СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу: "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу: "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы"»

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школ ы.  Подготовила:  учитель начальных классов  МБОУ Орловской СОШ №1  Склярова Татьяна Викторовна

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школ ы.

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ Орловской СОШ №1

Склярова Татьяна Викторовна

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.  Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.  Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Инклюзивное образование (включающее)

– это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – ( инклюзивное образование )совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – ( инклюзивное образование )совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное образование как часть государственной политики РФ Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Инклюзивное образование как часть государственной политики РФ

  • Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Законодательная база Конституция Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф Конвенция ООН о правах ребенка Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Законодательная база

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кто же такие дети с ОВЗ?  Дети с ограниченными возможностями в развитии : с расстройством поведения и общения; - с нарушениями слуха; - с нарушениями зрения; - с речевыми дисфункциями; с изменениями опорно-двигательного аппарата; с отсталостью умственного развития; с задержкой психического развития; - комплексные нарушения - дети-инвалиды.

Кто же такие дети с ОВЗ?

  • Дети с ограниченными возможностями в развитии :
  • с расстройством поведения и общения;

- с нарушениями слуха;

- с нарушениями зрения;

- с речевыми дисфункциями;

  • с изменениями опорно-двигательного аппарата;
  • с отсталостью умственного развития;
  • с задержкой психического развития;

- комплексные нарушения

- дети-инвалиды.

Как вовремя распознать ребёнка с ОВЗ ? Распознавать никого не надо! Должен быть официальный документ (медицинское заключение об инвалидности или заключение ПМПК) – только тогда можно говорить о ребенке с ОВЗ. Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей).

Как вовремя распознать ребёнка с ОВЗ ?

Распознавать никого не надо!

Должен быть официальный документ (медицинское заключение об инвалидности или заключение ПМПК) – только тогда можно говорить о ребенке с ОВЗ.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей).

 Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе  - Частичная (фрагментарная) интеграция – при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках);    - Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, кроме того, получая  постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;   - Полная интеграция - подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.

Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе

- Частичная (фрагментарная) интеграция при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках);

- Комбинированная интеграция это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, кроме того, получая  постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;

- Полная интеграция - подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.

Условия для инклюзивного образования Программно-методического сопровождение (индивидуальная образовательная программа) Создание материально-технических условий Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ)   Формирование толерантного отношения социума Повышение профессиональной компетентности педагогических работников 9

Условия для инклюзивного образования

Программно-методического сопровождение (индивидуальная образовательная программа)

Создание материально-технических условий

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ)

Формирование толерантного отношения социума

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников

9

 Создание материально-технических условий.  (Адаптивная среда).   Пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов. Санитарно-гигиеническая комната со специальным оборудованием( для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ). Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных). Парты с регулируемой высотой и наклоном стола. Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ. Индивидуальное освещение. Специальные средства индивидуального пользования. Приспособления для фиксации рук, туловища.  Специальная мебель.

Создание материально-технических условий. (Адаптивная среда).

  • Пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов.
  • Санитарно-гигиеническая комната со специальным оборудованием( для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ).
  • Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных).
  • Парты с регулируемой высотой и наклоном стола.
  • Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ.
  • Индивидуальное освещение.
  • Специальные средства индивидуального пользования.
  • Приспособления для фиксации рук, туловища.
  • Специальная мебель.
Условия для восстановления работоспособности. Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой). Специальная комната для парной или индивидуальной работы-ресурсная комната. Зона для двигательной активности.

Условия для восстановления работоспособности.

  • Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой).
  • Специальная комната для парной или индивидуальной работы-ресурсная комната.
  • Зона для двигательной активности.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение Содержание деятельности консилиума ОУ : - разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута; -разработка содержательной части маршрута; -динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ; - изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ;  - при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

Содержание деятельности консилиума ОУ :

- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута;

-разработка содержательной части маршрута;

-динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;

- изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ;

- при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

 Инклюзивное образование требует поддержки  со стороны команды профессионалов   В идеале такая команда состоит из: Педагога Психолога Логопеда Дефектолога Тьютора Социального работника Врача-педиатра

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

  • В идеале такая команда состоит из:
  • Педагога
  • Психолога
  • Логопеда
  • Дефектолога
  • Тьютора
  • Социального работника
  • Врача-педиатра
Принципы инклюзивного образования принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;  обязательное использование наглядных средств;  уменьшать объём выполняемой работы;  демонстрация уже выполненного задания;  предоставление дополнительного времени;  обеспечение перемены видов деятельности; Обеспечение аудио- визуальными техническими средствами обучения; вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;

Принципы инклюзивного образования

  • принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
  • обязательное использование наглядных средств;
  • уменьшать объём выполняемой работы;
  • демонстрация уже выполненного задания;
  • предоставление дополнительного времени;
  • обеспечение перемены видов деятельности;
  • Обеспечение аудио- визуальными техническими средствами обучения;
  • вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
Проблемы внедрения инклюзивного образования Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения Консервативность общества Материальные трудности Незнание федеральных законов, правовых и экономических норм.

Проблемы внедрения инклюзивного образования

  • Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения
  • Консервативность общества
  • Материальные трудности
  • Незнание федеральных законов, правовых и экономических норм.
Решение проблем Профессиональная и психологическая готовность педагогов. Систематическая работа с родителями и их детьми по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ. Разработка и использование мероприятий по воспитанию толерантности среди педагогов. Правильное финансирование и расчет средств для создания условий обучения детей с ОВЗ на уровне учреждения. Изучение федеральных законов, правовых и экономических норм.

Решение проблем

  • Профессиональная и психологическая готовность педагогов.
  • Систематическая работа с родителями и их детьми по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ.
  • Разработка и использование мероприятий по воспитанию толерантности среди педагогов.
  • Правильное финансирование и расчет средств для создания условий обучения детей с ОВЗ на уровне учреждения.
  • Изучение федеральных законов, правовых и экономических норм.
  Спасибо за внимание!    Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.

Спасибо за внимание!

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.