Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 5-2. Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль»
Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль
Эпоха, наступившая после 476 года, времени падения Римской империи, называется эпохой средневековья . Она продолжалась более тысячи лет. Эта эпоха была начата с разрушения варварами античной культуры. В X веке в Западной Европе сложился большой стиль в искусстве, который был назван романским .
Крепость в Нормандии
В западной Европе была одна богатая и влиятельная сила — христианская церковь во главе с папой римским. Поэтому самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Почти все романское искусство связано с христианской церковью, потому что других заказчиков, богатых и образованных, в Европе не было.
Основные черты романского стиля:
- Рельефная плоскость, лаконичность и простота;
- Цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;
- Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;
- Прямоугольные и цилиндрические формы;
- Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
- Каменные, массивные, толстостенные конструкции;
- Замковая и рыцарская тематика — факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.
Наиболее ярко романский стиль выражен в архитектуре храмов. Строители создали самобытный архитектурный стиль. Главным признаком романского стиля является круглая арка, которая встречается повсеместно — над оконными и дверными проемами и во многих других частях постройки. Церкви строили в форме базилики. Базилика — это продолговатое здание, состоящее из трех или более вытянутых помещений — нефов . Средний неф выше остальных и имеет отдельную крышу.
Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов. Форма башен была иногда круглой, иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой.
Пизанская башня
Пизанский собор
Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении. Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод.
Вормсский собор
Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм.
Наиболее известной сохранившейся крупной скульптурной работой протороманской Европы является деревянное распятие в натуральную величину по заказу архиепископа Геро из Кёльна около 960–65 гг., ставшее, вероятно, прообразом многих популярных произведений этого типа.
Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи — полосатые фоны. В основу сюжетных программ настенных росписей и скульптурного декора была положена идея непримиримой борьбы божественного блага и греховности человека.
Примечательно, что в живописи и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, или у них большая голова, из-за чего вся фигура кажется приземистой, “карликовой”. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног.