Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
Курсовая работа
По ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Формирование математической грамотности при решении текстовых задач на уроках математики в начальной школе
Выполнила: Черепанова Анастасия Владимировна
студентка специальности 44.02.02 Преподавание
в начальных классах группы 21П-7
Руководитель: Исаева Виктория Владимировна
Красноярск, 2022
Актуальность
ФГОС НОО
Применение математики в реальной жизни
Значимость формирования математической грамотности
- «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов».
- «овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием связок "если ..., то ...", "и", "все", "некоторые"».
Актуальность
Характеристика подготовки обучающегося
Знания
Опыт
Умения
Применение в реальной жизни
Объект и предмет исследования
Объект : формирование математической грамотности.
Предмет : текстовые задачи как средство формирования математической грамотности.
Цель исследования
Изучение способов формирования математической грамотности в процессе решения текстовых задач.
- Определить значение основных терминов, понятий исследования.
- Проанализировать методы и приемы формирования математической грамотности.
- Выделить виды, приемы и особенности решения текстовых задач.
- Выявить влияние текстовых задач на формирование математической грамотности.
- Провести анализ задач УМК «Школа России» и УМК «Система развивающего обучения Л. В. Занкова».
Задачи исследования
Базовые понятия
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке.
(Исследование PISA-2021)
Базовые понятия
Текстовая задача – текстовой задачей является описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованиями дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.
(Ю.М. Колягин)
Функциональная грамотность
Умение решать жизненные задачи и проблемы. (А. Н. Леонтьев )
Математическая грамотность
1) Понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни.
2) Потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях.
3) Способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, сравнивать, классифицировать.
4) Совокупность умений (использование математического языка, решение учебных задач, действие по инструкции и т.д.).
Математическая грамотность
Умение «мыслить и формулировать ситуации математически»
Умение «применять математику»
Умение «интерпретировать»
Результаты обучения, отражающие формирование математической грамотности
- Выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание многозначных чисел, умножение/деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число).
- Выполнение (устно) арифметических действий над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.
- Использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни.
- Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями.
Классификация
Анализ и синтез
Умственные действия
Обобщение
Сравнение
Текстовая задача – текстовой задачей является описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованиями дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения. (Ю. М. Колягин)
«…главным отличием задачи от примера является не только наличие текста, а наличие части условия или требования, выраженного на естественном (нематематическом) языке, которая требует в процессе решения перевода на математический язык»
Условия задачи
Требования задачи
Этапы решения текстовой задачи
- Восприятие и осмысление задачи (анализ и понимание задачи).
- Поиск плана решения.
- Выполнение плана решения.
- Проверка решения.
- Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования).
- Работа над задачей после решения.
Текстовая задача
Математическая грамотность
Задания
Условия
основаны на реальном мире или более приближенном к реальному
используется связь математического мира с реальным
Критерии для составления текстовых задач направленных на формирование математической грамотности
- Ситуации должны быть характерными для повседневной учебной и внеучебной жизни учащихся.
- Целостное применение математики.
- Структура задачи.
- Введение в проблему (условия задачи).
- Вопрос раскрывает приведенную в задаче ситуацию.
- Не должно содержаться прямых указаний на способ, правило или алгоритм выполнения.
Анализ задач
УМК
Задания
Критерии
Система развивающего обучения
1
Л. В. Занкова
2
-
Школа России
3
+
+
4
-
+
+
5
+
+
+
+
6
+
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
- Миша положил в рюкзак 5 учебников. Позже он взял оттуда 2 учебника. Сколько учебников осталось в рюкзаке?
- Маша проехала на машине с родителями 144 км, им осталось проехать еще 12 км. Во сколько раз пройденный путь больше оставшегося?
Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
Курсовая работа
По ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Формирование математической грамотности при решении текстовых задач на уроках математики в начальной школе
Выполнила: Черепанова Анастасия Владимировна
студентка специальности 44.02.02 Преподавание
в начальных классах группы 21П-7
Руководитель: Исаева Виктория Владимировна
Красноярск, 2022