Развитие русского портрета
ИСКУССТВО РУССКОГО ПОРТРЕТА
В 18 ВЕКЕ И ОСНОВНЫЕ
ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
- отечественная школа живописи;
- традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе;
- живопись иностранцев на территории России — россика.
Парсуна — родоначальница светского портрета
Парсуна – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было условным, т.к. художники придерживались церковных канонов
Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность.
Алексей Михайлович в «большом наряде»
Василий Голицын
Василий Шуйский
Одним из известных мастеров парсуны является Григорий Островский .
«Портрет А. С. Лермонтовой»
Портрет Анны Сергеевны Лермонтовой — дочери предводителя дворянства из города Солигалича Костромского уезда — Сергея Михайловича Лермонтова. Она являлась родственницей поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по отцовской линии. На картине девочка изображена в возрасте 5 лет, однако пышная одежда и украшения превращают юную девочку в маленькую даму
«Портрет А. К. Катенина»
Г. Островский
Россика как портретное направление
Россика — направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века, связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них (Луи Токке) вызывали специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.
Луи Токке
Портрет российской императрицы
Елизаветы Петровны
(Луи Токке)
Виды портретов в русской школе 18 века
- парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);
- полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
- камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);
- интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).
Национальная специфика портретной живописи
— черты русского портрета
Русские мастера научились:
- правильно выстраивать картинную плоскость,
- анатомически верно передавать человеческое тело,
- овладели искусством перспективы, основами масляной техники и законами колорита.
Специфические черты русского портрета:
- На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
- Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
- Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
- Отсутствие группового (семейного) портрета.
Федор
Степанович
Рокотов
Русский живописец второй половины XVIII века, яркий представитель портретного жанра. Картины Федора Рокотова изображают членов императорской семьи и других известных людей своего времени. Творчество портретиста отражает внутренний мир моделей, их характер и эмоции.
Портрет молодого человека в гвардейском мундире, предположительно автопортрет
Первую известную работу художник создал в 1757 году — это «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» . Предполагается, что на картине Федор Рокотов изобразил самого себя. В этом же году было написано произведение «Кабинет И. И. Шувалова».
(копия с несохранившегося оригинала)
Федор Рокотов предпочитал погрудные портреты. Его модели будто окутаны дымкой, плавно растворяются в темном мерцающем фоне, черты лица чуть размыты. Живописи художника свойственны интересные цветовые сочетания и богатство палитры.
В 1758 г. Рокотов изобразил на холсте портрет великого князя Петра Федоровича .
Человек в треуголке
В 1770-е гг. Федор Рокотов обращается к камерному портрету. Многие персонажи его произведений, московские дворяне, были внутренне близки художнику. Особое место в творчестве мастера занимают изображения женщин. Эти произведения отличаются большей лиричностью, точностью выражения эмоций.
В. Н. Суровцева
«Портрет Екатерины II»
(1763) — произведение, созданное в честь коронации императрицы, стало ее эталонным изображением. Рокотов сумел передать ум, энергию, стремление к власти этой женщины.
«Неизвестная в розовом» (1770-е) — добрый взгляд и еле уловимая улыбка наполняют образ нежным очарованием. Портрет выполнен в изысканной цветовой гамме, построенной на переливах розового, что создает мерцающий эффект.
«Портрет Александры Петровны Струйской» (1772) — образ, который именуют «русской Джокондой». Женская красота здесь зыбкая, загадочная и недосказанная.
«Портрет неизвестной в белом чепце» (1790-е) — с картины смотрит много повидавшая, пресыщенная жизнью старуха. Ее сосредоточенный и умный взгляд совсем недобрый, а губы сжаты в высокомерной улыбке.
В. Е. Новосильцева
П. Н. Ланская
Дмитрий
Григорьевич
Левицкий
Российский художник украинского происхождения, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, академик, руководитель портретного класса в Академии художеств.
Автопортрет
Начиная с ранних работ, Левицкий проявляется как первоклассный мастер парадного портрета
(«Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова» ),
способный найти выразительную позу и жест, уловить за статусными атрибутами природное обаяние портретируемого, виртуозно передать материальную красоту и фактуру предметов, соединить высокую интенсивность цвета с гармоничным тональным единством.
Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской» («Смолянки»)
Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова
Портрет П. А. Демидова
Портрет Марии Дьяковой
Портрет Н.И.Новикова
Портрет Дени Дидро
«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»
Владимир
Лукич
Боровиковский
Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию.
Портрет работы И. С. Бугаевского-Благодарного
В Академию Xудожеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи.
Портрет вице-канцлера князя
А. Б. Куракина
Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л. Боровиковскому звание академика. Был представлен «Портрет Екатерины II на прогулке».
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики. К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.
Портрет Александры Павловны
Портрет генерал-майора
Ф. А. Боровского
Портрет Павла I
Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Портрет Е. А. Нарышкиной
Лизонька и Дашенька
Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж.
Портрет великой княжны
Елены Павловны
Портрет Марии Лопухиной
Портрет сестёр А. Г. и
В. Г. Гагариных
Портрет А. Г. и А. А.
Лобановых-Ростовских