Русский язык. 3 класс.
Тема: «Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.»
__ декабря. Кла сс ная р а бота.
Сижу правильно,
пишу красиво!
ЧИСТОПИСАНИЕ
Словарная работа
М__роз
за__ц
ул__ца
р__бота
к_мп_ют_ р
__бед
к__ртоф__ль
п__трушка
ов__щи
г__рох
__гурец
п__м__дор
е
а
О
я
е
о
и
а
о
е
ь
о
о
о
о
и
Найдите и исправьте ошибки.
Столп, ястреб, гриб,
ропкий, дуп, рибина, клубки, дупки, сасна, суб, озноп, саколик, халодный, мароз, ряпчик, тобкое.
Актуализация знаний
- Какую большую тему мы изучаем?
- Что значит разобрать слово по составу?
- Назовите последовательность разбора?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое приставка?
- Что такое основа?
- Что такое окончание?
(Приставка-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)
(Корень слова-это главная неизменяемая значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
(Суффикс-это значимая часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования слов.)
(Окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)
(Окончание, основа, корень, приставка, суффикс?)
(Найти части слова)
(Состав слова)
Разбор по составу
звёздочка
заморозки
пришкольный
Расшифруйте тему нашего урока
Сфксфиу
Хочу всё знать!
Хотите всё знать?
Тогда слушайте
и запоминайте!
В мире суффиксов
Что такое суффикс?
Суффикс-
это значимая часть слова,
которая стоит после корня
И служит для образования новых слов
Постарайтесь запомнить!
Суффиксы имеют
свои значения
Суффиксы-
- ИК, -ЕК,
-ОК,-ЁК,
-ЧИК,-ОЧК,-ЕЧК,
-УШК,-ЮШК,
-ИШК,-ЫШК,
-ОВАТ-ЕВАТ,
-ОНЬК,-ЕНЬК
Придают словам оценочное значение,
уменьшительно- ласкательный оттенок
Например :-
бант ик
платоч ек ,
гриб ок , мяч ик , кост очк а,
коров ушк а,
мор юшк о, пёр ышк о,
сын ишк а, бел оват ый,
син еват ый, красн еньк ий,
берёз оньк а
Первичное применение
— Какое значение придают словам эти суффиксы? Дополним предложение. (Уменьшительно-ласкательные.)
— Запомним, как называются такие суффиксы.
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».
А какие ещё
значения
суффиксов бывают?
Хотите узнать?
Пожалуйста!
Внимательно слушайте!
Суффиксы
- ОНОК,-ЁНОК,-ЁНЫШ
используют
при названии детёнышей
слон- слон ёнок
ёж- еж онок
змея- зме ёныш
Суффикс – НИК
имеет предметное значение
СОУС-СОУС НИК
или показывает,
что существительное образовалось
от прилагательного или глагола
терновый - тернов ник ,
работать - работ ник
Суффикс -ин,-ИНК
придаёт значение
единичности
песок- песч инк а
Суффиксы
– ИСТ,-ЩИК,-АЧ,-ЕР,-ИК,-АНТ
называют лица мужского
рода по профессии или по роду деятельности
Камень- камен щик , музыка- музык ант , журнал-журнал ист , скрипка- скрип ач
Суффиксы
- К,-Иц,-Ниц,-Их,-Ин
называют лица женского пола
учитель- учитель ниц а
Артист- артист к а
Повар- повар их а
Суффиксы
-У щ , -Ю щ ,-И щ ,
используют в словах с
увеличительным значением
Например:
лап ищ а, больш ущ ий, хитр ющ ий
А знаете ли вы ,
что нужно сделать,
чтобы правильно
написать
слова
с суффиксами
– ИК,-ЕК,-ЕЦ,-ИЦ?
Кто смелый?
Чтобы правильно написать слова
с суффиксами
-ИК,-ЕК,-ЕЦ,-ИЦ,
нужно изменить слово!
Если гласный не выпадает,
то в суффиксе надо писать букву И
КОРАБЛ ИК - КОРАБЛ ИК И
кож иц а- кож иц ы
Если гласный выпадает,
то в суффиксе надо писать букву Е
ЗАМОЧ ЕК -_ЗАМОЧ К И,
БРАТ ЕЦ -БРАТ Ц Ы
Существует
очень много различных
суффиксов :
-ОВ,-ЕВ,-СК,-Н,-ЛИВ,
-ЯК,-ИХ,-Р,-ОТ,-ТЕЛЬ,
-ОСТЬ,-ИЗН,-УН
У глаголов встречаются
суффиксы
-А,-И, -Е,-ЫВА,-НУ
А знаете ли вы ,
что нужно сделать,
чтобы правильно
написать
слова
с суффиксами
-ОСТЬ ?
Кто смелый?
«Давайте подумаем»
злость, глупость, гордость, грубость, жалость, молодость, мудрость, радость, робость, слабость, старость, строгость, трусость, хитрость, храбрость, юность, ясность
Чтобы правильно написать слова
с суффиксами
- ОСТЬ
нужно изменить слово!
Проверка.
Правописание слов с суффиксом -ость-
Смелый-смелость, жадный-жадность, нежны-нежность,
честный-честность, уверенный-уверенность,
осторожный-осторожность, задумчивый-задумчивость.
злой
слабость -
злость -
слабый
глупость -
храбрость -
глупый
храбрый
хитрость -
хитрый
гордый
гордость -
строгость -
грубый
грубость -
строгий
старый
старость -
молодой
молодость -
ясный
мудрый
ясность -
мудрость -
робкий
щедрость -
робость -
щедрый
http://aida.ucoz.ru
12/01/2024
(НЕТ)
Первичное применение
— Вернёмся к нашим словам. Изменим форму слова. Что получается? Запишем начальную форму слова в тетрадь. (Орешек, бантик, замочек, кармашек, билетик, стаканчик.)
— Выделим суффиксы «-ик-» и «-ек-» в словах.
орешка
кармашка
билетика
бантика
замочка
стаканчика
Проведём наблюдение в словах над суффиксами -ЕК -, - ИК-
- В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется?
- В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук исчезает, выпадает?
-ИК-
-ЕК-
с. 125 упр. 242
Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс – ЕК - , а когда - суффикс - - ИК - ?
- В суффиксе - ИК - при изменении формы слова гласная буква сохраняется.
- В суффиксе - ЕК - при изменении формы слова гласная буква исчезает.
с. 125
Работаем со словами с суффиксами -ЕК -, - ИК- !
-ЕК-
-ИК-
- Обсудите, какие слова имеют указанные суффиксы?
- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
с. 126 упр. 243
Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс – ОК - ?
- Суффикс - ОК - пишется после шипящих под ударением.
Ч
Ж
Ш
-ОК-
Щ
с. 127
Учимся образовывать существительные при помощи суффикса - ОК -
-ОК-
с. 127 упр. 246
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».
41
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.
— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.
41
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».
41
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.
— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.
41
Первичное применение
— В каком ряду во всех словах есть суффиксы? (Первый ряд.)
— Выделим суффиксы в словах. («-ок-», «-ёнок-», «-ик-».)
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».
41
Первичное применение
— В каком ряду во всех словах есть суффиксы? (Третий ряд.)
— Выделим суффиксы в словах. («-иц-», «-ек-», «-онок-».)
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Правописание суффиксов «-ость-», «-ов-» и др.» из сервиса «Подготовка к уроку».
41
Подведём итоги работы на уроке
- С какой частью слова работали на уроке?
- Какие суффиксы учились употреблять?
Оцените свою работу!
Благодарю за работу на уроке!
Желаю успехов!