«Использование
художественного произведения для организации
познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста»
МБДОУ
детский сад
для детей раннего возраста
«Теремок»
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, является одной из актуальных проблем дошкольного образования, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. Современные дети все чаще предпочитают книге компьютерные игры, просмотры мультфильмов и телепередач. Таким образом, вопрос о приобщении ребёнка к книге - один из самых острых на сегодняшний день.
Основная задача педагогов нашего детского сада – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим детей и их родителей.
Один из методов работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой- использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности.
Художественные произведения для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и
познавательный, исследовательский характер .
Это даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему: успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе; достигать взаимопонимания с родителями, приобретать новые положительные эмоции.
Сегодня м ы представляем опыт
познавательно - исследовательской работы по
Русской народной сказке
« Колобок »
(вместе с детьми мы прошли 14 шагов)
1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
2.Рассматривание картин, иллюстраций к сказке.
3. Разучивание пальчиковой гимнастики ;
Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: «Испеки старая, колобок».
Старуха намела муки ( выполняют плавные движения кистями рук к себе),
наскребла соли ( медленно сжимают и разжимают кулаки ),
посолила (собирают пальцы в щепоть, «солят» правой, левой, обеими руками),
помешала тесто ( круговые движения в разных направлениях правой, левой и обеими руками ),
слепила колобок ( имитируют лепку колобка),
покатала (выполняют круговые движения одной ладонью над другой по часовой стрелке, против часовой стрелки, меняют руки и повторяют движения ),
маслом помазала ( гладят одной ладонью другую ),
в печку жаркую поставила ( дышат на ладони теплым воздухом)
и положила остудить на окошко (дуют на ладони ).
4. Элементы экспериментальной деятельности :
«Катится колобок или нет.» (сравнение куба и шара)
Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (кубик имеет уголки, поэтому он не катится, а шарик (колобок) он круглый - он легко катится по дорожке); включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.)
5. «Башенки из Колобков»
«Что бывает круглым?»
(геометрическое лото )
6. Д/И. «Прокати мяч через ворота » -развивать коммуникативные навыки, умение катать мяч, создавать радостное настроение
7. Элементы экспериментальной деятельности-
«Не ешь горячий колобок»
« Вода холодная и горячая».
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи : Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия : Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .
8. Знакомство с героями сказки «Колобок »- расширять представления о диких животных.
«Колобок и лесные жители.»
Игра-имитация движений сказочных героев (зайка - прыжки, лиса - ходьба на носочках, медведь - ходьба "косолапой" походкой, волк- бег)-побуждать выполнять движения под музыку.
формировать предпосылки для последующей самостоятельной театрализованной деятельности .
Повторение песенки Колобка.
Подвижные игры
« Зайка серенький сидит»
«У медведя во бору»
Дидактические игры
«Найди друзей Колобка»
«Собери из кубиков героев сказки»
«Матрешка - сказка «Колобок»
9. Художественное творчество (рисование)
Учить детей рисовать разные линии подводя их к рисованию округлой формы.
«Дорожка для Колобка»
10. «Дорожка для Колобка» (мазайка)
11. Лепка: «Мой дружок Колобок » ( «Мука-солька»)
Мы замешивали вместе с детьми соленое тесто и лепили колобков, а затем их раскрашивали.
Быстро тесто замесили,
(Раскрываем и закрываем ладони.)
На кусочки разделили,
(Имитируем отщипывание.)
Раскатали все кусочки
(Трем ладошку о ладошку.)
И слепили колобочки.
12. Кукольный спектакль
«Снежный Колобок»
(Театр педагогов «Теремок»)
13. Элементы экспериментальной деятельности- опыты со снегом:
Рассказать детям о том, что из снега можно делать комки.
Комочки из снега получаются, потому что снег липкий. А липкий он потому, что на улице стало теплее и он начал таять, поэтому из него можно лепить.
Лепим комочки-колобочки.
Элементы экспериментальной деятельности
Объяснить детям, что на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли его в детский сад он растаял и превратился в воду.
14.Взаимодействие с родителями:
Информация в социальной сети ВКонтакте:
-«Прививаем детям любовь к сказкам»;
-«Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу снова и снова».
Мы считаем, что использование познавательно – исследовательской деятельности способствует приобщению малышей к художественной литературе. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.
Эту работу планируем проводить во время ознакомления с художественной литературой и в дальнейшем.