И спользование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в среднем звене
Данилова Юлия Владимировна
- Игровая деятельность на уроках способствует формированию коммуникативной компетенции посредством повышения интереса к учению, развития познавательной активности, формирования положительных эмоций; эффективного усвоения темы, включения обучающихся в разнообразные языковые ситуации и многоплановую деятельность, эффективной обратной связи, изменения речевых поведенческих стереотипов
Требования подбору игр!!!
- Игры должны соответствовать определённым учебно – воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учётом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
- Игры должны базироваться на определённом дидактическом материале и методике его применения.
Условия использования игровых технологий
Соответствие игры учебно – воспитательным целям урока
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Доступность для учащихся данного возраста
Умеренность в использовании игр на уроках
Использование игровых технологий
- В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия , темы и даже раздела учебного предмета;
- В качестве урока ( занятия) или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
- Как технологии внеклассной работы.
Игровые задания по орфоэпии
- «Составь текст и озвучь его».
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2–3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал
Помощ[шн]ник шоф ё ра положил трубку и н а чал сборы.
Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
Лексико – фразеологические игры
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
Пример: Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
Необычные диктанты
- Диктант – шутка
- Диктант «молчанка»
- Цифровой диктант