СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация исследование в области чтения Номинация «Моё исследование»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация исследование в области чтения Номинация «Моё исследование»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Дружбинская СОШ»   Номинация «Моё исследование» (исследование в области чтения: о литературе и авторах в любой области знаний, о поднятых в прочитанной литературе проблемах и т.п.)  Автор работы: Магомедова Марина  Багаудиновна, ученица 10-а класса  МКОУ «Дружбинская СОШ»  Каякентского района с.Дружба.  Руководитель работы:  Курбанова Аминат Абдулхаликовна,  учитель русского языка и литературы,   МКОУ «Дружбинская СОШ»  Каякентского района с.Дружба.  2019 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Дружбинская СОШ» Номинация «Моё исследование»

(исследование в области чтения: о литературе и авторах в любой области знаний, о поднятых в прочитанной литературе проблемах и т.п.)

Автор работы: Магомедова Марина

Багаудиновна, ученица 10-а класса

МКОУ «Дружбинская СОШ»

Каякентского района с.Дружба.

Руководитель работы:

Курбанова Аминат Абдулхаликовна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Дружбинская СОШ»

Каякентского района с.Дружба.

2019 г.

. Оглавление: Ведение Актуальность темы Цель исследования Задачи исследования Гипотеза Методы I. Теоретическая часть. Мудрость народная. Зачем нужно читать книги. II. «Моё исследование» (исследование в области чтения: о литературе: о литературе и авторах в любой области знаний, о поднятых в прочитанной литературе проблемах).  Ш. Читательская биография (читательский портрет)в виде эссе: История зарождения и развития участника конкурса, как читателя. Описание круга чтения конкурсанта с акцентом на любимые произведения. Размышление о роли книг в жизни участника конкурсанта. III. Исследовательская часть. Интервью с компетентными людьми Решение проблемы. Список литературы.

.

Оглавление:

  • Ведение
  • Актуальность темы
  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Гипотеза
  • Методы

I. Теоретическая часть.

  • Мудрость народная.
  • Зачем нужно читать книги.

II. «Моё исследование» (исследование в области чтения: о литературе: о литературе и авторах в любой области знаний, о поднятых в прочитанной литературе проблемах).

Ш. Читательская биография (читательский портрет)в виде эссе:

  • История зарождения и развития участника конкурса, как читателя.
  • Описание круга чтения конкурсанта с акцентом на любимые произведения.
  • Размышление о роли книг в жизни участника конкурсанта.

III. Исследовательская часть.

  • Интервью с компетентными людьми
  • Решение проблемы.

Список литературы.

.

Введение.

Кто не ищет — тот не читает,

кто не читает — тот не знает.

Кто не знает — тот не живёт!

И главное в жизни мимо пройдёт!

С. Фетис

Чтение – это главное умение человека в жизни, без него он не может постичь окружающий мир. Книги раскрывают перед нами сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их. Наша современная жизнь настолько динамична и быстротечна, что иногда совсем не хватает времени для себя. Мы постоянно куда-то бежим, торопимся, не успеваем… И многие уже совсем не помнят, когда в последний раз уделяли время чисто для своего развития. А ведь учиться и развиваться всегда нужно и никогда не поздно. Но чтобы набираться новых знаний, нам необходимо читать.

С каждым годом количество новых писателей все больше увеличивается и нашему вниманию предоставляется все шире палитра книг и авторов. Но люди перестают читать. Интернет, телевизор, компьютерные игры заменили чтение книг. В последнее время все чаще можно услышать, что падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Поэтому я считаю, что эта тема актуальна.

В своей работе я выдвинула гипотезу, цели и задачи.

 

Актуальность:  во все времена книга считалась и считается  источником знаний, главным учителем.

«Кто много читает, тот много знает», - гласит народная мудрость.

Цель исследования  – привлечь внимание школьников к чтению книг.

 

Задачи исследования:

  • Выяснить отношение учащихся нашего класса к чтению;
  • Узнать мнение разных людей об отношении к чтению;

 

Гипотеза:  нужно ли тратить время на чтение книги, если можно посмотреть фильм и получить информацию из Интернета.

 

Методы:

  • Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.
  • Анализ полученных результатов.
  • Формулировка выводов.

.

I. Теоретическая часть.

I.1.Мудрость народная.

«Чтение - вот лучшее учение». Это высказывание слышали все. И нельзя с ним не согласиться. Древняя Русь ценила книги, как величайшее сокровище. Иметь несколько книг означало обладать целым состоянием.

«Повесть временных лет» называет книги реками, «напояющими Вселенную» мудростью неизмеримой глубины. «Если прилежно поищешь в книге, - замечал летописец, - то найдешь великую пользу душе своей». Не случайно на старых книгах встречаются надписи: «Горе тому, кто черкает у книг по полям, на том свете бесы исчеркают ему лицо железом»; «Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя». Читатель книг ощущал себя приобщенным к вечной мудрости мира.

Зачем нужно читать книги.

Падение интереса к чтению, к книге является фактом сегодняшней жизни. Особенно сильно этот процесс проявляется у детей и подростков.

Книгой стали «пользоваться», с ней стали «знакомится», с текстом стали «работать», но не читать. Книга превратилась лишь в источник информации, а чтение - в способ ее получения.

Трудно переоценить важность чтения в нашей жизни. Оно способствует и успешной учебе, и умению адаптироваться в быстро меняющемся мире и расширению кругозора. Современное общество предъявляет к человеку новые требования: образованность, эрудированность, творческое мышление- все эти качества в полной мере присущи человеку читающему.

Чтение книг - это не просто увлечение, это благородное стремление к поиску новых знаний, радость общение и взаимопонимания. Интернет считается последним и крупнейшим техническим достижением XXI века, он прочно вошел в нашу жизнь. Современные люди просто не представляют свою жизнь без Всемирной паутины, так как очень удобно получать любую информацию не выходя из дома. Не надо записываться в библиотеки, искать нужную книгу, выписывать нужные сведения, да и газеты уже читать не обязательно.

В Интернете можно найти готовый доклад или материал для него. Не скроем, мы тоже пользуемся интернетом. Есть у некоторых и электронные книги. Но нельзя отвергать книгу, иначе разучишься быть самостоятельным в суждениях и чувствах.

Книга учит думать, чувствовать, сопереживать, творить.

Сочинение-эссе

II.Читательская биография (читательский портрет)

  • История зарождения и развития участника конкурса, как читателя.
  • Описание круга чтения конкурсанта с акцентом на любимые произведения.
  • Размышление о роли книг в жизни участника конкурсанта.

 

Каждый человек соприкасается с миром художественной литературы еще в период раннего детства. По мере взросления человека более «взрослой» становится и художественная литература, которую он читает. Именно благодаря художественным произведениям человек, прежде всего, начинает свое становление как личность: мы начинаем понимать, в чем состоит разница между добром и злом, как происходят взаимоотношения в обществе, что собой представляет внутренний мир людей.

Существует огромное количество замечательных произведений мировой литературы, созданных талантливыми, а подчас и гениальными писателями. На мой взгляд, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем мире.

«Талантливый читатель» - это человек, который не мыслит себя без книги, для которого чтение – это жизненная необходимость, естественная потребность организма, необходимое условие полноценного существования.

Сейчас мне трудно вспомнить, что читали мне родители в детстве. По воспоминаниям моей мамы получается, что в период от рождения до шести лет, мне пели песенки, частушки («Валенки», колыбельные и т.п.) и читали сборник немецких сказок. Тогда мне нравились авторы: Г. Х. Андерсен (Снежная королева, Дикие лебеди, Стойкий оловянный солдатик, Оле Лукойе, Принцесса на горошине), Братья Вильгельм и Якоб Гримм (Белоснежка, Бременские музыканты, Волк и семеро козлят, Беляночка и Розочка), Ш. Перро (Золушка, Красная Шапочка), Э. Т. А. Гофман (Щелкунчик и Мышиный король), Э. Рауд (Муфта, Полботинка и Моховая Борода) и другие.

Я быстро научилась читать, благодаря увлечению мамы книгами и тому, что она много занималась со мной. Когда в первом классе нам давали задание прочитать абзац из книги вслух, у меня проблем с этим не было. Книги я всегда любила и очень скучала, когда мне нечего было читать. В свободное время я ходила в гости к знакомым, к друзьям, к соседям и брала у них книги для чтения.

В возрасте 7-10 лет я увлекалась Русскими народными сказками: сборник А. Н. Афанасьева, Уральскими сказами П. П. Бажова, сказками о Дивах. В основном я предпочитала волшебные сказки - это «Незнайку» Н. Н. Носова, «Волшебник изумрудного города» А. Н. Волкова, «Приключения муравьишки» В. В. Бианки.

От 11-14 лет я читала художественную литературу. Я пользовалась моментом, когда взрослых не было дома, забиралась в книжный шкаф и исследовала его. В этом возрасте меня интересовало всё о фантастике и приключениях (А. Беляева «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», Приключения Ж. Верна, Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» и т. п.).

В этом году я пошла в 10 класс. По русской литературе мы изучаем А.П.Чехова, А.Н. Островского, Л.Н.Толстого и других писателей.

Помимо учебной программы, я читаю их дополнительную литературу. Библиотека для меня является любимым местом.

Могу ли я назвать себя идеальным читателем?

Идеальный читатель, я думаю, может быть незримым собеседником своего автора, который будет вести с ним разговор, в чём-то спорить с автором, с чем-то соглашаться и так далее. Я сама, читая произведение того или иного автора, мысленно говорю с ним, спорю, а иной раз и поддерживаю его.    Для каких авторов я могу рискнуть назваться идеальным читателем? Если брать классиков, то для Есенина, Булгакова, Чехова, Бунина…

Таким образом, я могу сделать вывод, что человеку просто необходимо постоянно развивать свой кругозор и уровень культуры.

.

.

О литературе

Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров. XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин.

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» - роман в стихах назвали энциклопедией русской жизни. Этот роман затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека. 

Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был учителем. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. С общественно-политической жизнью страны была тесно связана русская поэзия того времени. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали власть прислушиваться к их словам. Поэт того времени считался пророком, проводником божественной истины. Это можно проследить у Пушкина в стихотворении «Пророк», в оде «Вольность», «Поэт и толпа», у Лермонтова «На смерть поэта» и многих других. В 19 веке огромное влияние на всю мировую литературу оказывали английские исторические романы. Под их воздействием А.С. Пушкин пишет повесть «Капитанская дочка». На протяжении 19 века основными художественными типами были тип «маленького человека» и тип «лишнего человека»

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы». Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и беспросветную жизнь народа.

Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени». 

     Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. 

     Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина - Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь. 

     Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей. 

     Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию. 

Конец века дал нам А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н. С. Лескова, М. Горького. В литературе «красной нитью» проходят предреволюционные настроения. Начинала угасать реалистическая традиция, на смену которой пришла декадентская литература, с мистицизмом, религиозностью, а также предчувствием перемен в общественно-политической жизни России. Затем все переросло в символизм. И в истории русской литературы открылась новая страница. На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей.

.

Отзыв на книгу Л.Н.Толстого

Еще одно знаменитое произведение Толстого, которое перевернуло мои представления о литературных сюжетах. В самый первый раз знакомства с этой повестью, было четкое ощущение, что Холстомер здесь – человек, а человек представлен, как животное, особенно в конце.

"Холстомер" - прекрасная история. Очень грустная и очень живая, такая наполненная и так душевно рассказанная, что кажется она не из книги, а из моей собственной жизни.

Вообще-то я не люблю печальные истории, и книги "о грустном" стараюсь читать очень редко. И вот теперь мне самой сложно понять, что подтолкнуто меня к прочтению заведомо трагической истории. Наверное, это стремление в очередной раз соприкоснуться с волшебным миром лошадей - сильных и таких уязвимых животных, стремление понять, какой вклад в развитие нашей сегодняшней жизни привнесли лошади, а также - как была организована лошадиная жизнь в девятнадцатом веке, в то время, когда железных коней не было и в помине.

Мне очень понравилось, как Толстой описывает взаимоотношения лошадей в табуне. Понравилось, как описано поведение и чувства Холстомера, которого было безмерно жаль за его одиночество, старость, бесприютность.

Любовь Холстомера к непутевому хозяину очень трогательная. Поскольку лошади табунные животные и готовы следовать за вожаком, я вполне могу поверить в такую привязанность Холстомера к деятельному и энергичному, хоть и жестокому Серпуховскому. К тому же, он и его кучер - единственные люди, не считавшие масть бедняги Холстомера его пороком.

Противопоставление человеческого общества и мира животных мне показалось несколько надуманным, морализаторским. И у животных есть желание обладать собственностью (например, любимая игрушка или лежанка у собаки). И животные бывают крайне жестоки к себе подобным - это проявилось даже в отношении соплеменников к слабому старику Холстомеру. А что касается идеи быть полезным и после смерти - я бы не хотела, чтобы люди использовали покойников для чего-то "полезного", разве что у кого-то возникнет желание "послужить для науки".

После прочтения у меня появилось твердое убеждение, что это просто счастье, что сегодня можно использовать в качестве транспорта и тягловой силы машины, а не живых существ. Счастье, что сегодня лошади живут куда лучше, чем тысячи лет до появления автомобилей. 

.

III. Интервью с компетентными людьми.

Беседа с завучем нашей школы Ибрагимовым Р.Г.

Беседа с библиотекарем Курбановой К.С. МКОУ «Дружбинская СОШ».

 

Беседа с библиотекарем нашей школы Курбановой К.С.:

Вопрос. Считаете ли Вы проблему потери интереса к чтению актуальной?

Библиотекарь : Конечно, проблема потери интереса к чтению актуальна в наши дни. Много дети находятся у телевизора, компьютера, где они черпают информацию об окружающем мире и имеют возможность смотреть экранизацию любимых литературных произведений.

Вопрос. Что Вы нам посоветуете? Библиотекарь: Чтобы развить интерес к чтению, усилий одной только школы недостаточно. Любовь к чтению, к книге надо с раннего возраста воспитывать в семье. Хотелось бы возродить вечера семейного чтения любимых книг, в которых принимали бы участие все члены семьи, любого возраста. Можно устроить выставки книг, походы в библиотеки. Библиотекарь

Вопрос. Считаете ли Вы проблему потери интереса к чтению актуальной?

Библиотекарь: Да интерес к чтению падает. Эта проблема актуальна уже не один год. Дети стали больше времени проводить у телевизора и компьютера.

Вопрос. Что Вы нам посоветуете, какие можете дать рекомендации?

  Библиотекарь : Общая рекомендация одна – больше читать. Регулярно посещать библиотеку.

Вопрос. Чем Вы лично можете нам помочь?

Библиотекарь : Лично я всегда готова помочь в выборе книги, познакомить с новинками литературы и детской периодической печати.

 

Вывод: интервью с компетентными людьми показало, что ни один телевизор, интернет, не сможет заменить живого общения с художественной литературой. Нельзя не любить не читать. Литература учит многому- добру, милосердию и состраданию. Кроме того, были получены советы относительно того, как решить заявленную проблему.

Выводы.

Данные исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что дети стали мало уделять внимание и времени для чтения книг, перестали посещать библиотеки, а больше времени проводят за компьютером и телевизором. Все это приведет к тому, что они вырастут духовно и интеллектуально неразвитыми, малограмотными, поскольку большинство ребят о содержании книги предпочитают узнавать из фильма или мультфильма. 

Мы еще раз убедились в том, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников.

Как-то раз детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили: «Есть ли у книги будущее?» Линдгрен ответила: С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы, у детской песенки, у майского дождя?.. Лучше спросить: есть ли будущее у человека?.. Если оно есть у человека, оно есть и у книги. Потому что если однажды мы научились черпать радость и утешение в книгах, нам без этого не обойтись…

И, обращаясь к детям, Линдгрен страстно призывает их:

—  Я надеюсь, что вы будете любить книги так же сильно, как люблю их я. Я не только люблю их читать, я люблю трогать их, ощущать их, знать, что они принадлежат мне…

Проанализировав всю собранную информацию. Я пришла к выводу, что интерес к чтению несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями – просмотром телепередач, игре на компьютере, прослушиванием музыкальных произведение, играми. Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, к домашней библиотеке добавляется компьютерная игротека, видеотека, фонотека.

Проанализировав, все мы предлагаем следующие варианты решения данной проблемы:

1. Библиотекарям и учителям на школьных собраниях проводить обзор детской литературы.

2. Родителям накапливать домашнюю детскую библиотеку. Книги должны подходить ребенку по возрасту, соответствовать интересам.

3. Совместное чтение книг в семьях.

4. Посещение театральных постановок, музеев, выставок, экскурсии, городской детской библиотеки.

. Список использованной литературы: Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения школьников и некоторые пути их решения.2000,№ 11. Светловская Н.Н.Когда и почему ребенку читать не хочется?/ Русский язык: теория и практика обучения./под ред. М.С.Соловейчик и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2000 Ожегов С.И. «Словарь русского языка»/ Москва «Русский язык» 1985 Тихомирова И.И.Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь – справочник для библиотекарей.- М.: Школьная библиотека,2004.       Список и количество прочитанных мною книг за 2018-2019 учебный год:   «Человек в футляре. «Смерть чиновника» - А.П.Чехов «Ася». - И.С.Тургенева. «Бедность не порок». - А.Н.Островский. «Пиковая дама». - А.С.Пушкина. «Белые ночи». - Ф.М.Достоевский. «Фотография, на которой меня нет». - В.М.Астафьев. «Холстомер». - Л.Н.Толстой. «Конь с розовой гривой». - В.М.Астафьев. «Дары волхов».- О.Генри.  

.

Список использованной литературы:

  • Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения школьников и некоторые пути их решения.2000,№ 11.
  • Светловская Н.Н.Когда и почему ребенку читать не хочется?/ Русский язык: теория и практика обучения./под ред. М.С.Соловейчик и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2000
  • Ожегов С.И. «Словарь русского языка»/ Москва «Русский язык» 1985
  • Тихомирова И.И.Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь – справочник для библиотекарей.- М.: Школьная библиотека,2004.

 

 

 

Список и количество прочитанных мною книг за 2018-2019 учебный год:

 

«Человек в футляре.

«Смерть чиновника» - А.П.Чехов

«Ася». - И.С.Тургенева.

«Бедность не порок». - А.Н.Островский.

«Пиковая дама». - А.С.Пушкина.

«Белые ночи». - Ф.М.Достоевский.

«Фотография, на которой меня нет». - В.М.Астафьев.

«Холстомер». - Л.Н.Толстой.

«Конь с розовой гривой». - В.М.Астафьев.

«Дары волхов».- О.Генри.

 

. Беседа с библиотекарем нашей школы Курбановой К.С. Наш класс

.

Беседа с библиотекарем нашей школы Курбановой К.С.

Наш класс