Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизации. Искусство первобытного человека Первые художники земли. Древнейшие сооружения человечества.
Первобытным искусством считают искусство первобытности, т.е. от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ. В этот период возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура.
Периоды:
- поздний или верхний палеолит (древний каменный век, 35—10 тыс. лет до н.э.),
- мезолит (средний каменный век, ок. 10 — 5 тыс. лет до н.э.),
- неолит (новый каменный век, ок. 5 — 3 тыс. лет до н.э.),
- эпоха бронзы (3 — 2 тыс. лет до н.э.)
- эпоха железа (1 тыс. лет до н.э.).
Два основных подхода к изображению: реализм, следование натуре и условность, та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.
Первобытное изобразительное искусство включает: барельефные, контурные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах; каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравированными и живописными изображениями; мегалитические сооружения из огромных плит; орнаментированные изделия из кости и рога; различным образом декорированные сосуды, украшения и многое другое.
Петроглифы (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή - резьба) — это древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на скалах или отдельных камнях.
Первоначально появились знаковые изображения, например отпечатки ладоней и «макароны» — разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню.
Пять основных мотивов:
- человеческие фигуры,
- животные,
- орудия труда и оружие,
- изображения местности,
- символы и идеограммы — повторяющиеся знаки (стрелки, палочки, кружочки, кресты, точки и др.).
Искусство эпохи палеолита
1879 г. - обнаружение рисунков на севере Испании в пещере Альтамира
1940 г. - обнаружение рисунков во Франции в пещере Ласко
1959 г. - обнаружение рисунков в Каповой пещере на Южном Урале
альтамира
Фон-де-гом
нио
ласко
Капова пещера
Человек представлен в палеолитическом искусстве крайне небольшим количеством изображений. В основном это женские скульптурки малого размера (от 2 до 20 см) - «палеолитические Венеры».
Такая трактовка женских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, росте и процветании первобытной общины. Эти статуэтки обычно находили заботливо укрытыми в особых ямах-кладовых.
Искусство эпохи мезолита
Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке. В отличие от палеолита теперь часто изображается человек и его действия. Росписи представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных действий, охоты и вооруженных столкновений, загона скота, вызывания дождя, сбора меда и т.д. Фигуры людей и животных передавались сплошным силуэтом, красной или черной краской и были небольшими, редко достигая 75 см.
Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иногда почти сводятся к знаку. Это дает возможность усиливать динамику, ритм.
Искусство эпохи Неолита
Последний, неолитический этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Человек научился обжигать глину, т.е. впервые создал материал, которого не было в природе.
Искусство эпохи бронзы
Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых имело определенный магический, символический смысл.
Типичными сооружениями эпохи бронзы считаются мегалитические постройки, тесно связанные с религиозно-культовыми обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.
Менгиры (от бретонского men — камень и hir — длинный) — это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументальная скульптура. Возможно, менгиры являлись объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.
Дольмены (от бретонского tol — стол и men — камень) — сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми. На внутреннюю поверхность плиты иногда наносились символические знаки. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгиров.Дольмены были местом захоронения членов рода.
Кромлехи (от бретонского crom — круг и lech — камень) — самые значительные сооружения древности, представляют собой расположенные по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Иногда столбы перекрывались горизонтальными каменными плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня.
Искусство эпохи железа
В Западной Европе последний этап истории первобытного общества представлен культурой кельтов, оседлых земледельческих племен, селившихся по берегам рек. В ее развитии выделяют два периода — гальштатский и латенский.
В 1-м тыс. до н. э. значительную роль сыграла скифская культура. В широком понимании — это культура многочисленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири.
Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства.
Яркой особенностью скифской культуры является звериный стиль. Предпочтение здесь отдается изображениям хищников — кабанов, львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Также изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скифском искусстве уделялось образам фантастических животных, например грифонам — зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.