Лабораторная работа
Измерение показателя
преломления стекла
«Мало знать — надо уметь применять»
Рене Декарт
Ответьте на вопросы
Как называется данное природное явление?
- Гало - группа атмосферных оптических явлений, характеризуемая возникновением вторичного свечения вокруг источника света
Каковы причины возникновения данного явления?
- Отражённый и преломлённый ледяными кристаллами свет нередко разлагается в спектр, что делает гало похожим на радугу.
Выходящие из воды лучи рассеиваются на стенке. Объясните причину данного явления?
- Отражения и преломления света
Ответьте на вопросы
- Что такое отражение света?
- Сформулируйте законы отражения?
- Что такое преломление света?
- Сформулируйте законы преломления?
- Чему равен показатель преломления стекла?
Отражение
- - процесс изменения направления распространения световых волн в этой же среде при встрече с препятствием
ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ
- I. Угол падения равен углу отражения:
- II. Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения к границе двух сред, лежат в одной плоскости
Преломление света
- - явление перехода света из одной среды в другую с изменением направления распространения света
ЗАКОНЫ ПРЕЛОМЛЕНИЯ
- Отношение синусов угла падения и угла преломления есть величина постоянная для двух сред
- Падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр, восстановленный в точке падения к границе двух сред, лежат в одной плоскости
Изобразите преломленный луч, если луч переходит из воздуха в воду.
Ответ
Изобразите преломленный луч, если луч переходит из воды в воздух.
Ответ
Можете ли вы предложить методы измерения показателя преломления стекла?
Где можно найти применения знаний по теме «Оптика» в вашей специальности?
Оптическое волокно
- – это волновод, по которому передается электромагнитное излучение оптического диапазона
Оптическое волокно
- Благодаря явлению полного внутреннего отражения, свет, попавший в оптоволокно, распространяется по нему на большие расстояния.
- Сердцевина и оптическая оболочка волокна изготавливаются из материалов с незначительно отличающимися показателями преломления (показатель преломления сердцевины больше).
Как сформулировать цели урока?
- научиться определять показатель преломления стекла
Исследовательская работа
1 группа – исследовать зависимость показателя преломления стекла от угла падения
2 группа - исследовать зависимость показателя преломления стекла от цвета луча
3 группа - исследовать зависимость показателя преломления стекла различными способами
Критерии оценки
1. Составление отчета
- Оформление работы Достоверность результатов измерения Формулировка вывода ЛР
- Оформление работы
- Достоверность результатов измерения
- Формулировка вывода ЛР
2. Защита работы (рассказ о выполненной работе и о подведении итогов работы)
1-2 баллов (1- неаккуратно, с ошибками; 2 – аккуратно, правильно)
Заданный вопрос
1-5 баллов
(0 – тема не раскрыта,
1-3 балла (1- полученные измерения значительно отличаются от табличных значений, 2- недостаточно точные измерения, 3 – достаточно точные измерения)
1 балл
Ответ на вопрос
1-2 – указаны не все необходимые законы и закономерности,
1 балл
Дополнения
3-4 – правильный логичный рассказ, тема полностью раскрыта, но имеются один или несколько недостатков,
1 балл
Дополнительное поощрение
1-3 баллов
5 – правильный логичный рассказ, тема полностью раскрыта)
Критерии оценки
- Команда, набравшая большее, количество баллов станет победителем. Участники этой команды получат за работу на уроке оценку «5» .
- Команды, которые заняли 2 и 3 место, получают оценку «4».
- Командиры команд могут снизить оценки участникам своей команды, в случае, если член команды учувствовал пассивно в работе.
- Оценки будут объявлены после сдачи отчетов лабораторной работы
Техника безопасности
Опасности в работе
- Ранение рук и порезы осколками разбитого оборудования при нарушении правил применения оборудования из стекла.
- Во время работы бережно обращаться с пластинкой, предохраняя ее от падения.
Содержание работы
В вашем отчете должно быть:
- Название лабораторной работы
- Цель
- Оборудование
- Рисунки
- Таблица с результатами измерений
- Вывод о зависимости (или независимости) показателя преломления от …(цвета, угла падения, способа измерения показателя преломления)
Оборудование:
- плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции,
- измерительная линейка,
- карандаш,
- транспортир,
- циркуль,
- телефон с встроенным фонариком
- экран
Видеофрагмент, в котором рассказывается о выполнении работы
- На первую параллельную грань пластины направим узкий световой пучок под некоторым углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из неё световых пучков поставим точки 1, 2, 3 и 4.
Выступление команд
1 группа – исследовать зависимость показателя преломления стекла от угла падения
2 группа - исследовать зависимость показателя преломления стекла от цвета луча
3 группа - исследовать зависимость показателя преломления стекла различными способами
- Что мы сегодня на уроке повторили?
- Сегодня на уроке мы достигли цели?
- Принципы преломления применяются и во многих предметах, используемых в повседневной жизни: очки, увеличительное стекло, дверные глазки, проекторы, бинокли .
- Многие виды научного оборудования работают за счет применения закона преломления света (микроскопы, телескопы и другие сложные оптические приборы).
Домашнее задание
- повторить материал по теме:
«Преломление света» (§ 55)
Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
«П» – «плюс»
«М» – «минус»
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
«И» – «интересно»
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.
В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.