Интернет:
новые возможности,
новые концепции
Интернет: возможности, компетенции, безопасность
Поколение X, Y, Z: связь времен
В соответствии с известной теорией поколений экономиста и демографа Нейла Хоува и историка Уильяма Штрауса, в обществе сегодня одновременно сосуществуют шесть генераций — пять воз-
никли в прошлом веке, а самая молодая полностью принадлежит новому тысячелетию.
Все поколения, которые сегодня представлены в школе, объединяет принадлежность к цифровой эпохе — революционному с точки зрения научно-технического прогресса периоду, начавшемуся примерно полвека назад. Самое старшее поколение сегодняшних школьников — ровесники начала технологических изменений и первые пользователи Интернета в нашей стране, другие выросли или родились, когда Интернет уже стал влиятельным фактором в обществе.
Учитывая высокую интенсивность потока информации и коммуникации в течение
интернет-сеансов, нельзя недооценивать их влияние на психическое развитие и формирование личности ребенка. Интернет становится одним из значимых источников социокультурного раз-
вития. Интернет для детей, рано и интенсивно начинающих им пользоваться, выступает новым инструментом, опосредующим формирование у них высших психических процессов.
Цифровое поколение: какие они?
Память.
У детей, активно пользующихся поисковыми системами Интернета, по-другому начинает функционировать память: в первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в Сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее «путь», способ, как до нее добираться. Взрослые сами понемногу перестают запоминать телефоны, адреса и другую ежедневно необходимую информацию, которая раньше естественно удерживалась в нашей памяти. Дети же с рождения живут в цифровом мире. Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой» («клиповое мышление»). У детей и подростков формируются другое запоминание, другая память, другие механизмы удержания информации.
Внимание.
Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что
была 10–15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.
Мышление .
Особенности внимания, а также процессов восприятия тесно связаны с широко обсуждаемым феноменом «клипового мышления». Маршалл Маклюэн, теоретик XX века, писал о том, что медиа это не просто информационные каналы, и они не только поставляют материал для наших мыслей, но еще формируют наше мышление. Формирование «клипового мышления» началось задолго до Интернета — как только у телевизора появилось большое количество каналов и возможность их легко переключать. Оно построено скорее на визуальных образах, чем на логике и текстовых ассоциациях, и предполагает переработку информации короткими порциями. О существовании и особенностях «клипового мышления» спорят с 1990-х годов, и некоторыми исследователями оно рассматривается как защитная реакция на информационную перегрузку.
Феномен клипового мышления — признак того, что мы переживаем важнейший момент в нашей интеллектуальной и культурной истории — момент перехода от одной модели мышления — линейной — к другой, совершенно на нее не похожей — сетевой
Многозадачность.
В то же время в жизни цифрового поколения есть немало преимуществ, обретенных благодаря эпохе Интернета. Возьмем, например, загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности, который также связан с мышлением. Мы, взрослые, нередко наблюдаем картину, когда ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в Сети, скачивает музыку, отслеживает обновления френдленты, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. Такой режим деятельности характерен не только для работы за домашним компьютером — это происходит и на уроках в школе. Если учитель будет понимать суть происходящего, его не будут раздражать дети, которые на первый взгляд невнимательны и стремятся заняться посторонними делами. Другой образ жизни предполагает другой темп, надо успеть многое увидеть, сделать, на многое отреагировать.
Цифровая грамотность
Рассматривая цифровую компетентность как сложный комплексный феномен, определяющий жизнедеятельность человека в информационном обществе, мы включаем в нее четыре вида компетентности:
1. Информационная и медиакомпетентность . Это знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео).
2. Коммуникативная компетентность . Это знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.), совершаемых с различными целями.
3 Техническая компетентность . Это знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т. п.
4. Потребительская компетентность . Это знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и Интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.
Новые системы обучения
По мере того, как расширяются возможности учащихся получать знания из различных источников, понятие школы как места образовательной практики претерпевает существенную транс-
формацию. Уже сегодня ученики старших классов и студенты вузов получают значительную часть своих знаний именно в Глобальной Сети. В настоящее время все мы присутствуем при рождении
принципиально новых систем обучения, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.
Облачные вычисления (Cloud Computing) — технология обработки данных, в которой программные приложения, средства разработки, компьютерные ресурсы и вычислительные мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Совместные среды — готовые и доступные учебным и исследовательским группам онлайн-ресурсы, содержащие учебные пособия, инструменты и материалы, которые возможно использовать по принципу «сделай сам».
Массовые открытые онлайн-курсы - существовании веб-курсов, на которых могут учиться люди вне зависимости от места жительства, участников таких проектов могут быть тысячи. В основе этой идеи — постоянно пополняемый экспертами, педагогами и преподавателями набор материалов в какой-либо области, которая собирается и хранится в одном месте, на веб-сайте.
Дополненная реальность (Augmented reality — AR) — дополнение реальности любыми виртуальными элементами, обычно вспомогательно-информативного свойства. AR появилась на стыке трех технологий: GPS, видео и распознавания образов. Возможности применения AR в образовании практически безграничны. Речь идет об устройствах, которые пользователи могут носить на себе в качестве аксессуаров, таких как ювелирные изделия, солнцезащитные очки, рюкзак или предметы одежды, например ботинки или куртка. Преимущество этих технологий состоит в том, что, интегрируя в себе инструменты, приборы, электрические розетки и средства связи, они очень удобны для повседневной жизни и позволяют всегда быть мобильными.
Новые возможности — новая ответственность
Любые технологические изменения, происходящие в истории человечества, всегда вызывали опасения и страхи. Известно, что скорость восприятия людьми технологических обновлений замедлена. Поэтому каждый раз человечество пугалось: что будет с новым поколением в изменяющейся ситуации? В эпоху Интернета технологические инновации стали постоянной характеристикой повседневности. Более того, скорость изменений существенно увеличилась. Цифровая революция принесла с собой невиданные ранее возможности и еще не до конца осознанные риски и опасности.
Контентные риски возникают в процессе использования находящихся в Сети материалов (текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок на различные ресурсы), содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию.
Коммуникационные риски возникают в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в Сети. Примерами таких рисков могут быть кибербуллинг, незаконные контакты (например, груминг, сексуальные домогательства), знакомства в Сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах, социальных сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах.
Потребительские риски возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. Они включают риск приобретения товара низкого качества, контрафактной и фальсифицированной продукции, риск потери денежных средств без приобретения товара или услуги, хищения финансовой информации с целью мошенничества.
Технические риски определяются возможностями повреждения программного обеспечения компьютера, хранящейся на нем информации, нарушения ее конфиденциальности или взлома аккаунтов, хищения паролей и персональной информации посредством вредоносных программ (вирусов, червей, троянских коней, шпионских программ, ботов и др.).
Что будет дальше?
Ведущие российские ученые, занимающиеся проблемами образования в России, Александр Асмолов, Алексей Семенов, Александр Уваров в совместной работе сформулировали суть тех перемен, которые ожидают традиционную школу, а также те изменения, которые произойдут и уже
происходят во взаимодействии между педагогами и учениками. Характеризуя принципы становления новой школы, они выделили несколько основных векторов изменений в учительско-ученических отношениях, связанных с развитием современных инфокоммуникационных технологий.
Изменения в отношениях ученик-учитель
Увеличение самостоятельности и ответственности учеников за результат
образовательной деятельности . Учитель обучает только ядру дисциплины, формирует у учащихся способность самостоятельно осваивать предмет за пределами этого ядра. Ученик во многом сам определяет, что он будет делать, основываясь на уже имеющихся у него знаниях и представлениях о том, что ему необходимо узнать. Роль учителя все больше сводится к общему руководству различными видами работ, которые инициируют и выполняют сами учащиеся.
• Расширение круга источников знаний и учебной информации . Ученик сам определяет и находит существенную часть информационных источников и ресурсов. Учитель рекомендует материалы и инструменты, которым может пользоваться школьник, а также использует источники и ресурсы, которые нашел учащийся. Все больше и больше в своей работе учителя применяют примеры и задачи из реальной жизни, не ограничиваясь рамками учебников и задачников.
Индивидуальный труд превращается в совместную деятельность . Большую часть учебной работы школьники выполняют совместно с одноклассниками или в рамках творческих (исследовательских) групп, используя компьютер и Интернет как основной инструмент своей деятельности. Учитель готовит учебно-методические материалы в цифровом формате, обмениваясь разработками с коллегами внутри и за пределами школы.
• Образовательное пространство расширяется, выходит за пределы классной
комнаты . Учитель побуждает школьников учиться в различных условиях, в том числе за пределами школы как в реальной, так и в виртуальной среде. Учебная работа ведется не только на уроках, но и в рамках различных учебных мероприятий, часть из которых инициируют сами учащиеся. Значимая часть работы происходит в условиях реального мира, при участии товарищей ученика, а также других взрослых, помимо учителя.
Учитель не знает и не должен знать всех ответов . Школьники не ожидают, что учитель даст им ответы на вопросы, но они рассчитывают, что он поможет им найти эти ответы самостоятельно. Ответы на свои вопросы школьники получают, используя множество различных источников, в том числе Интернет.
• Оценка учителя в большей степени сменяется самооценкой школьников , их взаимной, а также автоматизированной оценкой. Оценка начинает служить не для того, чтобы в категориях «хорошо», «плохо» или «средне» оценить выполнение учениками заданий учителя. Ее назначение — сориентировать школьника на то, что нужно сделать для расширения поля учебной работы и достижения результатов.
Уходят в прошлое традиционные инструменты учебной работы . Современный
школьник применяет в своей учебной работе инструменты, используемые профессионалами из разных областей: текстовые и графические редакторы, сервисы обмена сообщениями, онлайн-лаборатории, геоинформационные системы, цифровые измерительные приборы и др. Соответственно, на смену «меловой педагогике» приходят разнообразные педагогические
техники, которые учитывают многообразие учебных стилей школьников.
• Учителя начинают связывать свой профессиональный рост не с углублением
и расширением знаний по школьному предмету, а с совершенствованием общепедагогических навыков, знаний и умений . Особая роль в профессиональном росте учителя принадлежит педагогическим аспектам использования ИКТ