СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к классному часу на тему «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к классному часу на тему:"БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА" для учащихся 7 класс коррекционной школы 8 вида. В презентации много картин о животных и стихов посвященных им .

Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу на тему «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»»

Классный час на тему: « БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. Областное государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Школа № 23»    Подготовила  классный руководитель:  Лунина Н.В.

Классный час на тему: « БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Областное государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа № 23»

Подготовила

классный руководитель:

Лунина Н.В.

«Мы теперь уходим понемногу», 1924г. Счастлив тем, что целовал я женщин Мял цветы, валялся на траве И зверье как братьев наших меньших Никогда не бил по голове. БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

«Мы теперь уходим понемногу», 1924г.

Счастлив тем, что целовал я женщин

Мял цветы, валялся на траве

И зверье как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Русский поэт    Сергей Есенин

родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии.

Русский поэт

Сергей Есенин

   Самого раннего детства маленький Сережа чувствовал в себе большую любовь к животным, ответственность за их судьбу. Не мог он обидеть ни одного живого существа. Всегда он чувствовал в своей душе боль за судьбу братьев наших меньших, ведь они так нуждаются в милосердии и защите. Один из сверстников Есенина, товарищ по деревенским играм и похождениям, Кузьма Васильевич Цыбин, вспоминал:  «Помню, как однажды, по пути к песчаной речной косе мы решили половить утят в одном из луговых озерец. Стремительный и ловкий Есенин был по этой части большой мастак. Поймав быстро одного за другим трех утят, он передал их мне с наказом:

  Самого раннего детства маленький Сережа чувствовал в себе большую любовь к животным, ответственность за их судьбу. Не мог он обидеть ни одного живого существа. Всегда он чувствовал в своей душе боль за судьбу братьев наших меньших, ведь они так нуждаются в милосердии и защите. Один из сверстников Есенина, товарищ по деревенским играм и похождениям, Кузьма Васильевич Цыбин, вспоминал:

«Помню, как однажды, по пути к песчаной речной косе мы решили половить утят в одном из луговых озерец. Стремительный и ловкий Есенин был по этой части большой мастак. Поймав быстро одного за другим трех утят, он передал их мне с наказом: "Держать крепко". Не успел Есенин отойти и несколько шагов, как один утенок, вырвавшись из моих рук, нырнул в воду и скрылся в камышах. Увидя это, Есенин взял у меня утят и начал распекать меня. Потом вдруг неожиданно подошел к берегу и. пустил одного, затем другого утенка в воду и долго смотрел им вслед. »

Судьба каждого живого существа, каждой пташки малой волнует поэта.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИ

 В поэзии Есенина отразилась любовь поэта ко всему живому: к человеку, к природе, к братьям нашим меньшим, как называл животных Есенин. Литературные критики подсчитали, что в стихах Есенина 27 раз упоминается лошадь, 61 раз – конь и много раз синонимы этих слов. О корове Есенин говорит 25 раз, о собаке – 15. БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИ

В поэзии Есенина отразилась любовь поэта ко всему живому: к человеку, к природе, к братьям нашим меньшим, как называл животных Есенин. Литературные критики подсчитали, что в стихах Есенина 27 раз упоминается лошадь, 61 раз – конь и много раз синонимы этих слов. О корове Есенин говорит 25 раз, о собаке – 15.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИ

 О животных поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир можно найти во многих стихах «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Я обманывать себя не стану». БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

О животных поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир можно найти во многих стихах «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Я обманывать себя не стану».

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Собака- сторож в доме, помощник в труде и друг человека. Она бессловесна, но по силе чувств не уступает человеку. Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. Собака – мать счастлива, но все резко обрывается… Вышел хозяин хмурый Семерых всех поклал в мешок. От радости не осталось и следа. По сугробам она бежала, Поспевала за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. Отчаяние и боль собаки поэт передает А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. Одиночество собаки передается нам уже не просто животное перед нами. А потерявшая детей мать. Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. Воспевает святое чувство матери, свойственное собаке в такой же степени. Как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих щенят, которых утопил в проруби хозяин. С. Есенин чаще всего обращается к образу собаки.

Собака- сторож в доме, помощник в труде и друг человека. Она бессловесна, но по силе чувств не уступает человеку. Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

Собака – мать счастлива, но все резко обрывается…

Вышел хозяин хмурый

Семерых всех поклал в мешок.

От радости не осталось и следа.

По сугробам она бежала,

Поспевала за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

Отчаяние и боль собаки поэт передает

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

Одиночество собаки передается нам уже не просто животное перед нами. А потерявшая детей мать.

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Воспевает святое чувство матери, свойственное собаке в такой же степени. Как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих щенят, которых утопил в проруби хозяин.

С. Есенин чаще всего обращается к образу собаки.

«Песнь о собаке» «Собаке Качалова» «Сукин сын» «По дороге идут богомолки» «Устал я жить в родном краю» «Грубым дается радость» «Возращение на Родину» СОБАКА

«Песнь о собаке»

«Собаке Качалова»

«Сукин сын»

«По дороге идут богомолки»

«Устал я жить в родном краю»

«Грубым дается радость»

«Возращение на Родину»

СОБАКА

«Однажды днем, возвращаясь с Сергеем домой из издательства. мы увидели в руках молодого вихрастого парня маленького рыжего щенка. То ли от холода, то ли от страха щенок дрожал всем своим маленьким телом, озираясь, поворачивал голову.

Перепуганный щенок с удовольствием убежал бы отсюда, но сильные руки хозяина крепко держали его, поворачивая из стороны в сторону. Предлагая каждому проходящему, он говорил: "Не надо ли собачку? Купите породистую собачку".

— С каких же это пор, парень, Дворняжки стали считаться породистыми? — спрашивает проходящий мимо рабочий.

— Это дворняжка? Да у какой же дворняжки ты встречал такие отвислые уши? Понимал бы ты, так не говорил бы, чего не следует, — И, протягивая Сергею щенка, проговорил: — Купи, товарищ, щеночка. Ей-богу, породистый. Смотри, какие у него уши. Разве у дворняжек такие бывают? Недорого продам, всего за пятерку. Деньги нужны, и стоять мне некогда.

Сергей остановился. В его глазах показалась какая-то грусть. Он осторожно погладил голову и спину дрожащего щенка. Почувствовав нежное прикосновение теплой руки, щенок облизнулся, заскулил и стал тыкаться носом в рукав Сергеева пальто.

Выражение лица у Сергея моментально переменилось. Вместо грусти в его глазах и на всем лице сияла озорная улыбка.

— Давай возьмем щенка, — обратился он ко мне.

— А где же мы его будем держать-то? Ведь здесь нет ни двора, ни сарая.

— Вот дурная. Да ведь породистых собак держат в комнатах. Ну и у нас он будет жить в комнате.

— А вместе с этой собакой нас с тобой из комнаты не погонят? — робко предупреждала я о возможном недовольстве нашей покупкой.

Снова пробежала по его лицу тень грусти, но тут же он снова улыбнулся и стал успокаивать меня:

— Ну а если погонят, так мы его кому-нибудь подарим. Это будет хороший подарок. Возьмем.

И, уплатив пять рублей, Сергей бережно взял из рук парня дрожащего щенка, расстегнул свою шубу и, прижав его к своей груди, запахнул полы. Так он и нес его до самого дома.

Войдя в комнату, осторожно опуская щенка на пол и по-озорному улыбаясь, он говорил:

— Идем мимо Иверских. Видим: хороший щенок и недорого. Хорошую собаку купить теперь не так просто, а это — настоящая, породистая. Смотрите, какие у нее уши.

Он был немножко неспокоен, понимая, что живя вчетвером в одной комнате, трудно держать собаку, и, чтобы оправдать нашу покупку, торопился доказать ее породистое происхождение. Но сказать, какой она породы, он не мог. К его удивлению, щенка встретили дома хорошо. Все понимали, что принес его Сергей не потому, что он породистый, а просто ему было жаль щенка.

Вот так и появился у нас рыжий щенок, которому Сергей даже имя свое дал, и звали его Сережка.

Сергей был очень доволен своей покупкой и показывал его всем, кто к нам заходил, расхваливал пса на все лады.

Но прошло несколько дней, и Сережка стал вести себя как-то странно. Он скулил и лапами теребил свои длинные, отвислые уши. Когда же стали выяснять причину беспокойства пса, то выяснилась сразу и его порода: он был чистокровной дворняжкой, а уши у него отвисли потому, что были пришиты. Долго мы смеялись над этим жестоким, но остроумным жульничеством, и Сергей хохотал до слез.

Рос Сережка бестолковым, но удивительно игривым. Мы все его очень полюбили, и Сергей, иногда оторвавшись от работы, тоже любил поиграть с ним. К лету он был уже большим псом, но научить его ничему не удалось. Люди для него и свои и чужие были одинаковы, и не было смысла держать в комнате такую собаку.. Решено было переселить его в Константиново. Приняв собаку, отец и мать назвали его Дружок. Много неприятностей доставлял он им своей необузданной резвостью. Бегал он свободно по селу, гоняясь за овцами, курами, свиньями, вызывая их поиграть с ним.

Так и жил Сережка-Дружок у них два года. Однажды, бегая по селу, он захотел поиграть с человеком, который нес заряженное ружье. Человек не понял его намерений и пристрелил. »

«Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым басом приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой". Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. "Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться'', — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски-лукавой улыбкой».

Собаке Качалова

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду…

Хозяин твой и мил и знаменит.

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать…

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?..

Она придёт, даю тебе поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За всё, в чём был и не был виноват.

Качалов Василий Иванович  (1875-1948) знаменитый русский актёр. С 1900 года – актёр Московского Художественного театра.

 Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. В стихотворении  «Табун»  дана зарисовка лошадиного стада. В холмах зеленых табуны коней Сдувают ноздрями златой налет со дней. С бугра высокого в синеющий залив Упала смоль качающихся грив. В стихотворении  «Голубень»  конь сравнивается с судьбой, влекущей в дальнюю дорогу. Осенним холодом расцвечены надежды, Бредет мой конь, как тихая судьба, И ловит край махающий одежды Его чуть мокрая буланая губа. С. Есенин чаще всего обращается к образу коня

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою.

В стихотворении  «Табун»  дана зарисовка лошадиного стада.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

В стихотворении  «Голубень»  конь сравнивается с судьбой, влекущей в дальнюю дорогу.

Осенним холодом расцвечены надежды,

Бредет мой конь, как тихая судьба,

И ловит край махающий одежды

Его чуть мокрая буланая губа.

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня

«Осень» «Кобыльи корали» «Тучи с ожереба» «Я обманывать себя не стану» С. Есенин чаще всего обращается к образу коня

«Осень»

«Кобыльи корали»

«Тучи с ожереба»

«Я обманывать себя не стану»

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня

 В холмах зелёных табуны коней  Сдувают ноздрями златой налёт со дней.  С бугра высокого в синеющий залив  Упала смоль качающихся грив.  Дрожат их головы над тихою водой,  И ловит месяц их серебряной уздой  Храпя в испуге на свою же тень,  Застить гривами они ждут новый день.  Весенний день звенит над конским ухом,  С приветливым желаньем к первым мухам,  Но к вечеру уж над лугами  Брыкаются и прядают ушами  Всё резче звон прилипший на копытах,  То тонет в воздухе, то виснет на ракитах,  И лишь волна потянется к звезде,  Мелькают мухи пеплом по воде.  Погасло солнце. Тихо на лужайке,  Пастух играет песню на рожке,  Уставясь лбами слушает табун,  Что им поёт вихрастый гомоюн.  Ах, эхо резвое, скользнув по их губам,  Уносит думы их к невиданным лугам С. Есенин чаще всего обращается к образу коня

В холмах зелёных табуны коней Сдувают ноздрями златой налёт со дней. С бугра высокого в синеющий залив Упала смоль качающихся грив. Дрожат их головы над тихою водой, И ловит месяц их серебряной уздой Храпя в испуге на свою же тень, Застить гривами они ждут новый день. Весенний день звенит над конским ухом, С приветливым желаньем к первым мухам, Но к вечеру уж над лугами Брыкаются и прядают ушами Всё резче звон прилипший на копытах, То тонет в воздухе, то виснет на ракитах, И лишь волна потянется к звезде, Мелькают мухи пеплом по воде. Погасло солнце. Тихо на лужайке, Пастух играет песню на рожке, Уставясь лбами слушает табун, Что им поёт вихрастый гомоюн. Ах, эхо резвое, скользнув по их губам, Уносит думы их к невиданным лугам

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня

Теребя тугой аркан. И летит с него, как с месяца Шерсть буланая в туман. А в стихотворении  «Не желаю, не зову, не плачу…»  конь – символ юности. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенний гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Символ быстро ушедшей, невозвратимой юности, «розовый конь» - символ восхода, весны, радости, жизни. С. Есенин чаще всего обращается к образу коня

Теребя тугой аркан.

И летит с него, как с месяца

Шерсть буланая в туман.

А в стихотворении  «Не желаю, не зову, не плачу…»  конь – символ юности.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенний гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Символ быстро ушедшей, невозвратимой юности, «розовый конь» - символ восхода, весны, радости, жизни.

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня

 Ни одна крестьянская семья не могла в то время обойтись без коровы. Корова была кормилица в семье. Она давала молоко, которое могло спасти семью в самую голодную пору. Корова давала навоз, который шел на удобрение полей и огородов. А потом человек забирал у коровы и жизнь, чтобы получить мясо и шкуру.   В стихотворении «Корова»  наделяет животное человеческими мыслями и чувствами. ». С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь. Автор описывает старость животного  Дряхлая, выпали зубы.  Свисток годов на рогах.   Вел ее выгонщик грубый на  перегонных полях.  В ранних стихах С. Есенина видимое место занимают другие животные: корова.

Ни одна крестьянская семья не могла в то время обойтись без коровы. Корова была кормилица в семье. Она давала молоко, которое могло спасти семью в самую голодную пору. Корова давала навоз, который шел на удобрение полей и огородов. А потом человек забирал у коровы и жизнь, чтобы получить мясо и шкуру.

В стихотворении «Корова»  наделяет животное человеческими мыслями и чувствами. ». С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь. Автор описывает старость животного

Дряхлая, выпали зубы.

Свисток годов на рогах.

Вел ее выгонщик грубый на

перегонных полях.

В ранних стихах С. Есенина видимое место занимают другие животные: корова.

«Корова» «Я красивых таких не видал» «Я иду долиной» «Даль подернулась туманом» «Разбуди меня рано утром» «Калики» «Я пастух, мои палаты» «О красном вечере задумалась корова» КОРОВА

«Корова»

«Я красивых таких не видал»

«Я иду долиной»

«Даль подернулась туманом»

«Разбуди меня рано утром»

«Калики»

«Я пастух, мои палаты»

«О красном вечере задумалась корова»

КОРОВА

Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река.

Я — беспечный парень. Ничего не надо. Только б слушать песни — сердцем подпевать, Только бы струилась легкая прохлада, Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы,- Сколько там нарядных мужиков и баб! Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы. «Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо. Как ты любишь долы, так бы труд любил. Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? Размахнись косою, покажи свой пыл».

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка — Но косой выводят строчки хоть куда. Под весенним солнцем, под весенней тучкой Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки. Хорошо косою в утренний туман Выводить по долам травяные строчки, Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках — песня, в этих строчках — слово. Потому и рад я в думах ни о ком, Что читать их может каждая корова, Отдавая плату теплым молоком.

«В один из сентябрьских дней Сергей предложил мне покататься на извозчике. День был теплый, тихий. (Из воспоминаний сестры)

Лишь только мы отъехали от дома, как мое внимание привлекли кошки. Уж очень много их попадалось на глаза.

Столько кошек мне как-то не приходилось встречать раньше, и я сказала об этом Сергею. Сначала он только улыбнулся и продолжал спокойно сидеть, погруженный в какие-то размышления, но потом вдруг громко рассмеялся. Мое открытие ему показалось забавным, и он тотчас же превратил его в игру, предложив считать всех кошек, попадавшихся нам на пути.

И мы принялись считать. Это занятие нас развеселило, и Сергей увлекся им, пожалуй, больше, чем я. Завидев кошку, он вскакивал с сиденья и, указывая рукой на нее, восклицал: "Вон, вон еще одна!"

Мы так беззаботно и весело хохотали, что даже угрюмый извозчик добродушно улыбался».

На следующий же день Сергей Есенин посвятил своей сестре Шуре стихи "Ах, как много на свете кошек. "' Забавный эпизод перекликается в них с воспоминаниями о деревенском домашнем коте, который создавал тепло и уют в доме. И даже после смерти этот кот оставил после себя теплые воспоминания, потому что из него потом сшили шапку, которая согревала деда в холодную пору.

Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,

Только помню с далекого дня —

На лежанке мурлыкал котенок,

Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,

Но под бабкину песню вскок

Он бросался, как юный тигренок,

На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,

А еще через несколько лет

Из кота того сделали шапку,

И ее износил наш дед.

«Ах, как много на свете кошек» «В хате» КОШКА

«Ах, как много на свете кошек»

«В хате»

КОШКА

В хате Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. Еще одно животное, которое очень давно сопровождает человека по жизни – это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг

В хате

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Еще одно животное, которое очень давно сопровождает человека по жизни – это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг

 Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы. – Это журавли и лебеди, вороны и соловьи, грачи воробьи, совы, чибис, кулик, глухари, коршун и орёл, дятел, синица, цапля, аист, голуби и даже канарейки и попугай. Любимыми птицами поэта являются журавль, лебедь, курица. Птицы в стихотворениях С.Есенина

Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы.

– Это журавли и лебеди, вороны и соловьи, грачи воробьи, совы, чибис, кулик, глухари, коршун и орёл, дятел, синица, цапля, аист, голуби и даже канарейки и попугай. Любимыми птицами поэта являются журавль, лебедь, курица.

Птицы в стихотворениях С.Есенина

 Отговорила роща золотая…  Отговорила роща золотая  Берёзовым, весёлым языком,  И журавли, печально пролетая,  Уж не жалеют больше ни о ком.  Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —  Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.  О всех ушедших грезит конопляник  С широким месяцем над голубым прудом.  Стою один среди равнины голой,  А журавлей относит ветер в даль,  Я полон дум о юности весёлой,  Но ничего в прошедшем мне не жаль.  Не жаль мне лет, растраченных напрасно,  Не жаль души сиреневую цветь.  В саду горит костёр рябины красной,  Но никого не может он согреть.  Не обгорят рябиновые кисти,  От желтизны не опадёт трава,  Как дерево роняет тихо листья,  Так я роняю грустные слова.  И если время, ветром разметая,  Сгребёт их все в один ненужный ком…  Скажите так… что роща золотая  Отговорила милым языком. С. Есенин пишет:

Отговорила роща золотая…

Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности весёлой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не опадёт трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребёт их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

С. Есенин пишет: "Полюбил я седых журавлей", "как мил мне голос журавлиный", "сродни мне посвист журавлиный".

 Руки милой - пара лебедей...  Руки милой — пара лебедей —  В золоте волос моих ныряют.  Все на этом свете из людей  Песнь любви поют и повторяют.  Пел и я когда-то далеко  И теперь пою про то же снова,  Потому и дышит глубоко  Нежностью пропитанное слово.  Если душу вылюбить до дна,  Сердце станет глыбой золотою.  Только тегеранская луна  Не согреет песни теплотою.  Я не знаю, как мне жизнь прожить:  Догореть ли в ласках милой Шаги  Иль под старость трепетно тужить  О прошедшей песенной отваге?  У всего своя походка есть:  Что приятно уху, что — для глаза.  Если перс слагает плохо песнь,  Значит, он вовек не из Шираза.  Про меня же и за эти песни  Говорите так среди людей:  Он бы пел нежнее и чудесней,  Да сгубила пара лебедей. Руки милой поэт сравнивает с парой лебедей. Он пишет:

Руки милой - пара лебедей...

Руки милой — пара лебедей — В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко И теперь пою про то же снова, Потому и дышит глубоко Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна, Сердце станет глыбой золотою. Только тегеранская луна Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить: Догореть ли в ласках милой Шаги Иль под старость трепетно тужить О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть: Что приятно уху, что — для глаза. Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни Говорите так среди людей: Он бы пел нежнее и чудесней, Да сгубила пара лебедей.

Руки милой поэт сравнивает с парой лебедей. Он пишет: "И меня твои лебяжьи руки обвивали словно два крыла". "Лебединое пенье нежит радугу глаз" поэта. Белоснежная лебедушка сравнивается с зоренькой.

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый. Я смотрю широкими глазами.  В Персии такие ж точно куры,  Как у нас в соломенной Рязани.  Ночи теплые, - не в воле я, не в силах, Не могу не прославлять, не петь их . Так же девушки здесь обнимают милых  До вторых до петухов, до третьих.  Ах, любовь! Она ведь всем знакома, Это чувство знают даже кошки, Только я с отчизной и без дома От нее сбираю скромно крошки. Счастья нет. Но горевать не буду  - Есть везде родные сердцу куры,  Для меня рассеяны повсюду Молодые чувственные дуры. С ними я все радости приемлю И для них лишь говорю стихами: Оттого, знать, люди любят землю, Что она пропахла петухами. Поэту приятно видеть тоскующих кур, которые являются родными его сердцу.  Он не любит распевы петухов за то, что они голосят ночами, но в то же время С. Есенин пишет, что сам

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый.

Я смотрю широкими глазами.

В Персии такие ж точно куры,

Как у нас в соломенной Рязани.

Ночи теплые, - не в воле я, не в силах,

Не могу не прославлять, не петь их

. Так же девушки здесь обнимают милых

До вторых до петухов, до третьих.

Ах, любовь! Она ведь всем знакома,

Это чувство знают даже кошки,

Только я с отчизной и без дома

От нее сбираю скромно крошки.

Счастья нет. Но горевать не буду

- Есть везде родные сердцу куры,

Для меня рассеяны повсюду

Молодые чувственные дуры.

С ними я все радости приемлю

И для них лишь говорю стихами:

Оттого, знать, люди любят землю,

Что она пропахла петухами.

Поэту приятно видеть тоскующих кур, которые являются родными его сердцу. Он не любит распевы петухов за то, что они голосят ночами, но в то же время С. Есенин пишет, что сам "петухом орал вовсю перед рассветом края, отцовские советы попирая…" Он делает вывод "оттого, знать, люди любят землю, что она пропахла петухами".

Рефлексия

Рефлексия

АЛЕКСЕЕВА Л. Ф. История русской литературы ХХ века. В 4 книгах. 1910-1930 гг. КАЧАЛОВ В.И. «Сборник статей, воспоминаний, писем» Москва «Искусство»1954 КОЗЛОВ И. П. Народ любит и помнит Сергея Есенина: Документально художественное исследование. МАРЧЕНКО А. Сергей Есенин. Русская душа. М.: Аст-Пресс, 2005. Источники:

АЛЕКСЕЕВА Л. Ф. История русской литературы ХХ века. В 4 книгах. 1910-1930 гг.

КАЧАЛОВ В.И. «Сборник статей, воспоминаний, писем» Москва «Искусство»1954

КОЗЛОВ И. П. Народ любит и помнит Сергея Есенина: Документально художественное исследование.

МАРЧЕНКО А. Сергей Есенин. Русская душа. М.: Аст-Пресс, 2005.

Источники: