СКОЛЬКО ВЕСИТ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА?
Работу выполнил
ученик 2-Д класса
МАОУ «Траектория»
Аверин Данила
За спиной огромный дом: И пенал, и книжки в нём. Он, друзья, не самозванец, Родственник портфеля …
РАНЕЦ
Цель исследования: выяснить, безопасен ли для здоровья вес моего ранца и вес ранцев и рюкзаков моих одноклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения школьного портфеля.
2. Выяснить нормативные требования к массе школьного портфеля.
3. Проверить с помощью ежедневных взвешиваний массу моего ранца и ранцев и рюкзаков моих одноклассников на соответствие нормативным требованиям.
4. Проанализировать результаты экспериментов.
5. Составить рекомендации по снижению массы школьного портфеля.
6. Ознакомиться с опытом зарубежных стран по решению этой проблемы.
Гипотеза:
я предположил, что мой школьный ранец, несмотря на наличие достоинств,
не соответствуют нормативным требованиям и вредит моему здоровью.
Нормативные требования к весу школьного портфеля (СанПиН)
- масса ранца или рюкзака с учебниками для ученика 2 класса должна быть
не больше 2 кг 200 г
- масса пустого ранца или рюкзака не должна превышать 700 г
- масса учебников и письменных принадлежностей на один день должна быть не больше 1 кг 500 г
- один учебник для начальной школы должен весить не больше 300 г
Врачи-ортопеды пришли к выводу, что вес школьного рюкзака должен быть не больше 10 % массы школьника.
Мои исследования Эксперимент № 1. Мой ранец
1. С помощью напольных весов определил массу моего тела.
Мой вес – 26 кг 100 г.
Значит, по мнению врачей я должен носить ранец не больше 2 кг 610 г (10 % от массы тела).
Мои исследования Эксперимент № 1. Мой ранец
2. Я взвешивал ранец каждый учебный день в течение недели и следил за изменениями его массы.
(норма для учащихся 2 класса - 2 кг 200 г)
Дни недели
Понедельник
Масса ранца
Примечание (без второй обуви)
3 кг 630 г
Вторник
без папки для изо
Среда
3 кг 940 г
Четверг
3 кг 630 г
Пятница
3 кг 690 г
без папки на технологию
3 кг 670 г
Каждый день мой ранец весит больше нормы.
Самый тяжёлый мой ранец - во вторник,
самый лёгкий – в понедельник и среду.
Мои исследования Эксперимент № 1. Мой ранец
3. С помощью напольных весов определил массу пустого ранца.
Она равна 1 кг 100 г (норма – 700 г). Получается, что масса моего ранца уже выше нормы на 400 г. Но мой ранец – ортопедический. Поэтому он правильно распределяет вес при ношении.
Мои исследования Эксперимент № 1. Мой ранец
4. С помощью весов определил массу школьных принадлежностей.
Название учебных принадлежностей
Масса
Математика (учебник, тонкая тетрадь, ТПО)
650 г
Русский язык (учебник, тонкая тетрадь)
410 г
Литературное чтение (учебник, тонкая тетрадь)
360 г
Окружающий мир (учебник, ТПО)
530 г
Английский язык (учебник, тонкая тетрадь, ТПО)
640 г
Информатика (ТПО)
Музыка (толстая тетрадь)
110 г
100 г
Физкультура (спортивная форма)
420 г
Дневник
140 г
Пенал (ручки, простые карандаши, линейка, ластик, цветные карандаши)
280 г
Папка для тетрадей
50 г
Чешки
30 г
Бассейн (плавательные принадлежности)
550 г
Мои исследования Эксперимент № 1. Мой ранец
Учебники по всем предметам весят больше нормы (норма - 300 г): русский язык – на 90 г, математика - на 40 г, чтение – на 40 г, окружающий мир – на 30 г, английский язык – на 20 г больше. Самый тяжёлый учебник русского языка, самый лёгкий – английского языка.
Мои исследования Эксперимент № 1. Мой ранец
5. Используя расписание, определил массу школьных принадлежностей по дням недели (норма на один день – 1 кг 500 г).
Вес школьных принадлежностей каждый день превышает норму.
учебный предмет
понедельник
школьные принадлежности
масса
математика
русский язык
учебник, тонкая тетрадь, ТПО
чтение
650 г
учебник, тонкая тетрадь
английский язык
учебник, тонкая тетрадь
410 г
учебник, тонкая тетрадь, ТПО
изо
360 г
640 г
папка в школе
-
дневник
140 г
пенал
280 г
папка для тетрадей
50 г
2 кг 530 г
Мои исследования Эксперимент № 1. Мой ранец
учебный предмет
школьные принадлежности
вторник
масса
математика
учебник, тонкая тетрадь, ТПО
русский язык
чтение
650 г
учебник, тонкая тетрадь
окружающий мир
учебник, тонкая тетрадь
410 г
360 г
учебник, ТПО
физкультура
530 г
спортивная форма
420 г
дневник
140 г
пенал
папка для тетрадей
280 г
среда
50 г
2 кг 840 г
математика
учебник, тонкая тетрадь, ТПО
русский язык
650 г
учебник, тонкая тетрадь
чтение
английский язык
410 г
учебник, тонкая тетрадь
технология
учебник, тонкая тетрадь, ТПО
360 г
640 г
папка в школе
-
дневник
140 г
пенал
280 г
папка для тетрадей
50 г
2 кг 530 г
учебный предмет
школьные принадлежности
четверг
масса
математика
русский язык
учебник, тонкая тетрадь, ТПО
650 г
учебник, тонкая тетрадь
окружающий мир
410 г
учебник, ТПО
информатика
физкультура
530 г
ТПО
спортивная форма
110 г
420 г
дневник
140 г
пенал
280 г
папка для тетрадей
пятница
50 г
математика
2 кг 590 г
русский язык
учебник, тонкая тетрадь, ТПО
650 г
учебник, тонкая тетрадь
чтение
410 г
учебник, тонкая тетрадь
музыка
ритмика
360 г
толстая тетрадь
бассейн
чешки
100 г
плавательные принадлежности
30 г
дневник
550 г
140 г
пенал
280 г
папка для тетрадей
50 г
2 кг 570 г
Мои исследования Эксперимент № 1. Мой ранец
6. Решил проверить, влияет ли тяжесть портфеля на мой рост.
Мой рост – 133 см.
Мой рост с тяжёлым ранцем – 132 см.
Рост уменьшился на 1 см, так как позвоночник под тяжестью ранца сжимается. А это приводит к его искривлению и сдавливанию внутренних органов.
Мои исследования. Эксперимент № 2. Ранцы и рюкзаки моих одноклассников
1. С помощью напольных весов я определил массу тела одноклассников.
Разделил её на 10.
Получил норму для веса их ранцев и рюкзаков со школьными принадлежностями.
Этой норме соответствуют рюкзаки только
двух девочек нашего класса (ученик 17 и ученик 21).
Мои исследования. Эксперимент № 2 . Ранцы и рюкзаки моих одноклассников
2. Взвесил пустые ранцы и рюкзаки одноклассников.
№
15
1
№
фамилия, имя учащегося
фамилия, имя учащегося
Ученик 15
Аверин Данила
масса пустого ранца, рюкзака (в г)
масса пустого ранца, рюкзака (в г)
16
2
17
Ученик 16
1400
1100
3
Ученик 2
Ученик 3
результат
результат
Ученик 17
18
1300
700
4
соответствует норме
Ученик 4
500
Ученик 18
19
900
5
Ученик 19
соответствует норме
Ученик 5
500
20
700
6
соответствует норме
21
1400
Ученик 20
7
Ученик 6
соответствует норме
1100
Ученик 7
Ученик 21
8
1300
22
1400
1200
700
Ученик 22
Ученик 8
23
9
Ученик 23
соответствует норме
Ученик 9
500
10
1000
24
500
соответствует норме
25
Ученик 10
11
1400
Ученик 24
Ученик 25
соответствует норме
Ученик 11
12
26
700
1200
соответствует норме
500
13
Ученик 12
27
700
Ученик 26
соответствует норме
Ученик 27
Ученик 13
соответствует норме
400
14
500
Ученик 14
1400
соответствует норме
соответствует норме
800
1500
Только у 12 человек этот вес соответствует норме.
Мои исследования. Эксперимент № 2. Ранцы и рюкзаки моих одноклассников
3. В течение недели каждый день взвешивал ранцы и рюкзаки одноклассников.
Для каждого рюкзака и ранца сложил полученные массы и разделил на 5.
Получился средний вес рюкзаков и ранцев за неделю.
Мои исследования. Эксперимент № 2. Ранцы и рюкзаки моих одноклассников
№
фамилия, имя учащегося
масса тела
1
Аверин Данила
2
масса ранца, рюкзака
(в г)
со школьными принадлежностями (в г)
норма
Ученик 2
3
26100
4
Ученик 3
29100
2610
понед.
2910
Ученик 4
вторник
25800
3900
5
4000
6
23100
4100
2580
Ученик 5
среда
Ученик 6
2310
четверг
4600
3900
3700
7
28700
30400
2870
3700
8
Ученик 7
4100
3800
пятница
3900
Ученик 8
3400
средняя
3300
3040
25700
3200
3000
9
4900
масса
3500
5100
25800
Ученик 9
2570
3720
3300
3600
4000
10
2580
4500
3900
3700
11
4400
4300
27100
3600
Ученик 10
Ученик 11
4000
2710
4120
4300
4300
4900
4500
12
32700
4800
4800
3720
37400
4100
3270
2600
Ученик 12
4500
13
Ученик 13
3740
4500
3720
5400
4300
4900
4500
14
27500
3300
4640
4400
3700
3100
32400
Ученик 14
2750
4500
4220
3500
5200
3800
3240
3100
28200
4400
4100
4500
2820
3500
4600
4700
-
4900
-
4060
5100
3000
4000
-
4100
4200
2300
4620
3500
4450
3700
2600
3800
3500
3140
4120
4500
4020
Мои исследования. Эксперимент № 2. Ранцы и рюкзаки моих одноклассников
№
фамилия, имя учащегося
масса тела
15
Ученик 15
16
масса ранца, рюкзака
(в г)
Ученик 16
норма
со школьными принадлежностями (в г)
17
24400
18
Ученик 17
21100
2440
понед.
2110
Ученик 18
вторник
42300
4300
19
4700
20
27700
4000
4230
Ученик 19
среда
Ученик 20
2770
четверг
5000
3800
4100
21
29800
27200
2980
3900
Ученик 21
5000
пятница
3200
22
4500
3300
2720
средняя
Ученик 22
3900
46500
23
4100
4500
4800
масса
4220
Ученик 23
4500
3300
26300
4650
3600
3500
4400
24
2630
4600
3800
4060
4000
28400
3100
4400
Ученик 24
25
3900
2840
Ученик 25
4400
3500
4300
3940
4700
26
28200
3740
-
4200
4200
4000
Ученик 26
2820
4100
24400
27
Ученик 27
2440
4000
4100
4320
3700
4500
2900
25500
4280
4400
4600
4200
3900
31500
2550
4600
3900
3150
4140
4300
4400
4600
4300
4150
3100
4600
3700
3300
3900
3800
3300
4320
3600
3100
3400
4600
3500
3560
4700
3980
3600
3600
3500
4060
Мои исследования. Эксперимент № 2. Ранцы и рюкзаки моих одноклассников
4. Подвёл итоги.
пустой ранец, рюкзак
самый лёгкий
самый тяжёлый
Ученик 26
ранец, рюкзак
понедельник
Ученик 14
вторник
со школьными принадлежностями
Ученик 24
среда
Ученик 26
Ученик 25
Ученик 11
четверг
Ученик 12
Ученики 3 и 8
Ученик 12
пятница
средний вес ранца, рюкзака
Ученик 6
со школьными принадлежностями
Ученики 4 и 12
Ученик 6
Ученик 12
Ученик 6
Советы ребятам и родителям
- Не носите ничего лишнего в своих ранцах и рюкзаках.
- Каждый день выкладывайте из ранца или рюкзака ненужные учебники и тетради.
- Постоянно делайте физические упражнения для укрепления мышц спины, живота и туловища.
- При покупке ранца, рюкзака и пенала обращайте внимание на его вес.
- Питайтесь в школьной столовой, чтобы не носить из дома бутерброды и бутылки с питьевой водой.
- Тяжелые учебники необходимо размещать в ранце или рюкзаке ближе к спине. Более легкие вещи (тетради и пеналы) необходимо размещать впереди.
- При ходьбе по ступенькам нужно снимать нагрузку со спины: потянуть вперед лямки ранца или рюкзака, переднюю часть туловища немного согнуть.
Актуальность темы моей работы в том,
что ортопедические заболевания
(нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие)
выходят в России почти на первое место.
Одной из причин этого являются
тяжелые школьные рюкзаки и ранцы,
которые нарушают санитарные нормы.
Практическая значимость работы заключается в том,
что эти материалы могут быть использованы
на родительском собрании и на классном часе
в целях предупреждения заболеваний школьников.
Итог моей исследовательской работы
- выступление перед одноклассниками, которые принимали участие в моих экспериментах;
- показ родителям нашего класса результатов экспериментов.