СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведён с использованием метода театральной иллюстрации.

Просмотр содержимого документа
«Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"»

План урока.


Тема: «ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»


Цели урока:

помочь учащимся понять сложный и противоречивый

образ главного героя романа И.С.Тургенева; вызвать уважение к нему;

развивать навыки активного включения самостоятельной творческой работы учеников в процесс изучения произведения; прививать интерес к творчеству И.С.Тургенева и проблемам, поднимаемым в его произведениях.

Оборудование: Портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к произведению, мультимедийный проектор, презентация, текст романа «Отцы и дети».

Тип урока: урок с использованием метода театральной иллюстрации.


Ход урока.


I Организационный этап. Музыка.

Объявление темы, целей и задач урока.

Вступительное слово учителя:

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» продемонстрировал редкое качество писателя –

уловить и быстро откликнуться на события, явления жизни, которые ещё не осмыслены обществом. Тургенев в своём произведении сформулировал главную проблему эпохи:

преобразования в России необходимы, но кто их должен и может исполнить- отцы, дети?

Действие романа развивается в двух планах: общественно-политическом и бытовом, где высвечивается вечная проблема – противостояние двух поколений. Знакомясь с сюжетом романа на предыдущих уроках, мы прослеживали истории жизни «отцов», стараясь понять их характеры. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МОГУТ ЛИ ЭТИ ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ИЗ ДВОРЯН ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ В РОССИИ? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо дать слово братьям Кирсановым.

Разыгрывается диалог братьев Кирсановых из 10 главы романа (от слов: «Вот как мы с тобой в отставные люди попали…» до слов: « У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую»)

Обсуждение:

Обсуждение вопроса, поставленного перед диалогом: может ли старшее поколение изменить жизнь в России?

Делается вывод, что старшее поколение, хотя и имеет массу достоинств, но изменить что-либо в стране неспособно.

Учитель: А могут ли это сделать «дети»?

Современники утверждали, что роман Тургенева «Отцы и дети» прочли даже те, кто никогда не брал книг в руки. Много спорили о главном герое Евгении Базарове, ярком представителе молодого поколения, даже писали сатирические стихи, как, например, поэт В.С.Курочкин:

Внёс с собой он цинический,

Некий запах хирургический.

И лягушку за лягушкой

Истреблять пошёл в селенье

Полон духа разрушенья.

Кто же такой Базаров? Дадим ему слово.


II Театральная иллюстрация. МОНОЛОГ БАЗАРОВА.

(Монолог Базарова читает, играя роль главного героя, учащийся).

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

1.Что мы знаем о Базарове?

2.Почему его раздражает старшее поколение?

3.Почему он назван в романе нигилистом?

4.Каковы взгляды Базарова на природу, искусство, любовь, на народ?

5.Есть ли у него программа действий по исправлению общества? Согласны ли вы с ней?

6.Нравится ли вам Базаров?

Учитель:

-Мнения разделились, но большинству главный герой романа не симпатичен.

Тогда надо послушать, как сам Тургенев относился к Базарову.


III Театральная иллюстрация. ПИСЬМО ТУРГЕНЕВА ДРУГУ.

(Учащийся изображает человека, который заканчивает письмо, затем неторопливо читает его). (Текст иллюстрации сконструирован учителем на основе писем И.С.Тургенева).

Учитель:

Итак, И.С.Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил главного героя романа, но это не просто.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

1.Какие качества Базарова отталкивают вас? Что вы не принимаете в нём?

2.Любит ли он своих родителей?

3.Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Учитель читает эпизод признания Базарова в любви Анне Сергеевне из главы 18 (с.-153)

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

1.Кто выше в этой любви?

2.Каким нам открывается Базаров в этой сцене?

3.Почему Анна Сергеевна не ответила ему взаимностью?


Учитель: Послушаем, как она это объясняет.

IV. Театральная иллюстрация. МОНОЛОГ АННЫ СЕРГЕЕВНЫ.

(Монолог исполняет ученица, стараясь передать характер героини романа).


Учитель: Думаю, жизненная позиция Анны Сергеевны Одинцовой вам понятна.

Критик Д.Писарев в статье «Базаров» написал: «Не умея показать, как герой действует, Тургенев показывает, как он умирает». Сейчас вы услышите отрывок из романа. Подумайте:

Как по - новому открывается Базаров перед смертью?


Чтение учителем эпизода- последний разговор Базарова с Анной Сергеевной из главы 27.

Обсуждение прочитанного.

Вывод:

И.С.Тургенев достиг своей цели: он создал противоречивый. Но яркий характер представителя молодого поколения 60-х годов Х1Х века. Базаров умён, решителен, активен, чувствует в себе гигантские силы, мучается в поисках высокого смысла в жизни. Он видит несовершенство государственного устройства и готов действовать, его программа- разрушить существующий строй, а создавать придут другие. Этих разрушений боятся братья Кирсановы и сам писатель. Конфликт поколений не в возрасте, а в различии взглядов. Базаров избегает красивых слов, не верит старшему поколению, бывает нарочито груб. Дерзок, но способен на возвышенные чувства. (А разве в каждом молодом человеке не живёт базаров во все времена?) Он любит своих родителей, хотя стесняется демонстрировать это. Испытывает глубокое и нежное чувство к А.С.Одинцовой, которое обнаруживает в нём душу романтика. Безответная любовь станет косвенной причиной смерти. А мысль: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен»- будет мучительным итогом короткой жизни. «Почему не нужен?»- недоумевает Базаров и, сопереживая, ищет ответ читатель.


Учитель.

Давайте ещё раз проголосуем: симпатичен ли вам главный герой романа Тургенева?

Обращение к эпиграфу урока.

Итоги работы.

Домашнее задание:

Подумать над вопросами:

-Современен ли Базаров?

-К чему может привести базаровская программа разрушения?