« ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Основные этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет , презентация и др.);
- защита проекта.
Выбор темы исследования
Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует.
Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
1) Что мне интересно больше всего?
2) Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
3) По каким учебным предметам я получал хорошие отметки?
4) Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
5) Чем я хочу заниматься в первую очередь (музыкой, искусством, астрономией, поэзией или математикой )
6) Есть ли что-то, чем я особенно горжусь?
Классификация тем:
- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
- эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
Правила выбора темы:
Тема должна быть:
- интересна ребенку, должна увлекать его.
- выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
- оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
«Пусть ученик не заучивает науку,
а выдумывает ее сам».
Жан-Жак Руссо
«Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить».
А. Дистервег
“ Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто“
А. Сент-Дьердьи
Пример тем
Удачные
Неудачные
Два духа, две культуры в моей судьбе слились
Моя родословная
Мультфильмы вред и польза
Мультфильмы
Граффити. Вандализм или искусство?
Граффити
Является ли школьный участок экосистемой?
Школьный участок-экосистема
Правши и левши. Два разных мира
Леворукие люди
Цель и задачи
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования
hypothesis – это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются словами:
Может быть… Возможно… Предположим что… Если ……..
Почему у тигра полоски?
Что, если он загорал в тени деревьев...
Почему в ночном небе звёзды светятся?
Возможно, там поселилось множество светлячков…
Сбор материала
Как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем?
Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Доступные методы:
- Посмотреть книги о том, что исследуешь;
- Подумать самостоятельно;
- Посмотреть в глобальной сети Интернет;
- Спросить у других людей;
- Спросить у других людей;
- Познакомиться с телефильмами по теме исследования;
- Понаблюдать.
Подготовка к защите
- Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
- Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
- Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- Сделать выводы и умозаключения.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- Подготовить текст сообщения.
- Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- Приготовиться к ответам на вопросы.
О чем говорить?
- Обосновать выбор темы.
- Рассказать о гипотезе
- Кратко осветить основные этапы исследования, которые привели к подтверждению или опровержению гипотезы.
- Если гипотеза не подтвердилась, то необходимо сформулировать новую.
- Сделать вывод.
- В заключении можно рассказать о том, как повлияла исследовательская работа на личность ребенка.
Подготовка презентации
Следует избегать:
- большого объема текста в презентации
- попыток сокращения места, занимаемого текстом за счет уменьшения шрифта
- переноса в презентацию текстов тезисов, текста доклада или реферата
- использования длинных списков
- использования таблиц с большим количеством строк или столбцов
Основным принципом являются строки:
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
Желаем вам творческих успехов, новых побед и свершений…