Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Интеграция как средство формирования УУД на уроках русского языка"»
Интеграция как средство формирования УУД на уроках русского языка
Дробышева Н.Н.
учитель русского языка и литературы филиала МБОУ «Комсомольская СОШ в с. Лысые Горы
Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.
Интегрированный урок даёт возможность не только сформировать у учащихся нужные УУД, но раскрывает перед ними объёмную картину мира.
Фрагмент урока русского языка в 7 классе
Тема урока: «Разделы науки о языке» (на примере стихотворения в прозе
И.С. Тургенева «Русский язык»).
Задание
- Из данных слов составить предложение, известное высказывание о русском языке, дописать текст по памяти, назвать автора.
- Определить тему, основную мысль, вспомнить особенности жанра.
- Выполните следующие задания, дайте определение разделов лингвистики, изучающие данные языковые высказывания:
а) определите тип речи, докажите принадлежность текста к художественному стилю;
- Какой раздел языкознания изучает стили речи?
б) объясните трудные орфограммы;
в) объясните знаки препинания в 1-2 предложениях;
г) выполните синтаксический разбор последнего предложения;
д) укажите все части речи во втором предложении;
е) найдите в тексте слова с общим корнем, составьте гнездо родственных слов;
ж) объясните значение слов: раздумье, свободный, великий;
з) приведите примеры слов, где количество звуков и букв не совпадает;
и) выполните все разборы со словом отчаянье.
Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.
Пример кластера
Средства выразительности
метафора
Скрытое сравнение, основанное на переносном значении слова
градация
эпитет
Последовательность. постепенность в расположении чего-либо
Образное определение
Данный урок помогает решить такие задачи:
- создание условий для повторения материла по русскому языку (разделы науки о языке);
- обучение навыкам выразительного чтения стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»;
- выявление знаний по темам «Лексика», «Морфемика», «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация»;
- изучение назначения изобразительно-выразительных средств;
- способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности (иллюстрации, создание кластера по изобразительно-выразительным средствам);
- обеспечение условий для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных вопросов (Как писатель выражает свою любовь к Родине, к родному языку в стихотворении?);
- обеспечение условий для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;
- содействие развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях (интегрированный урок, работа в группах).
Познавательные УУД:
- создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями;
- выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей;
- выдвигают гипотезы и их обосновывают.
Регулятивные УУД:
Коммуникативные:
- умеют слушать и слышать друг друга;
- устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать;
- вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении;
- учатся владеть монологической и диалогической речью.
Личностные УУД:
- эмоционально-ценностный компонент;
- поведенческий компонент.
Метапредметные:
- овладение навыками смыслового чтения текстов художественного стиля в соответствии с целями и задачами;
- овладение логическими действиями анализа, обобщения.
Предметные:
- анализ поэтического текста, применение теоретических знаний о разделах лингвистики на практике.
Интеграция предметов активизирует мыслительную деятельность, формирует представление о целостности мира, является средством мотивации учения школьников.