Сказочный конструктор или волшебное фантазирование с картами Проппа
Воспитатель Никитина Т.С.
МБДОУ «Детский сад №128»
- Влади́мир (Ге́рман Вольдема́р) Я́ковлевич Пропп (16 [28] апреля 1895, Санкт-Петербург — 22 августа 1970, Ленинград)[4] — советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета. Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории текста. Современные структуралисты считают В. Я. Проппа одним из своих предшественников.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Принципы построения сказки В.Я.Проппа
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно.
3. Последовательность функций всегда одинакова.
http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt_with-big-pictures.html#BM0Tbl2
Сказочные функции Проппа
1) отлучка кого-либо из членов семьи
2) запрет, обращенный к герою
3) нарушение запрета
4) выведывание
5) выдача
6) подвох
7) невольное пособничество
8) вредительство (или недостача)
9) посредничество
10) начинающееся противодействие
11) герой покидает дом
12) даритель испытывает героя
13) герой реагирует на действия будущего дарителя
14) получение волшебного средства
15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
16) герой и антагонист вступают в борьбу
17) героя метят
18) антагонист побежден
19) беда или недостача ликвидируется
20) возвращение героя
21) герой подвергается преследованиям
22) герой спасается от преследования
23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания
25) герою предлагается трудная задача
26) задача решается
27) героя узнают
28) ложный герой или антагонист изобличается
29) герою дается новый облик
30) враг наказывается
31) герой вступает в брак.
Джанни Родари
1) предписание или запрет
11) победа
2) нарушение
12) возвращение
3) вредительство или недостача
13) прибытие домой
4) отъезд героя
14) ложный герой
15) трудные испытания
5) задача
16) беда ликвидируется
6) встреча с дарителем
17) узнавание героя
7) волшебные дары
18) ложный герой изобличается
8) появление героя
19) наказание антагониста
9) сверхъестественные свойства антагониста
20) свадьба.
10) борьба
Практик
1. Отлучка кого-либо из членов семьи
2. Запрет, обращенный к герою
3. Нарушение запрета
4. Вредительство
5. Получение волшебного средства (волшебный помощник)
6. Противостояние
7. Беда ликвидируется
8. Герою предлагается трудная задача
9. Возвращение героя
10. Победа, подарок, радость, мораль
Карты Проппа
Карты Джанни Родари
Обогащение - накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок(структура).
Воспроизведение – самостоятельная (или частично направляемая) работа с картами Проппа. 5-6 карт.
Этапы работы с картами Проппа
1. Знакомство со сказочными функциями в процессе чтения, рассказывания сказок в процессе НОД и режимных моментов.
2. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение.
3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 2-3 карты).
7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
Красная Шапочка
Благодарю за внимание!