Изменение деятельности педагогов по ФГОС.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Урок должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока. | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. |
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс. | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета. |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся. | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Предметные результаты. Нет портфолио обучающегося | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные . Создание портфолио. |
Основная оценка | Оценка учителя. Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ. | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. |
Деятельность учителя по формированию УУД
-организует;
-инструктирует;
-инспектирует;
-помогает урегулировать конфликт;
-советует, помогает;
-принимает участие в работе групп;
-распределяет роли(кто какую роль выполняет, кто руководит, кто оформляет).
Урок математики 2 класс.
Тема: "Периметр многоугольника"
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- Реши примеры и расставь буквы в порядке увеличения чисел.
-Какое слово получилось? (периметр)
- О чём будем говорить?
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
-Что обозначает это слово? ( ответы детей)
-Хотите узнать ? Что для этого нужно?
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
-Что вы видите? ( геометрические фигуры)
- Назовите эти фигуры одним словом ( ломаные)
- По каким признакам можно разделить эти ломаные? ( по цвету; замкнутые; не замкнутые; по количеству звеньев)
- (убираем не замкнутые ломаные) Какие фигуры остались? Назовите одним словом. (многоугольники)
-Т.е. многоугольники -это многоугольники.
- Как найти длину ломаной? (сложить все звенья)
- Найдём длину данной ломаной. ( 2+2+3+3+5= 15 см)
- Мы нашли периметр.
Сделаем вывод: Периметр -это ...
-Когда складываем что находим? (сумму)
числа что обозначают (длины сторон)
какой фигуры (многоугольника)
Составим алгоритм нахождения периметра многоугольника:
взаимопроверка, взаимоконтроль;
- работа по карточкам (парами)
- работа по учебнику
- работа в тетради. Взаимопроверка.
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какая была цель, что нужно было получить в результате?
Удалось получить результат?
Справился полностью или были затруднения (в чём)?
Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Какую сам выставляешь себе отметку?