Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
Руководитель ШМО классных руководителей I ступени обучения Хизриева Патимат Магомедовна
В условиях модернизации
российского образования, реализации
Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»,
Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России,
введения Федеральных государственных
образовательных стандартов второго
поколения, возрастают
воспитательные функции школы
- При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Цель воспитательной работы современной школы
- помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей
Главные задачи современной школы
- раскрытие способностей каждого ученика
- воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
«Наша новая школа»
Ориентируясь на формирование
личности обучающегося, признание
ее ценности и необходимости
для современного общества,
нам нужно помнить,
что она формируется личностью
самого классного руководителя
Классный руководитель: функциональные обязанности и взаимодействия в процессе воспитания личности обучающихся
Цель деятельности классного руководителя
- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Надо хорошо знать:
- психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
- быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
- владеть современными технологиями воспитания.
Необходимо учитывать
обучающихся,
- социальные и материальные
условия их жизни.
Коммуникативные
Организационно-
координирующие
Функции
Классного
руководителя
Аналитико-
прогностические
Контрольные
1. Организационно-координирующие
- обеспечение связи ОУ с семьей;
- установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);
- проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
- контроль внеурочной занятости обучающихся
Формы работы классного руководителя
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Взаимодействие ребёнка с участниками образовательного процесса
Внутришкольный круг
- Учителя-предметники
- Педагог-психолог
- Педагоги дополнительного образования
- Социальный педагог
- Библиотекарь
- Медицинский работник
Внешний круг
- Семьи обучающихся
- Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие
Для успешного решения вопросов
обучения, воспитания и развития
личности ребенка необходимы
активное взаимодействие
всех
участников образовательного
процесса
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель »
Л.Н.Толстой