Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 5-3. Архитектура западноевропейского Средневековья. Готика»
Архитектура западноевропейского Средневековья. Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства, пришедший на смену романскому стилю. Зародился в середине XII века на севере Франции, а в XIII веке он распространился на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии.
Периодизация эпохи готики:
- Ранняя готика — XII в.
- Расцвет готики — XIII в.
- Пламенеющая готика — XIV-XV вв.
- Интернациональная готика
Название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Как раз падение “вечного города” Рима и ознаменовало конец античности и наступление средних веков европейской культурной истории. Термин “готика” появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание “варварской”, не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья.
Вестминстерский дворец- неоготика
Основные черты готики:
- Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;
- Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;
- Форма : прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
- Характерные элементы интерьера : Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;
- Конструкции стиля готика : каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
- Окна : вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;
- Двери : стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые
Новые конструктивные приемы позволяли смело вытягивать здания не только по горизонтали, но и по вертикали. В связи с этим соборы готического периода отличаются сильно вытянутыми вверх пропорциями, вертикаль которых зодчие подчеркивали с помощью стрельчатых арок, башенок, остроконечных порталов, решеток, скульптурных композиций, тянущихся к небу.
Реймсский собор
Кёльнский собор
Собор Парижской Богоматери
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры . С появлением светской литературы расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
Великолепный часослов герцога Беррийского
Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами.
Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек.
Страшный суд
Джотто «Поцелуй Иуды»
Замена в готических соборах глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись.
Витра́ж (фр. vitrage — застекление, от лат. vitrum — стекло) —истории искусства — общее название картин из стекла, воспринимаемых на просвет и выполненных в разных техниках.