СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Влияние различных групп факторов на работоспособность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, выполненная учащейся 8 класса по теме "Влияние различных групп факторов на работоспособность" 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Влияние различных групп факторов на работоспособность"»

МКОУ «Бодеевская СОШ» Исследовательская работа по теме:  «Влияние различных групп факторов на работоспособность учащихся» Выполнила: ученица X класса  Корнева Валерия Руководитель: учитель биологии Муковнина Татьяна Юрьевна

МКОУ «Бодеевская СОШ»

Исследовательская работа по теме:

«Влияние различных групп факторов на работоспособность учащихся»

Выполнила: ученица X класса

Корнева Валерия

Руководитель: учитель биологии

Муковнина Татьяна Юрьевна

Цели: 1.Изучение работоспособности как физиологического состояния человека, совершающего какой либо труд: физический или умственный. 2.Определение влияния некоторых внешних факторов на работоспособность школьников.  Задачи: 1.Изучить явление работоспособности. 2.Провести анкетирование среди учащихся, с целью выявления кабинетов наиболее комфортных для процесса обучения. 3.Рассмотреть влияние обстановки в кабинетах на работоспособность. 4.Провести исследование в лидирующих и отстающих по рейтингу кабинетах с целью изучения соответствия их параметров СанПину.

Цели:

1.Изучение работоспособности как физиологического состояния человека, совершающего какой либо труд: физический или умственный.

2.Определение влияния некоторых внешних факторов на работоспособность школьников.

Задачи:

1.Изучить явление работоспособности.

2.Провести анкетирование среди учащихся, с целью выявления кабинетов наиболее комфортных для процесса обучения.

3.Рассмотреть влияние обстановки в кабинетах на работоспособность.

4.Провести исследование в лидирующих и отстающих по рейтингу кабинетах с целью изучения соответствия их параметров СанПину.

Работоспособность. Динамика работоспособности. « Работоспособность - это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы» (М.В. Антропова). оптимум врабатывание предутомление утомление Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление.

Работоспособность. Динамика работоспособности.

« Работоспособность - это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы» (М.В. Антропова).

оптимум

врабатывание

предутомление

утомление

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление.

Типы работоспособности в течение дня.  По динамике изменений в течение дня можно выделить, по крайней мере, девять типов работоспособности: 1) ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне; 2) исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня; 3) исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня; 4) непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня; 5) при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня; 6) при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня; 7) при низком или среднем уровне работоспособность повышается в течение дня; 8) улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй; 9) ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.

Типы работоспособности в течение дня.

По динамике изменений в течение дня можно выделить, по крайней мере, девять типов работоспособности:

1) ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне;

2) исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня;

3) исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня;

4) непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня;

5) при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня;

6) при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня;

7) при низком или среднем уровне работоспособность повышается в течение дня;

8) улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй;

9) ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.

Факторы, определяющие продолжительность отдельных фаз работоспособности.  возраст;  состояние здоровья;  соответствие условий и требований работы функциональной зрелости организма, функциональным возможностям ребенка;  особенности высшей нервной деятельности.

Факторы, определяющие продолжительность отдельных фаз работоспособности.

  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • соответствие условий и требований работы функциональной зрелости организма, функциональным возможностям ребенка;
  • особенности высшей нервной деятельности.
Утомление и динамика его развития.  Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать и при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т. е. снижается работоспособность).  Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.  Утомление не представляет опасности для организма , т.к. является чисто физиологическим явлением, естественной защитной реакцией организма, «сторожем», предохраняющим организм или орган от чрезмерной нагрузки.

Утомление и динамика его развития.

Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать и при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т. е. снижается работоспособность).

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.

Утомление не представляет опасности для организма , т.к. является чисто физиологическим явлением, естественной защитной реакцией организма, «сторожем», предохраняющим организм или орган от чрезмерной нагрузки.

Фазы развития утомления:  1)  снижение производительности труда (увеличивается число ошибок, время выполнения задания); 2)  ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);        3)  ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений); 4)  появление чувства усталости.

Фазы развития утомления:

1) снижение производительности труда (увеличивается число ошибок, время выполнения задания);

2) ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

3) ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

4) появление чувства усталости.

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность. Эмоциональная оценка школьных кабинетов  Кабинет химии Кабинет математики

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность.

Эмоциональная оценка школьных кабинетов

Кабинет химии

Кабинет математики

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность. Эмоциональная оценка школьных кабинетов  Кабинет искусств Кабинет немецкого языка

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность.

Эмоциональная оценка школьных кабинетов

Кабинет искусств

Кабинет немецкого языка

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность. Эмоциональная оценка школьных кабинетов  Диаграмма эмоциональной оценки школьных помещений

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность.

Эмоциональная оценка школьных кабинетов

Диаграмма эмоциональной оценки школьных помещений

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность. Оценка цветовой гаммы школьных кабинетов  Кабинет географии Кабинет русского языка

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность.

Оценка цветовой гаммы школьных кабинетов

Кабинет географии

Кабинет русского языка

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность. Оценка цветовой гаммы школьных кабинетов  Кабинет истории Кабинет физики

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность.

Оценка цветовой гаммы школьных кабинетов

Кабинет истории

Кабинет физики

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность. Оценка цветовой гаммы школьных кабинетов Диаграмма оценки цветовой гаммы школьных кабинетов

Исследование влияния внешних факторов на работоспособность.

Оценка цветовой гаммы школьных кабинетов

Диаграмма оценки цветовой гаммы

школьных кабинетов

Оценка вместимости школьных кабинетов. Кабинет Кол-во посадочных мест Площадь, м 2 География История 18 общая 18 на 1 ученика Математика 36 санитарно- 18 50.3 Кубатура, м 3 2 гигиеническая общая 2.8 49.2 2,5 2.7 115 2,5 на 1 ученика норма 161 санитарно- 6.4 2,5 гигиеническая 157 8.9 4-5 4-5 норма 8.7 4-5 Оценка вместимости школьных кабинетов

Оценка вместимости школьных кабинетов.

Кабинет

Кол-во посадочных мест

Площадь, м 2

География

История

18

общая

18

на 1 ученика

Математика

36

санитарно-

18

50.3

Кубатура, м 3

2

гигиеническая

общая

2.8

49.2

2,5

2.7

115

2,5

на 1 ученика

норма

161

санитарно-

6.4

2,5

гигиеническая

157

8.9

4-5

4-5

норма

8.7

4-5

Оценка вместимости школьных кабинетов

Оценка освещения в помещениях.  Ход работы:  1. Определить коэффициент естественной освещенности по формуле: CK=S0×Sn, где СК – световой коэффициент, S0- площадь окон, Sn - площадь пола. Норматив для СК равен 0.2-0.3. 2. Определить коэффициент искусственной освещённости по формуле: КИО = (М*n)/Sn, где КИО – коэффициент искусственной освещенности, М – мощность лампы в ваттах, n- кол. Ламп. Норматив для КИО равен 40 Вт/м2.

Оценка освещения в помещениях.

Ход работы:

1. Определить коэффициент естественной освещенности по формуле:

CK=S0×Sn,

где СК – световой коэффициент, S0- площадь окон, Sn - площадь пола. Норматив для СК равен 0.2-0.3.

2. Определить коэффициент искусственной освещённости по формуле:

КИО = (М*n)/Sn,

где КИО – коэффициент искусственной освещенности, М – мощность лампы в ваттах, n- кол. Ламп.

Норматив для КИО равен 40 Вт/м2.

Оценка освещения в помещениях. География: СК = 9.5/36 = 0.3, S0 = 2.06*2.3 = 4.738*2 = 9.5 м2, Sn = 6.15*5.86 = 36 м2, КИО = (40*11)/17.5 = 25.1. Математика: СК = 14/49.2 = 0.2, S0 = 2.03*2.3 = 4.669*3 = 14 м2, Sn = 8.55*5.75 = 49.2 м2, КИО = (40*13)/49.2 = 10.5. История: СК = 13.8/50.3 = 0.3, S0 = 2.02*2.27 = 4.5854*3=13.8 м2, Sn = 8.52*5.90 = 50.3 м2, КИО = (40*20)/50.3 = 16.

Оценка освещения в помещениях.

География:

СК = 9.5/36 = 0.3,

S0 = 2.06*2.3 = 4.738*2 = 9.5 м2,

Sn = 6.15*5.86 = 36 м2,

КИО = (40*11)/17.5 = 25.1.

Математика:

СК = 14/49.2 = 0.2,

S0 = 2.03*2.3 = 4.669*3 = 14 м2,

Sn = 8.55*5.75 = 49.2 м2,

КИО = (40*13)/49.2 = 10.5.

История:

СК = 13.8/50.3 = 0.3,

S0 = 2.02*2.27 = 4.5854*3=13.8 м2,

Sn = 8.52*5.90 = 50.3 м2,

КИО = (40*20)/50.3 = 16.

Оценка температурных условий в помещениях. Ход работы 1.Провести в помещениях замеры температур, установив термометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола у окна, в центре класса, у стены. Провести эти же измерения на уровне пола в течение 20 минут. 2.Сравнить полученные данные с принятыми нормативами. Показатели Центр класса География У окон 19 °С Математика У противоположной стены 19 °С История 18 °С Норма 19 °С 19 °С 18 °С На уровне парт У пола 18 °С 18-20 °С 19 °С 19 °С 19 °С Разница в 2 °С 19 °С 18 °С Разница в 2 °С 19 °С 17 °С Разница в 2,5 °С 18 °С Разница в 2,5 °С Все температурные показатели в помещениях находятся в пределах нормы.

Оценка температурных условий в помещениях.

Ход работы

1.Провести в помещениях замеры температур, установив термометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола у окна, в центре класса, у стены. Провести эти же измерения на уровне пола в течение 20 минут.

2.Сравнить полученные данные с принятыми нормативами.

Показатели

Центр класса

География

У окон

19 °С

Математика

У противоположной стены

19 °С

История

18 °С

Норма

19 °С

19 °С

18 °С

На уровне парт

У пола

18 °С

18-20 °С

19 °С

19 °С

19 °С

Разница в 2 °С

19 °С

18 °С

Разница в 2 °С

19 °С

17 °С

Разница в 2,5 °С

18 °С

Разница в 2,5 °С

Все температурные показатели в помещениях находятся в пределах нормы.

Определение скорости воздухообмена в помещении при проветривании. Ход работы: 1. Поднести горящую свечу к двери. 2. Поднести горящую свечу к открытому окну. Оценка результатов: Если пламя неподвижно, движения воздуха нет, следовательно, проветривание помещения почти не происходит. Если пламя колеблется, проветривание нормальное. Если пламя гаснет, проветривание слишком интенсивное – сквозняк. Пламя колеблется, значит, проветривание нормальное. В кабинетах математики и истории площадь функционирующих фрамуг не обеспечивает достаточного проветривания помещений. Об этом свидетельствует слабое колебание пламени свечи.

Определение скорости воздухообмена в помещении при проветривании.

Ход работы:

1. Поднести горящую свечу к двери.

2. Поднести горящую свечу к открытому окну.

Оценка результатов: Если пламя неподвижно, движения воздуха нет, следовательно, проветривание помещения почти не происходит. Если пламя колеблется, проветривание нормальное. Если пламя гаснет, проветривание слишком интенсивное – сквозняк.

Пламя колеблется, значит, проветривание нормальное.

В кабинетах математики и истории площадь функционирующих фрамуг не обеспечивает достаточного проветривания помещений. Об этом свидетельствует слабое колебание пламени свечи.

Заключение. Наши исследования показали, что благоприятные сочетания внешних факторов не всегда являются критерием высокой работоспособности. Кабинеты, соответствующие нормативам по всем параметрам оценивались учащимися как неблагоприятные с точки зрения комфортности для работы. Это значит, что работоспособность в большой степени зависит также от физических и психических особенностей человека.  Исследования по данному вопросу будут проводиться в дальнейшем, так как тема вызвала интерес и желание не только продолжить её изучение, но находить пути решения установленных проблем.

Заключение.

Наши исследования показали, что благоприятные сочетания внешних факторов не всегда являются критерием высокой работоспособности. Кабинеты, соответствующие нормативам по всем параметрам оценивались учащимися как неблагоприятные с точки зрения комфортности для работы. Это значит, что работоспособность в большой степени зависит также от физических и психических особенностей человека.

Исследования по данному вопросу будут проводиться в дальнейшем, так как тема вызвала интерес и желание не только продолжить её изучение, но находить пути решения установленных проблем.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!