СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме: «Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме: «Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.»»

Русский язык.  3 класс. Тема: «Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.»

Русский язык. 3 класс.

Тема: «Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.»

__ декабря.  Кла сс ная  р а бота.   Сижу правильно, пишу красиво!

__ декабря. Кла сс ная р а бота.

Сижу правильно,

пишу красиво!

ЧИСТОПИСАНИЕ

ЧИСТОПИСАНИЕ

Словарная работа М__роз  за__ц  ул__ца р__бота к_мп_ют_ р __бед к__ртоф__ль  п__трушка  ов__щи г__рох __гурец п__м__дор е а О я е  о  и а о е ь о о о о и

Словарная работа

М__роз

за__ц

ул__ца

р__бота

к_мп_ют_ р

__бед

к__ртоф__ль

п__трушка

ов__щи

г__рох

__гурец

п__м__дор

е

а

О

я

е

о

и

а

о

е

ь

о

о

о

о

и

Найдите и исправьте ошибки. Столп, ястреб, гриб, ропкий, дуп, рибина, клубки, дупки, сасна, суб, озноп, саколик, халодный, мароз, ряпчик, тобкое.

Найдите и исправьте ошибки.

Столп, ястреб, гриб,

ропкий, дуп, рибина, клубки, дупки, сасна, суб, озноп, саколик, халодный, мароз, ряпчик, тобкое.

Актуализация знаний - Какую большую тему мы изучаем? - Что значит разобрать слово по составу? - Назовите последовательность разбора? - Что такое корень? - Что такое суффикс? - Что такое приставка? - Что такое основа? - Что такое окончание? (Приставка-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.) (Корень слова-это главная неизменяемая значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.) (Суффикс-это значимая часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования слов.) (Окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.) (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс?) (Найти части слова) (Состав слова)

Актуализация знаний

- Какую большую тему мы изучаем?

- Что значит разобрать слово по составу?

- Назовите последовательность разбора?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Что такое основа?

- Что такое окончание?

(Приставка-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)

(Корень слова-это главная неизменяемая значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

(Суффикс-это значимая часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования слов.)

(Окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)

(Окончание, основа, корень, приставка, суффикс?)

(Найти части слова)

(Состав слова)

Разбор по составу звёздочка  заморозки пришкольный

Разбор по составу

звёздочка

заморозки

пришкольный

Расшифруйте тему нашего урока  Сфксфиу 

Расшифруйте тему нашего урока

Сфксфиу 

Хочу всё знать!

Хочу всё знать!

Хотите всё знать? Тогда слушайте и запоминайте!

Хотите всё знать?

Тогда слушайте

и запоминайте!

 В мире  суффиксов

В мире суффиксов

Что такое суффикс?

Что такое суффикс?

Суффикс-   это значимая часть слова, которая стоит после корня И служит для образования новых слов

Суффикс-

это значимая часть слова,

которая стоит после корня

И служит для образования новых слов

Постарайтесь запомнить! Суффиксы имеют свои значения

Постарайтесь запомнить!

Суффиксы имеют

свои значения

Суффиксы- - ИК, -ЕК, -ОК,-ЁК, -ЧИК,-ОЧК,-ЕЧК, -УШК,-ЮШК, -ИШК,-ЫШК, -ОВАТ-ЕВАТ, -ОНЬК,-ЕНЬК Придают словам оценочное значение, уменьшительно- ласкательный оттенок

Суффиксы-

- ИК, -ЕК,

-ОК,-ЁК,

-ЧИК,-ОЧК,-ЕЧК,

-УШК,-ЮШК,

-ИШК,-ЫШК,

-ОВАТ-ЕВАТ,

-ОНЬК,-ЕНЬК

Придают словам оценочное значение,

уменьшительно- ласкательный оттенок

Например :- бант ик  платоч ек , гриб ок , мяч ик , кост очк а, коров ушк а, мор юшк о, пёр ышк о, сын ишк а, бел оват ый, син еват ый, красн еньк ий, берёз оньк а

Например :-

бант ик

платоч ек ,

гриб ок , мяч ик , кост очк а,

коров ушк а,

мор юшк о, пёр ышк о,

сын ишк а, бел оват ый,

син еват ый, красн еньк ий,

берёз оньк а

Первичное применение  — Какое значение придают словам эти суффиксы? Дополним предложение. (Уменьшительно-ласкательные.) — Запомним, как называются такие суффиксы. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».

Первичное применение

— Какое значение придают словам эти суффиксы? Дополним предложение. (Уменьшительно-ласкательные.)

— Запомним, как называются такие суффиксы.

Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».

А какие ещё  значения суффиксов бывают? Хотите узнать? Пожалуйста!  Внимательно слушайте!

А какие ещё

значения

суффиксов бывают?

Хотите узнать?

Пожалуйста!

Внимательно слушайте!

Суффиксы - ОНОК,-ЁНОК,-ЁНЫШ используют  при названии детёнышей слон- слон ёнок ёж- еж онок змея- зме ёныш

Суффиксы

- ОНОК,-ЁНОК,-ЁНЫШ

используют

при названии детёнышей

слон- слон ёнок

ёж- еж онок

змея- зме ёныш

Суффикс – НИК   имеет предметное значение СОУС-СОУС НИК или показывает,  что существительное образовалось от прилагательного или глагола терновый - тернов ник , работать - работ ник

Суффикс – НИК

имеет предметное значение

СОУС-СОУС НИК

или показывает,

что существительное образовалось

от прилагательного или глагола

терновый - тернов ник ,

работать - работ ник

Суффикс -ин,-ИНК  придаёт значение  единичности песок- песч инк а

Суффикс -ин,-ИНК

придаёт значение

единичности

песок- песч инк а

Суффиксы – ИСТ,-ЩИК,-АЧ,-ЕР,-ИК,-АНТ называют лица мужского рода по профессии или по роду деятельности Камень- камен щик , музыка- музык ант , журнал-журнал ист , скрипка- скрип ач

Суффиксы

ИСТ,-ЩИК,-АЧ,-ЕР,-ИК,-АНТ

называют лица мужского

рода по профессии или по роду деятельности

Камень- камен щик , музыка- музык ант , журнал-журнал ист , скрипка- скрип ач

Суффиксы - К,-Иц,-Ниц,-Их,-Ин называют лица женского пола учитель- учитель ниц а Артист- артист к а Повар- повар их а

Суффиксы

- К,-Иц,-Ниц,-Их,-Ин

называют лица женского пола

учитель- учитель ниц а

Артист- артист к а

Повар- повар их а

Суффиксы -У щ , -Ю щ ,-И щ ,  используют в словах с  увеличительным  значением Например: лап ищ а, больш ущ ий, хитр ющ ий

Суффиксы

щ , -Ю щ ,-И щ ,

используют в словах с

увеличительным значением

Например:

лап ищ а, больш ущ ий, хитр ющ ий

А знаете ли вы ,  что нужно сделать,  чтобы правильно  написать слова с суффиксами – ИК,-ЕК,-ЕЦ,-ИЦ? Кто смелый?

А знаете ли вы ,

что нужно сделать,

чтобы правильно

написать

слова

с суффиксами

ИК,-ЕК,-ЕЦ,-ИЦ?

Кто смелый?

Чтобы правильно написать слова  с суффиксами -ИК,-ЕК,-ЕЦ,-ИЦ, нужно изменить слово!

Чтобы правильно написать слова

с суффиксами

-ИК,-ЕК,-ЕЦ,-ИЦ,

нужно изменить слово!

Если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву И  КОРАБЛ ИК - КОРАБЛ ИК И кож иц а- кож иц ы Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву Е ЗАМОЧ ЕК -_ЗАМОЧ К И, БРАТ ЕЦ -БРАТ Ц Ы

Если гласный не выпадает,

то в суффиксе надо писать букву И

КОРАБЛ ИК - КОРАБЛ ИК И

кож иц а- кож иц ы

Если гласный выпадает,

то в суффиксе надо писать букву Е

ЗАМОЧ ЕК -_ЗАМОЧ К И,

БРАТ ЕЦ -БРАТ Ц Ы

Существует  очень много различных  суффиксов : -ОВ,-ЕВ,-СК,-Н,-ЛИВ, -ЯК,-ИХ,-Р,-ОТ,-ТЕЛЬ, -ОСТЬ,-ИЗН,-УН У глаголов встречаются  суффиксы -А,-И, -Е,-ЫВА,-НУ

Существует

очень много различных

суффиксов :

-ОВ,-ЕВ,-СК,-Н,-ЛИВ,

-ЯК,-ИХ,-Р,-ОТ,-ТЕЛЬ,

-ОСТЬ,-ИЗН,-УН

У глаголов встречаются

суффиксы

-А,-И, -Е,-ЫВА,-НУ

А знаете ли вы ,  что нужно сделать,  чтобы правильно  написать слова с суффиксами -ОСТЬ ? Кто смелый?

А знаете ли вы ,

что нужно сделать,

чтобы правильно

написать

слова

с суффиксами

-ОСТЬ ?

Кто смелый?

 «Давайте подумаем» злость, глупость, гордость, грубость, жалость, молодость, мудрость, радость, робость, слабость, старость, строгость, трусость, хитрость, храбрость, юность, ясность

«Давайте подумаем»

злость, глупость, гордость, грубость, жалость, молодость, мудрость, радость, робость, слабость, старость, строгость, трусость, хитрость, храбрость, юность, ясность

Чтобы правильно написать слова  с суффиксами -  ОСТЬ нужно изменить слово!

Чтобы правильно написать слова

с суффиксами

- ОСТЬ

нужно изменить слово!

Проверка. Правописание слов с суффиксом -ость- Смелый-смелость, жадный-жадность, нежны-нежность, честный-честность, уверенный-уверенность,  осторожный-осторожность, задумчивый-задумчивость.

Проверка.

Правописание слов с суффиксом -ость-

Смелый-смелость, жадный-жадность, нежны-нежность,

честный-честность, уверенный-уверенность,

осторожный-осторожность, задумчивый-задумчивость.

злой слабость - злость - слабый глупость - храбрость - глупый храбрый хитрость - хитрый гордый гордость - строгость - грубый грубость - строгий старый старость - молодой молодость - ясный мудрый ясность - мудрость - робкий щедрость - робость - щедрый  http://aida.ucoz.ru 12/01/2024

злой

слабость -

злость -

слабый

глупость -

храбрость -

глупый

храбрый

хитрость -

хитрый

гордый

гордость -

строгость -

грубый

грубость -

строгий

старый

старость -

молодой

молодость -

ясный

мудрый

ясность -

мудрость -

робкий

щедрость -

робость -

щедрый

http://aida.ucoz.ru

12/01/2024

(НЕТ) Первичное применение  — Вернёмся к нашим словам. Изменим форму слова. Что получается? Запишем начальную форму слова в тетрадь. (Орешек, бантик, замочек, кармашек, билетик, стаканчик.) — Выделим суффиксы «-ик-» и «-ек-» в словах. орешка кармашка билетика бантика замочка стаканчика

(НЕТ)

Первичное применение

— Вернёмся к нашим словам. Изменим форму слова. Что получается? Запишем начальную форму слова в тетрадь. (Орешек, бантик, замочек, кармашек, билетик, стаканчик.)

— Выделим суффиксы «-ик-» и «-ек-» в словах.

орешка

кармашка

билетика

бантика

замочка

стаканчика

Проведём наблюдение в словах над суффиксами -ЕК -, - ИК- В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется?  В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук исчезает, выпадает? -ИК- -ЕК- с. 125 упр. 242

Проведём наблюдение в словах над суффиксами -ЕК -, - ИК-

  • В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется?
  • В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук исчезает, выпадает?

-ИК-

-ЕК-

с. 125 упр. 242

Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс – ЕК - , а когда - суффикс - - ИК - ? В суффиксе - ИК - при изменении формы слова гласная буква сохраняется. В суффиксе - ЕК - при изменении формы слова гласная буква исчезает. с. 125

Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс – ЕК - , а когда - суффикс - - ИК - ?

  • В суффиксе - ИК - при изменении формы слова гласная буква сохраняется.
  • В суффиксе - ЕК - при изменении формы слова гласная буква исчезает.

с. 125

Работаем со словами с суффиксами  -ЕК -, - ИК- ! -ЕК- -ИК- Обсудите, какие слова имеют указанные суффиксы?  Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. с. 126 упр. 243

Работаем со словами с суффиксами -ЕК -, - ИК- !

-ЕК-

-ИК-

  • Обсудите, какие слова имеют указанные суффиксы?
  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

с. 126 упр. 243

Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс – ОК - ? Суффикс - ОК - пишется после шипящих под ударением. Ч Ж Ш -ОК- Щ с. 127

Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс – ОК - ?

  • Суффикс - ОК - пишется после шипящих под ударением.

Ч

Ж

Ш

-ОК-

Щ

с. 127

Учимся образовывать существительные при помощи суффикса - ОК - -ОК- с. 127 упр. 246

Учимся образовывать существительные при помощи суффикса - ОК -

-ОК-

с. 127 упр. 246

Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.   Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку». 41

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».

41

Проверка Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например: — Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса. — Вы должны пояснить, почему вы так считаете. 41

Проверка

Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:

— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.

— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.

41

Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.   Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку». 41

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».

41

Проверка Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например: — Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса. — Вы должны пояснить, почему вы так считаете. 41

Проверка

Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:

— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.

— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.

41

Первичное применение  — В каком ряду во всех словах есть суффиксы? (Первый ряд.) — Выделим суффиксы в словах. («-ок-», «-ёнок-», «-ик-».) Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку». 41

Первичное применение

— В каком ряду во всех словах есть суффиксы? (Первый ряд.)

— Выделим суффиксы в словах. («-ок-», «-ёнок-», «-ик-».)

Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».

41

Первичное применение  — В каком ряду во всех словах есть суффиксы? (Третий ряд.) — Выделим суффиксы в словах. («-иц-», «-ек-», «-онок-».) Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку». 41

Первичное применение

— В каком ряду во всех словах есть суффиксы? (Третий ряд.)

— Выделим суффиксы в словах. («-иц-», «-ек-», «-онок-».)

Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».

41

Подведём итоги работы на уроке  С какой частью слова работали на уроке? Какие суффиксы учились употреблять?  Оцените свою работу!

Подведём итоги работы на уроке

  • С какой частью слова работали на уроке?
  • Какие суффиксы учились употреблять?

Оцените свою работу!

Благодарю за работу на уроке! Желаю успехов!

Благодарю за работу на уроке!

Желаю успехов!