Изучение профессиональных предпочтений учащихся
МОГУ – это
способности,
квалификация, уровень знаний и умений.
ХОЧУ – интересы, склонности человека, то, к чему лежит душа.
НАДО – это, востребованность профессии на рынке труда, возможность
трудоустройства.
Что важно учитывать при выборе профессии?
- Состояние здоровья (Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы).
- Личностные качества и психологические особенности : темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.
Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?
Возможные варианты ответов включают в себя:
1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.
2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.
3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.
4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.
5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.
6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)
7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.
8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.
Вопрос №2: Как хочется работать?
1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.
2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.
3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.
4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.
5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.
6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.
7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.
8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.
Человек
Управление
Информация
Администратор Менеджер по персоналу Секретарь
Обслуживание
Финансы
Системный администратор Маркетолог Диспетчер
Обучение и воспитание
Продавец Менеджер по туризму Социальный работник Медицинский работник
Техника
Консультант Финансист Экономист
Воспитатель Тренер Педагог Психолог
Производство и добыча
Оператор связи Информатик Гид-переводчик Менеджер по рекламе
Инкассатор Бухгалтер Брокер Кассир
Водитель Штурман авиации Машинист Техник
Филолог Лингвист
Конструирование
Искусство
Консультант
Программист Веб-дизайнер Верстальщик Кинооператор
Электромонтёр Слесарь Инженер Механик
Имиджмейкер Генетик Пластический хирург
Исследование
Режиссёр Дирижёр Балетмейстер Продюсер
Животные и растения
Переводчик Корреспондент Журналист Веб-дизайнер Программист Картограф
Инструктор по вождению
Финансист Экономист Бухгалтер Кассир
Дизайнер Оператор Экскурсовод Парикмахер
Психолог Физиолог Социолог Следователь Лаборант
Изделия и продукты
Зооинженер Фермер Дрессировщик Почвовед
Защита
Строитель Электрик Слесарь Фрезеровщик Токарь
Аналитик Экономист Финансист
Адвокат Военный Сотрудник полиции Врач Спасатель
Учитель музыки Учитель живописи
Социолог Математик Историк Маркетолог Статистик Аналитик
Контроль и оценка
Менеджер по продажам Товаровед Логистик Мерчендайзер
Природные ресурсы
Агрохимик Зоотехник Животновод Растениевод
Конструктор Механик
Аудитор Экономист Аналитик
Программист Нотариус Документовед
Прокурор Врач-эпидемиолог Ревизор Аудитор
Ювелир Резчик по дереву Вышивальщица
Инженер по кадастру Геодезист Техник-энергетик
Продавец Экспедитор Товаровед
Дрессировщик Жокей Берейтор Кинолог
Композитор Режиссёр Дизайнер Модельер Артист Художник Музыкант
Учитель труда
Программист Редактор Корректор Оператор
Страховой агент Юрисконсульт Инкассатор
Мелиоратор Эколог Озеленитель
Агроном Зооинженер Селекционер Животновод Растениевод
Инженер-технолог Инженер-математик испытатель Хронометражист Метролог
Эколог
Селекционер Флорист Агротехник Ландшафтный дизайнер
Провизор Инженер-технолог Повар Слесарь Токарь Швея
Инспектор по ТБ Взрывотехник Испытатель Пожарный Водолаз
Аудитор Бухгалтер Контролёр Налоговый инспектор
Киновед Искусствовед Литературовед Культуролог
Инженер-технолог Инспектор по ТБ Контролёр Сотрудник ГИБДД
Архитектор Инженер-технолог Модельер Закройщик Монтажник
Горный инженер Гидролог Гидрогеолог Горнорабочий
Биолог Микробиолог Зоопсихолог Зооинженер Лаборант-эколог
Каскадёр Постановщик трюков Реставратор Музейный работник
Горный инженер Ландшафтный дизайнер Инженер-гидролог Озеленитель
Редактор Критик Музейный работник Оценщик
Егерь Лесничий Ветеринар
Санитарный врач Лаборант Товаровед Дегустатор Технолог
Таможенник Врач-эпидемиолог Врач-диетолог Лаборант
Почвовед Метеоролог Геолог Гидрогеолог
Зооинженер Агроном Охотовед Агротехник Зоолаборант
Мелиоратор Эколог Метеоролог
Санитарный инспектор Контролёр Риэлтор Метролог Таможенник
Радиолог Эколог Метеоролог
Цель: определить склонности и подобрать профессии, которые наиболее всего подходят вашему психотипу, соответствуют характеру, устремлениям, духу.
1а. инженер-технолог
1в. инженер-конструктор
2а. электрорадиотехник
2в. врач-терапевт
3а. оператор станков с программным управлением
3в. кодировщик (обработка информации)
4а. фотограф
5а. спасатель МЧС
4в. коммерсант
6а. политолог
5в. дизайнер
6в. психиатр
7а. ученый химик
7в. бухгалтер
8а. философ
8в. частный предприниматель
9а. лингвист
10а. инспектор службы занятости населения
9в. модельер
10в. статист
Инструкция: Из каждой пары профессий нужно выбрать одну предпочитаемую и обвести её номер в бланке ответов. Всего 42 выбора.
11а. социальный педагог
11в. биржевой маклер
12а. тренер
12в. искусствовед
13а. нотариус
13в. менеджер
14а. перфораторщик
14в. художник
15а. лидер политической партии, общего движения
15в. писатель
16а. закройщик
16в. метеоролог
17а. водитель
17в. работник пресс-службы
18а. чертежник
18в. риэлтер
19а. специалист по ремонту комп-ов и оргтехники
19в. секретарь-референт
20а. микробиолог
20в. психолог
21а. видеооператор
21в. режиссер
Инструкция: Из каждой пары профессий нужно выбрать одну предпочитаемую и обвести её номер в бланке ответов. Всего 42 выбора.
Инструкция: Из каждой пары профессий нужно выбрать одну предпочитаемую и обвести её номер в бланке ответов. Всего 42 выбора.
22а. экономист
22в. провизор
23а. зоолог
23в. главный инженер
24а. программист
24в. архитектор
25а. инспектор по делам несовершеннолетних
25в. коммивояжер (сетевой маркетинг)
26а. преподаватель
26в. биржевой маклер
27а. воспитатель
27в. декоратор
28а. реставратор
28в. зав. отделом предприятия
29а. корректор
29в. литератор и кинокритик
30а. фермер
30в. визажист
31а. парикмахер
31в. социолог
Инструкция: Из каждой пары профессий нужно выбрать одну предпочитаемую и обвести её номер в бланке ответов. Всего 42 выбора.
32а. экспедитор
32в. редактор
33а. ветеринар
33в. директор (финансовый)
34а. автомеханик
34в. стилист
35а. археолог
35в. эксперт
36а. библиограф
37а. эколог
36в. корреспондент
37в. актер
38а. логопед
38в. контролер
39а. адвокат
39в. директор (глава АО)
40а. кассир
40в. продюсер
41а. поэт, писатель
41в. продавец
42а. криминалист (баллистик)
42в. композитор
Обработка результатов:
Для подсчета баллов вам необходимо отмечать в своем бланке ответов совпадения по шести шкалам таблицы. Чем больше совпадений с одним из шести типов шкал, тем больше ваша предрасположенность к тому или иному виду деятельности.
В начале отмечаются совпадения по первой шкале и подсчитывается сумма баллов (по числу совпадений), затем по второй и т.д.
2. «Мотивы выбора профессии» С.С.ГРУНШПУН
Отметьте знаком “+” те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.
1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии.
2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4. Влияние родителей, друзей и знакомых.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.
7. Желание оказать помощь другим лицам.
8. Привлекает индивидуальная работа.
2. «Мотивы выбора профессии» С.С.ГРУНШПУН
Отметьте знаком “+” те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой, желание открыть новое и неизведанное.
10. Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует Вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести опыт работы в хозрасчетном объединении.
2. «Мотивы выбора профессии» С.С.ГРУНШПУН
Отметьте знаком “+” те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.
17. Интерес к деловым контактам с людьми.
18. Привлекают условия работы по профессии.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление к руководящей работе.
21. Влияние средств массовой информации.
22. Желание приносить пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние стороны профессиональной деятельности.
Обработка результатов:
МАКСИМАЛЬНО НАБРАННЫЙ БАЛЛ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ВЕДУЩЕМ МОТИВЕ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова.
Цель: выявление склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий.
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?
1а. Ухаживать за животными
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных
10б. Выполнять вычисления, расчеты
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?
11а. Выводить новые сорта растений
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
Интерпретация результатов
Подсчитывается сумма баллов в каждой колонке.
Рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.
Опросник для определения типа мышления в модификации Г.В.РЕЗАПКИНОЙ
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления.
Инструкция к тесту: Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс , если нет – минус .
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы. 3. Я люблю читать книги. 4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. 7. Я люблю играть в шахматы. 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев. 10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
Инструкция к тесту: Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс , если нет – минус .
11. Мне нравится все делать своими руками. 12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями. 13. Я придаю большое значение сказанному слову. 14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания. 15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. 17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста. 19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе. 20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
Инструкция к тесту: Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей. 22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений. 24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе. 26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 27. Я понимаю красоту математических формул. 28. Мне легко говорить перед любой аудиторией. 29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
Инструкция к тесту: Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. 32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 34. Я понимаю красоту природы и искусства. 35. Не люблю ходить одним и тем же путем. 36. Мне нравится работа, требующая физической активности. 37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. 38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю. 39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма. 40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
А где сейчас ты?