СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат»
«Роль самостоятельной, парной и групповой работы в системно-деятельностном подходе»
Подготовила : Сидоренкова В.Н.,
воспитатель
2016год
«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность» А.С.Макаренко «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци
Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, которую кратко можно представить в виде схемы:
- искать
- думать
- приниматься за дело
- сотрудничать
- адаптироваться
В процессе групповой работы обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на
развитие их речи,
коммуникативности,
мышления,
интеллекта
и ведет к взаимному обогащению.
Правила сотрудничества
- Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
- Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
- Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.
- Мы помогаем друг другу в работе.
- Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.
Работа в паре – это первая ступенька в групповой работе.
Правила групповой работы:
- Говори спокойно, ясно и только по делу.
- Говори по очереди.
- Слушай своих собеседников.
- Убедись, что в разговоре участвует каждый.
- Обращайся к товарищу по имени.
- Уважай мнение каждого участника группы
Благодаря использованию групповой работы:
- формируется мотивация учения и обучения;
- соблюдается дифференцированный подход;
- работа в группе помогает ребенку проявить себя, порождает взаимную ответственность, внимательность;
- улучшаются межличностные отношения;
- устанавливается психологический комфорт в коллективе;
- достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
Организация групповой работы: - деление участников на группы; - игры на сплочение, мобилизацию внимания
Цель: сплочение детского коллектива, создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, снижение тревожности
Задачи:
- создать благоприятную психологическую атмосферу;
- учить доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально;
- обучить навыкам сотрудничества и взаимодействия.
Деление участников на группы:
Деление участников на группы.
"Что у нас общего”
Ведущий называет любую характеристику человека или его поведения, например: “Те, кто любит фрукты!”. Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал ведущий и т.д.
Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число подгрупп. С помощью данного упражнения Вы также можете оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.
“ Игра в животных”
Напишите на отдельных листочках столько названий видов животных, сколько вам необходимо подгрупп. Перемешайте карточки и раздайте участникам, затем попросите их, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.
Примечание: Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.
Игры на сплочение детского коллектива и мобилизацию внимания.
ДОТРОНЕМСЯ ДО СЧАСТЬЯ.
Форма проведения: игра
Оборудование: доска, мел, фонограмма, листы формата А4,
карандаши, фломастеры
Участники: дети 7-12 лет
Содержание деятельности: Крупными буквами напишите на доске слово СЧАСТЬЕ и попросите детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, веселым, сияющим. Затем включите спокойную музыку, попросите детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предложите детям нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства. Из рисунков и описаний детей сделайте стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья». Подобным образом проведите с детьми беседы о радости, любви, доброте и других понятиях.
Игры на сплочение детского коллектива и мобилизацию внимания.
ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ.
Форма проведения: игра
Оборудование: листы формата А4, ручка или
карандаш
Участники: дети 7-12 лет или 13-15лет
Содержание деятельности: Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное. Эту игру целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.
Игры на сплочение детского коллектива и мобилизацию внимания.
СВЕЧА ЛЮБВИ.
Форма проведения: игра
Оборудование: листы формата А4, карандаши, фломастеры,
свечи
Участники: дети 15-16 лет
Содержание деятельности:
Попросите детей встать в круг и раздайте каждому маленькую свечку. Затем зажгите свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу. Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече любви. Из рисунков детей делается выставка.
Игры на сплочение детского коллектива и мобилизацию внимания.
ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ
Форма проведения: игра
Оборудование: мяч
Участники: дети 7-14 лет
Содержание деятельности: Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.
Игры на сплочение детского коллектива и мобилизацию внимания.
“ Место справа от меня”
- Участники садятся в круг. Ведущий просит подвинуться так, чтобы место справа от каждого участника освободилось. Затем один из участников говорит: “Я бы хотел/а, чтобы ... сел/а рядом справа от меня”. Так продолжается до тех пор, пока все не сядут вплотную друг к другу.
- Примечание: Данное упражнение направлено на сплочение, поддержание доверия в группе, лучше его использовать, когда участники уже хорошо знакомы.
Планируемые результаты:
- Заинтересованность учащихся в делах коллектива; активное участие.
- Сплочение детского коллектива . Все дети – единый коллектив.
- Проявление у учащихся качеств: толерантность, ответственность, чувство коллективизма, долга и т.д.
"Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок - значит ты воспитатель" Шарль Летурно