фамилии героев, авторские юмористические оценки;
• ситуация игры - это следующая особенность юмористического рассказа на сюжетном уровне. Игра – всегда смех, весёлое настроение. Игра – это всегда надевание на себя какой-то маски, приписывание себе чьей-то роли
• именно наличие смешных героев и есть ещё одна особенность юмористического рассказа на сюжетном уровне. Всегда те герои, которые представлены в рассказе, вызывают добрую улыбку или усмешку.
1 . Опишите место действия и героев как можно раньше.
- В начале рассказа должно описываться место действия и хотя бы один персонаж. Расскажите, где происходит действие, но упомяните только самое важное. Постарайтесь извлечь как можно больше полезного и смешного из места действия. Подумайте, как и где будет проявляться юмор. Попробуйте хотя бы намекнуть на это в завязке.
- В начале рассказа должно описываться место действия и хотя бы один персонаж.
- Расскажите, где происходит действие, но упомяните только самое важное. Постарайтесь извлечь как можно больше полезного и смешного из места действия.
- Подумайте, как и где будет проявляться юмор. Попробуйте хотя бы намекнуть на это в завязке.
2 . В середине события и обстоятельства должны усложниться и стать смешными.
- Середина будет, скорее всего, самой длинной частью рассказа. Чтобы не зря расходовать слова, сделайте обстоятельства более сложными и интересными для одного или нескольких персонажей. Напряжение обычно возникает на основании конфликта (чаще всего между главным героем и другим персонажем, природой, технологиями, обществом, религией, но также бывает и внутренним).
- Середина будет, скорее всего, самой длинной частью рассказа. Чтобы не зря расходовать слова, сделайте обстоятельства более сложными и интересными для одного или нескольких персонажей.
- Напряжение обычно возникает на основании конфликта (чаще всего между главным героем и другим персонажем, природой, технологиями, обществом, религией, но также бывает и внутренним).
3 . Напишите короткую развязку.
• Конфликт должен развиваться довольно быстро. Юмор может заключаться в том, как разрешается конфликт, но может и просто сопутствовать этому.
• Концовка должна быть короткой. Помните, что из-за формата рассказа вам придется отбрасывать все малозначительные подробности.
• Постарайтесь сделать так, чтобы концовка занимала всего один абзац. В последнем предложении должен присутствовать юмор, чтобы читатель мог вздохнуть с облегчением.
Спасибо за урок!!!