Министерство образования и науки Республики Коми
ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум»
Тема доклада : «Осуществление профессиональной направленности в преподавании обществознания в учреждениях СПО» Докладчик: Дроботова Валерия Владимировна преподаватель обществознания
1
Представление педагогического опыта по реализации принципа организации преподавания общеобразовательной дисциплины «Обществознание» с учетом профессиональной направленности.
Цель работы:
1
«Зачем нам надо изучать тот или иной предмет общеобразовательной программы, я ведь пришел получать специальность или профессию?»
1
Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательной дисциплины «Обществознание»:
- позволяет студентам увидеть связь между изучаемыми теоретическими знаниями и их будущей профессиональной деятельностью;
- способствует развитию у студентов критического мышления, аналитических навыков и способности к самостоятельной работе;
- помогает студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии.
1
Разделы и темы
Профессионально ориентированное содержание
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.Общество и общественные отношения. Развитие общества
Перспективы развития (название специальности) в информационном обществе. Направления цифровизации в профессиональной деятельности (название специальности). Роль науки в решении глобальных проблем
Тема 1.2. Биосоциальная природа человека и его деятельность
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности (название специальности). Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере (название специальности)
Тема 1.3. Познавательная деятельность человека. Научное познание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности (название специальности)
Раздел 2. Духовная культура
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в
Тема 2.1.
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
профессиональной деятельности (название специальности)
Духовная культура личности и общества
Профессиональное образование в сфере (название специальности). Роль и значение непрерывности образования.
Тема 2.4. Искусство
Образ профессии/ специальности (название специальности) в искусстве
Раздел 3. Экономическая жизнь общества.
Тема 3.1.Экономика- основа жизнедеятельности общества
Особенности разделения труда и специализации в сфере (название
Тема 3.3.
специальности)
Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя
Спрос на труд и его факторы в сфере (название специальности). Стратегия поведения при поиске работы. Возможности (название специальности) профессиональной переподготовки
Разделы и темы
Тема 3.4.
Профессионально ориентированное содержание
Предприятие в экономике
Предпринимательская деятельность в сфере (название специальности). Основы менеджмента и маркетинга в сфере (название специальности)
Тема 3.6.
Основные тенденции развития экономики России и международная экономика
Направления импортозамещения в условиях
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.4.
современной экономической ситуации в сфере (название специальности). Собственное производство как средство устойчивого развития государства
Тема 4.1.Социальная структура общества. Положение личности в обществе.
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека
Раздел 5. Политическая сфера
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии
Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения
в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста
Тема 5.2. Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
поведения в конфликтной ситуации
Тема 6.3.
Тема 6.1. Право в системе социальных норм
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Правовое регулирование
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования трудовых отношений в сфере (название специальности)
гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений
Методы активного обучения:
- групповая дискуссия,
- мозговой штурм
- деловая игра, ролевая игра
- тренинги
- экскурсии
- метод проектов
- анализ практических ситуаций
- кейс-метод
и т.д.
Деловая игра может сделать информацию о профессиональной деятельности более значимой, благодаря включению студентов в знакомство с профессией через исполнение роли. Изменится статус студента: из пассивного слушателя и зрителя он станет активным участником .
Деловая игра
Достоинством деловой игры является то, что она позволяет создать имитационную модель профессиональных отношений, включить студентов в эти отношения посредством конкретного содержания, которое реализуется при исполнении определенных ролей, взятых на себя студентами.
Деловая игра
Темы проектов:
- составление кодекса этики и служебного поведения по выбранной специальности/профессии;
- создание правового справочника для молодого специалиста по выбранной специальности/профессии;
- оформление рекомендаций по поиску работы и поведению на собеседовании;
- создание презентаций и других обучающих материалов для использования на занятиях по курсу обществознания для обучающихся по выбранной специальности/профессии;
- организация конференции о выдающихся представителях профессии или развитии профессиональной деятельности в определенном регионе;
- оформление информационного стенда о состоянии и развитии экономики в выбранной отрасли.
Метод проектов
Тема «Биосоциальная природа человека и его деятельность»
Тема «Социальная структура общества. Положение личности в обществе.»
Тема «Духовная культура личности и общества»
Тема «Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя»
Тема «Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений»
Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательной дисциплины "Обществознание" играет важную роль в активизации познавательной деятельности студентов и повышении эффективности образовательного процесса.
Она помогает вызвать интерес к выбранной специальности или профессии, развивает критическое мышление и аналитические навыки, а также помогает студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии. Поэтому, образовательные учреждения должны уделять особое внимание профессиональной направленности в преподавании обществознания на первых этапах обучения.
Спасибо за внимание!