СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции 12-3. Развитие русского портрета. Русский портрет Эпохи Просвещения (Творчество Рокотова, Левицкого, Боровиковского)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЛЕКЦИИ 12-3. Развитие русского портрета. Русский портрет Эпохи Просвещения (Творчество Рокотова, Левицкого, Боровиковского).

Скачать лекцию

Презентация содержит иллюстративный материал к лекции и основные выдержки из текста. Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 12-3. Развитие русского портрета. Русский портрет Эпохи Просвещения (Творчество Рокотова, Левицкого, Боровиковского)»

Развитие русского портрета

Развитие русского портрета

ИСКУССТВО РУССКОГО ПОРТРЕТА В 18 ВЕКЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ  отечественная школа живописи; традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе; живопись иностранцев на территории России — россика.

ИСКУССТВО РУССКОГО ПОРТРЕТА

В 18 ВЕКЕ И ОСНОВНЫЕ

ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ

  • отечественная школа живописи;
  • традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе;
  • живопись иностранцев на территории России — россика.
Парсуна — родоначальница светского портрета Парсуна – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было условным, т.к. художники придерживались церковных канонов Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. Алексей Михайлович в «большом наряде» 

Парсуна родоначальница светского портрета

Парсуна – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было условным, т.к. художники придерживались церковных канонов

Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность.

Алексей Михайлович в «большом наряде» 

Василий Голицын Василий Шуйский

Василий Голицын

Василий Шуйский

Одним из известных мастеров парсуны является Григорий Островский . «Портрет А. С. Лермонтовой» Портрет Анны Сергеевны Лермонтовой — дочери предводителя дворянства из города Солигалича Костромского уезда — Сергея Михайловича Лермонтова. Она являлась родственницей поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по отцовской линии. На картине девочка изображена в возрасте 5 лет, однако пышная одежда и украшения превращают юную девочку в маленькую даму

Одним из известных мастеров парсуны является Григорий Островский .

«Портрет А. С. Лермонтовой»

Портрет Анны Сергеевны Лермонтовой — дочери предводителя дворянства из города Солигалича Костромского уезда — Сергея Михайловича Лермонтова. Она являлась родственницей поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по отцовской линии. На картине девочка изображена в возрасте 5 лет, однако пышная одежда и украшения превращают юную девочку в маленькую даму

«Портрет А. К. Катенина» Г. Островский

«Портрет А. К. Катенина»

Г. Островский

Россика как портретное направление Россика  — направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века, связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них (Луи Токке) вызывали специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам. Луи Токке

Россика как портретное направление

Россика — направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века, связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них (Луи Токке) вызывали специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Луи Токке

Портрет российской императрицы  Елизаветы Петровны (Луи Токке)

Портрет российской императрицы 

Елизаветы Петровны

(Луи Токке)

Виды портретов в русской школе 18 века парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и   перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост); полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени); камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне); интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).

Виды портретов в русской школе 18 века

  • парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и   перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);
  • полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
  • камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);
  • интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).
Национальная специфика портретной живописи — черты русского портрета Русские мастера   научились:  правильно выстраивать картинную плоскость,  анатомически верно передавать человеческое тело,  овладели искусством перспективы, основами масляной техники и законами колорита. Специфические черты русского портрета:  На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.  Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.  Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.  Отсутствие группового (семейного) портрета.

Национальная специфика портретной живописи

черты русского портрета

Русские мастера   научились:

  • правильно выстраивать картинную плоскость,
  • анатомически верно передавать человеческое тело,
  • овладели искусством перспективы, основами масляной техники и законами колорита.

Специфические черты русского портрета:

  • На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
  • Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
  • Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
  • Отсутствие группового (семейного) портрета.
Федор Степанович Рокотов Русский живописец второй половины XVIII века, яркий представитель портретного жанра. Картины Федора Рокотова изображают членов императорской семьи и других известных людей своего времени. Творчество портретиста отражает внутренний мир моделей, их характер и эмоции. Портрет молодого человека в гвардейском мундире, предположительно автопортрет

Федор

Степанович

Рокотов

Русский живописец второй половины XVIII века, яркий представитель портретного жанра. Картины Федора Рокотова изображают членов императорской семьи и других известных людей своего времени. Творчество портретиста отражает внутренний мир моделей, их характер и эмоции.

Портрет молодого человека в гвардейском мундире, предположительно автопортрет

Первую известную работу художник создал в 1757 году — это «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» . Предполагается, что на картине Федор Рокотов изобразил самого себя. В этом же году было написано произведение «Кабинет И. И. Шувалова». (копия с несохранившегося оригинала)

Первую известную работу художник создал в 1757 году — это «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» . Предполагается, что на картине Федор Рокотов изобразил самого себя. В этом же году было написано произведение «Кабинет И. И. Шувалова».

(копия с несохранившегося оригинала)

Федор Рокотов предпочитал погрудные портреты. Его модели будто окутаны дымкой, плавно растворяются в темном мерцающем фоне, черты лица чуть размыты. Живописи художника свойственны интересные цветовые сочетания и богатство палитры.

Федор Рокотов предпочитал погрудные портреты. Его модели будто окутаны дымкой, плавно растворяются в темном мерцающем фоне, черты лица чуть размыты. Живописи художника свойственны интересные цветовые сочетания и богатство палитры.

В 1758 г. Рокотов изобразил на холсте портрет  великого князя Петра Федоровича .

В 1758 г. Рокотов изобразил на холсте портрет великого князя Петра Федоровича .

Человек в треуголке

Человек в треуголке

В 1770-е гг. Федор Рокотов обращается к камерному портрету. Многие персонажи его произведений, московские дворяне, были внутренне близки художнику. Особое место в творчестве мастера занимают изображения женщин. Эти произведения отличаются большей лиричностью, точностью выражения эмоций. В. Н. Суровцева

В 1770-е гг. Федор Рокотов обращается к камерному портрету. Многие персонажи его произведений, московские дворяне, были внутренне близки художнику. Особое место в творчестве мастера занимают изображения женщин. Эти произведения отличаются большей лиричностью, точностью выражения эмоций.

В. Н. Суровцева

«Портрет Екатерины II» (1763) — произведение, созданное в честь коронации императрицы, стало ее эталонным изображением. Рокотов сумел передать ум, энергию, стремление к власти этой женщины.

«Портрет Екатерины II»

(1763) — произведение, созданное в честь коронации императрицы, стало ее эталонным изображением. Рокотов сумел передать ум, энергию, стремление к власти этой женщины.

«Неизвестная в розовом» (1770-е) — добрый взгляд и еле уловимая улыбка наполняют образ нежным очарованием. Портрет выполнен в изысканной цветовой гамме, построенной на переливах розового, что создает мерцающий эффект.

«Неизвестная в розовом» (1770-е) — добрый взгляд и еле уловимая улыбка наполняют образ нежным очарованием. Портрет выполнен в изысканной цветовой гамме, построенной на переливах розового, что создает мерцающий эффект.

«Портрет Александры Петровны Струйской» (1772) — образ, который именуют «русской Джокондой». Женская красота здесь зыбкая, загадочная и недосказанная.

«Портрет Александры Петровны Струйской» (1772) — образ, который именуют «русской Джокондой». Женская красота здесь зыбкая, загадочная и недосказанная.

«Портрет неизвестной в белом чепце» (1790-е) — с картины смотрит много повидавшая, пресыщенная жизнью старуха. Ее сосредоточенный и умный взгляд совсем недобрый, а губы сжаты в высокомерной улыбке.

«Портрет неизвестной в белом чепце» (1790-е) — с картины смотрит много повидавшая, пресыщенная жизнью старуха. Ее сосредоточенный и умный взгляд совсем недобрый, а губы сжаты в высокомерной улыбке.

В. Е. Новосильцева П. Н. Ланская

В. Е. Новосильцева

П. Н. Ланская

Дмитрий Григорьевич Левицкий Российский художник украинского происхождения, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, академик, руководитель портретного класса в Академии художеств. Автопортрет

Дмитрий

Григорьевич

Левицкий

Российский художник украинского происхождения, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, академик, руководитель портретного класса в Академии художеств.

Автопортрет

Начиная с ранних работ, Левицкий проявляется как первоклассный мастер парадного портрета («Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова» ), способный найти выразительную позу и жест, уловить за статусными атрибутами природное обаяние портретируемого, виртуозно передать материальную красоту и фактуру предметов, соединить высокую интенсивность цвета с гармоничным тональным единством.

Начиная с ранних работ, Левицкий проявляется как первоклассный мастер парадного портрета

(«Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова» ),

способный найти выразительную позу и жест, уловить за статусными атрибутами природное обаяние портретируемого, виртуозно передать материальную красоту и фактуру предметов, соединить высокую интенсивность цвета с гармоничным тональным единством.

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской» («Смолянки»)

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской» («Смолянки»)

Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова

Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова

Портрет П. А. Демидова

Портрет П. А. Демидова

Портрет Марии Дьяковой

Портрет Марии Дьяковой

Портрет Н.И.Новикова

Портрет Н.И.Новикова

Портрет Дени Дидро

Портрет Дени Дидро

«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»

«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»

Владимир Лукич Боровиковский Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Портрет работы И. С. Бугаевского-Благодарного

Владимир

Лукич

Боровиковский

Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию.

Портрет работы И. С. Бугаевского-Благодарного

В Академию Xудожеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи. Портрет вице-канцлера князя  А. Б. Куракина

В Академию Xудожеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи.

Портрет вице-канцлера князя 

А. Б. Куракина

Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л. Боровиковскому звание академика. Был представлен «Портрет Екатерины II на прогулке».

Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л. Боровиковскому звание академика. Был представлен «Портрет Екатерины II на прогулке».

Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики. К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств. Портрет Александры Павловны

Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики. К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.

Портрет Александры Павловны

Портрет генерал-майора  Ф. А. Боровского

Портрет генерал-майора 

Ф. А. Боровского

Портрет Павла I

Портрет Павла I

Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Портрет  Е. А. Нарышкиной

Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Портрет  Е. А. Нарышкиной

Лизонька и Дашенька

Лизонька и Дашенька

Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Портрет великой княжны  Елены Павловны

Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж.

Портрет великой княжны 

Елены Павловны

Портрет Марии Лопухиной

Портрет Марии Лопухиной

Портрет сестёр А. Г. и  В. Г. Гагариных

Портрет сестёр А. Г. и 

В. Г. Гагариных

Портрет А. Г. и  А. А. Лобановых-Ростовских

Портрет А. Г. и  А. А.

Лобановых-Ростовских