Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме
«Закрепляем правописание суффиксов и приставок»
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. На уроке не зевать, А работать и писать!
__ декабря.
Классная работа.
Словарный диктант.
. . .сс (учебное помещение)
. . сс . . (название нашей страны)
. . кк . . . (вид спорта)
. . нн . . (вид спорта)
. . . . . . . мм (мера веса)
. . бб . . . (день недели)
. . сс . . . (язык)
Самоопределение к деятельности .
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа
- Прочитайте слова
- Найдите лишнее слово
- В каких частях слова могут быть орфограммы?
- Как проверить написание слова с орфограммой в корне?
- А если орфограмма в приставке или суффиксе?
- Сформулируйте тему урока.
ВОДА
ОКНО
=
+
ПОД
НИК
ГОЛОВА
Целеполагание
— Соберите слова. Как вы думаете, что у них общего? (Приставка и суффикс.)
— Можете ли вы привести свои примеры с этими приставкой и суффиксом? («Подснежник, пододеяльник, подрамник» и др.)
— Что такое приставка? Какие приставки ещё вы знаете? Приведите примеры.
— Что такое суффикс? Какие суффиксы ещё вы знаете? Приведите примеры.
— Чем на уроке мы будем заниматься? Сформулируем тему и цели урока!
СТАКАН
Девиз:
Тот кто знает части слова,
Тот напишет их толково
«Корзина идей»
Приставки
до- о-/о б - на- пред- вы-
по- от- на д - пере- в -
про- по д - за- при- с -
Суффиксы
- ич -очк-
- ик,-ек -ечк-
- иц - онк-
- щик - ёнк-
- ник - оньк-
- чик - еньк-
- ниц - онок
- ист - ёнок
- тель - оват-
- арь - еват-
- ость
Правила работы в паре
Карточка № 1.(1 уровень)
Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс - ик-, а когда суффикс – ек-.
Билетик (нет) замочка
Ключик (нет) кармашка
Замочек ( нет) билетика
Кармашек (нет) ключика
Карточка № 2.(2 уровень)
Измени форму данных слов, подставляя к ним слово- нет.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс – ик-, а когда суффикс - ек -.
Ключ ик – (нет)_____________________
Корабл ик – (нет)_____________________
Замоч ек – ( нет)____________________
Сыноч ек – (нет)____________________
Билет ик (нет) замоч к а
Ключ ик (нет) кармаш к а
Замоч ек ( нет) билет ик а
Кармаш ек (нет) ключ ик а
Ключ ик – (нет) ключ ик а
Корабл ик – (нет) корабл ик а
Замоч ек – ( нет) замоч к а
Сыноч ек – (нет) сыноч к а
Ключ_к
?
-ек -ик
Я знаю интересную сказку, которая поможет нам запомнить это правило и всегда правильно писать суффиксы - ик -, - ек -.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них своя школа где они учились. Суффикс – ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек -, был настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте , а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель , решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек- . И сейчас, когда мы меняем форму слова с суффиксом – ек -, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.
Вот посмотрите: горошек- горошка- горошки.
Чтоб ошибок избежать ,
будем зоркость развивать,
И проверить сможешь сам
свое внимание к словам .
Соединить проверочное и проверяемое слово
Подароч_к, кирпич_к, бараш_к
Подарочка, кирпичика,подарочки, барашка, кирпичики, барашки
Подароч_к, кирпич_к, бараш_к.
Подарочка, кирпичика,подарочки, барашка, кирпичики, барашки.
1
1.Изменяем форму слова
(слово помощник - нет – нос ик а ,мн.ч.-
нос ик и)
2.Наблюдаем исчезает гласная или нет:
-если гласная сохранилась – пишу – ик - (нос ик )
-если гласная исчезла- пишу- ек - ( е - беглая)
От основ данных слов образуйте однокоренные слова с суффиксами – ик - , - ек - ,используя алгоритм .
Зуб, букет, орех, ёж.
- Запишите однокоренные слова вместе с проверочным.
Образец: зуб ик а- зуб ик и-зуб ик .
Контроль знаний
Взаимопроверка по образцу.
Если все правильно 6 баллов, за одну ошибку 1 балл убираем.
Букет ик а –букет ик и- букет ик
Ореш к а –ореш к и- ореш ек
Ёж ик а-ёж ик и-ёж ик
*-вставьте гласную, выделите суффикс:
Нос_к , щеноч_к , кружоч_к ;
- вставьте гласную, выделите приставку
п_читай, з_морозил, д_бежать .
**-образуйте однокоренные слова , используя суффиксы –ик-,ек-:
шарф -______________,
кусок-______________ ,
корабль -____________;
-вставьте гласную,выделите приставки, подчеркните орфограмму в приставке:
н_рисовал, пр_читал, д_бежал.
***-выпишите из предложений слова , орфограмма которых соответствует теме урока.
Л_сная тр_пинка спускалась в овраж_к. Дево_ка п_катила снежный комоч_к . Ольга п_р_дала св_ей бабушке новый шарф_к. .
Самопроверка по образцу .
*-вставьте гласную , выделите суффикс:
носИк, щеночЕк, кружочЕк;
- вставьте гласную, выделите приставку:
пОчитай, зАморозил, дОбежать.
**-образуйте однокоренные слова ,используя суффиксы –ик-, -ек-.
Шарф-шарфИк,
кусок-кусочЕк,
корабль-кораблИк.
-вставьте гласную, выделите приставки, подчеркните орфограмму в приставке:
н а рисовал, пр о читал, д о бежал.
***-выпишите из предложений слова , орфограмма которых соответствует теме урока .За правильно выполненное задание 6 баллов, одна ошибка 1балл убираем
ОвражЕк , пОкатила , комочЕк , пЕрЕ дала , шарфИк.
-«5»-18-14 баллов,
-«4»-13-9 баллов,
-8-0 баллов-«моя хорошая оценка ждет меня на следующем уроке»
- На уроке я узнал…
- Мне на уроке удалось…
- Мне бы хотелось похвалить…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок для меня показался …
- За урок я …
Оцени свою работу на уроке:
Мне было интересно, я всё понял
и активно работал.
Мне было интересно, но я
не весь материал урока понял.
Мне было скучно на уроке, я не понял
тему урока. Мне требуется помощь.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Молодцы!