Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малиновский учебно-воспитательный комплекс «Школа-дошкольное образовательное учреждение» администрации Володарского района
Использование мнемотехники в развитии психических процессов младших школьников
Материалы к выступлению на заседании РМО начальных классов Шаповаловой Татьяны Григорьевны
21.01.2023 года
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
Константин Дмитриевич Ушинский
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
- Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «Мой сын (дочь) плохо стихи ( содержание рассказа) запоминает, путается в строчках, переставляет слова местами».
- В чём же кроется причина такого явления?
- Согласно исследованиям психологов, у детей развита зрительная память, редко, когда у детей развита слуховая память. Исходя из этого, нам, учителям и родителям, необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию памяти детей.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
- МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. МНЕМОТЕХНИКА (от греч. mneme - память и techne – искусство, мастерство) искусство запоминания .
- Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Актуальность выбранной темы:
1. Мнемотехника играет важную роль в процессе овладения дошкольниками и школьниками связной речью.
2. Дети с опорой на образы легче устанавливают причинно-следственные связи, могут формулировать выводы. Эти процессы способствуют развитию логического мышления.
3. Приёмы мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт, закрепить знания.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Задачи:
1. Способствовать развитию умений младших школьников понимать и рассказывать текст (стихотворение) с помощью графической аналогии.
2. Способствовать развитию умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять существенные признаки.
3. Способствовать развитию у детей психических процессов: мышления (образного, логического, абстрактного), внимания, воображения, памяти.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического, учебного характера.
5. Формировать умения обучающихся произносить слова с соответствии с орфоэпическими нормами литературного русского языка.
6. Способствовать формированию коммуникативных и социокультурных компетентностей.
Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление;
внимание ;
зрительную и слуховую память;
воображение;
связную речь;
мелкую моторику рук .
12/11/2023
http://aida.ucoz.ru
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Суть использования мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Дидактическим материалом являются мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Мнемотаблица – это схема , в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему, мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.
Также мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем : на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Последовательность
работы с мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап : осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
12/11/2023
http://aida.ucoz.ru
7
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Например, «Дети, вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат . Ваше задание, имея перед глазами такую карточку-символ, постараться запомнить стихотворение ( любой текст).»
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fcdn4.telegram-cdn.org%
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Мнемодорожки
На этом этапе дети учатся «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Кто весной трудиться рад, будет осенью богат
Мнемо- дорожки
Весенний день год кормит
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Весна красна цветами, а осень - плодами
Мнемо- дорожки
Весной проспишь – зимой заплачешь
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Мнемо-таблицы
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Заучивание потешек
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Заучивание потешек
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Заучивание потешек
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Мнемо-таблицы
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Мнемо-таблицы
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Составление описательных рассказов
https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Составление описательных рассказов
https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-hR9icz5hz-Q%
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Составление описательных рассказов
https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffs.znanio.ru%2Fd5af0e%2F79%2F32
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Работа со сказкой
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Заюшкина избушка
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Три медведя
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Репка
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Лисичка и скалочка
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Составление рассказов
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Зима
Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках .
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Лето
Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
7
Осень
Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Весна
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
7
Результаты
- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов, песен, пословиц, потешек;
- словарный запас обогащается;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, связной речью.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
«Прежде всего следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего ».
(Плутарх )
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Источники:
- Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
- Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
- Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
- Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
- Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.
- https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-mnemotehnike-849289.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/11/23/prezentatsiya-ispolzovanie-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi
- https://infourok.ru/prezentaciya-na-temutehnologiya-modelirovaniya-i-mnemotehnika-3508913.html
12/11/2023
http://aida.ucoz.ru
7
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»
Спасибо за внимание!
Шаповалова Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Малиновский УВК «Школа – ДОУ»