СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции 7-3. Искусство Японии

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЛЕКЦИИ 7-3. Искусство Японии.

Скачать лекцию

Презентация содержит иллюстративный материал к лекции и основные выдержки из текста. Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 7-3. Искусство Японии»

Искусство Японии

Искусство Японии

Японское искусство развивалось достаточно плавно, не зная резких скачков в виде невероятного подъема и стремительного упадка. Большое влияние оказало географическое и политическое положение государства – находясь на островах, оно было оторвано от других стран, вело закрытую политику. Из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, художественные, архитектурные, скульптурные образцы. Кипарис Бёбу , раскладная ширма. Автор — Кано Эйтоку, 1590

Японское искусство развивалось достаточно плавно, не зная резких скачков в виде невероятного подъема и стремительного упадка. Большое влияние оказало географическое и политическое положение государства – находясь на островах, оно было оторвано от других стран, вело закрытую политику. Из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, художественные, архитектурные, скульптурные образцы.

Кипарис Бёбу , раскладная ширма. Автор — Кано Эйтоку, 1590

Можно выделить несколько исторических этапов японского средневековья, в ходе которых происходила смена тенденций в мире искусства:  Асука (конец VI – начало VIII столетия) – культурные заимствования из Поднебесной;  Нара (VIII столетие) – появление первых литературных произведений, проникновение даосизма, конфуцианства и буддизма;  Хэйан (IX-XII века) – повсеместная постройка храмов, появление художественного направления ямато-э;  Камакура (конец XII – первая половина XIV века) – возникновение самурайского сословия;  Муромати (XIV-XVI столетия) – развитие театральных представлений, влияние европейской цивилизации;  Эдо (XVII – вторая половина XIX веков) – власть династии Токугава, развитие театрального и изобразительного искусства.

Можно выделить несколько исторических этапов японского средневековья, в ходе которых происходила смена тенденций в мире искусства:

  • Асука (конец VI – начало VIII столетия) – культурные заимствования из Поднебесной;
  • Нара (VIII столетие) – появление первых литературных произведений, проникновение даосизма, конфуцианства и буддизма;
  • Хэйан (IX-XII века) – повсеместная постройка храмов, появление художественного направления ямато-э;
  • Камакура (конец XII – первая половина XIV века) – возникновение самурайского сословия;
  • Муромати (XIV-XVI столетия) – развитие театральных представлений, влияние европейской цивилизации;
  • Эдо (XVII – вторая половина XIX веков) – власть династии Токугава, развитие театрального и изобразительного искусства.
Архитектурное направление Здания создавались из крепкого деревянного каркаса для большей сейсмоустойчивости. Фундамент строился из камня, а стены между каркасными балками наполняли глиной, деревом, камнем. Главное в японских храмах – массивная крыша со слегка вздернутыми вверх концами. Такая форма объяснялась как с религиозной, так и с практической точки зрения. Пагода Хорю-дзи, VIII век

Архитектурное направление

Здания создавались из крепкого деревянного каркаса для большей сейсмоустойчивости. Фундамент строился из камня, а стены между каркасными балками наполняли глиной, деревом, камнем.

Главное в японских храмах – массивная крыша со слегка вздернутыми вверх концами. Такая форма объяснялась как с религиозной, так и с практической точки зрения.

Пагода Хорю-дзи, VIII век

Буддистское святилище – это не одиночно стоящее сооружение, а целый храмовый комплекс . Традиционно он состоит из нескольких построек: главные ворота; основной храм, называемый чаще всего «золотым» или «кондо»; павильон для обрядов, службы, молитв – «кодо»; колокольня; сокровищница; архив или библиотека; пагода в несколько ярусов.

Буддистское святилище – это не одиночно стоящее сооружение, а целый храмовый комплекс . Традиционно он состоит из нескольких построек:

  • главные ворота;
  • основной храм, называемый чаще всего «золотым» или «кондо»;
  • павильон для обрядов, службы, молитв – «кодо»;
  • колокольня;
  • сокровищница;
  • архив или библиотека;
  • пагода в несколько ярусов.
Классическими образцами архитектуры раннего периода являются Хорю-дзи в Наре (первое десятилетие VII века) – самая древняя из сохранившихся на планете постройка из дерева, Тодай-дзи (середина VIII века) – крупнейшее в современном мире деревянное здание. Хорю-дзи в Наре

Классическими образцами архитектуры раннего периода являются Хорю-дзи в Наре (первое десятилетие VII века) – самая древняя из сохранившихся на планете постройка из дерева, Тодай-дзи (середина VIII века) – крупнейшее в современном мире деревянное здание.

Хорю-дзи в Наре

Тодай-дзи

Тодай-дзи

Японские храмы отличались тем, что были в спокойных, чаще всего темных тонах. Такое решение отлично вписывалось в окружающий ландшафт, ведь главная черта архитектуры японцев – гармония с природой. Тодай-дзи

Японские храмы отличались тем, что были в спокойных, чаще всего темных тонах. Такое решение отлично вписывалось в окружающий ландшафт, ведь главная черта архитектуры японцев – гармония с природой.

Тодай-дзи

Вместе с тем в XIII веке в Страну восходящего солнца пришел дзен-буддизм, заимствованный из Китая. Прекрасный дзенский образец архитектуры – Кинкаку-дзи в городе Киото , датированный концом XIV столетия. Храм был построен на столбах-сваях над водоемом и садовым комплексом, крыша покрыта позолотой, а само сооружение имеет три этажа.

Вместе с тем в XIII веке в Страну восходящего солнца пришел дзен-буддизм, заимствованный из Китая. Прекрасный дзенский образец архитектуры – Кинкаку-дзи в городе Киото , датированный концом XIV столетия. Храм был построен на столбах-сваях над водоемом и садовым комплексом, крыша покрыта позолотой, а само сооружение имеет три этажа.

дворец Кацура

дворец Кацура

Средневековая архитектура Японии – храмы, дворцы, замки или жилища обычных людей – отличалась простотой, легкостью и изяществом. Здания, как правило, были окружены живописным садом, тем самым давая почувствовать людям единение с природой.

Средневековая архитектура Японии – храмы, дворцы, замки или жилища обычных людей – отличалась простотой, легкостью и изяществом. Здания, как правило, были окружены живописным садом, тем самым давая почувствовать людям единение с природой.

Скульптура Большинство статуй изображали различных будд, божеств.

Скульптура

Большинство статуй изображали различных будд, божеств.

С наступлением эпохи Камакура уже не требовалось такого колоссального количества храмовых статуй, поэтому скульптура ушла «в свет»: стали изготавливаться изваяния-портреты, изображающие светских людей. В известной мастерской Дзете работали удивительные мастера. К их числу можно отнести Ункэя с его отцом Кокэем и учеником Кайкэем. Ункэй

С наступлением эпохи Камакура уже не требовалось такого колоссального количества храмовых статуй, поэтому скульптура ушла «в свет»: стали изготавливаться изваяния-портреты, изображающие светских людей. В известной мастерской Дзете работали удивительные мастера. К их числу можно отнести Ункэя с его отцом Кокэем и учеником Кайкэем.

Ункэй

Выдающийся деятель Эдо – скульптор Энку .

Выдающийся деятель Эдо – скульптор Энку .

Живопись В основе лежала монохромность и линейность рисунков: в композиции главными являлись плавные линии, а не законы перспективы и светотени. Поначалу мотивы картин были традиционно буддийские: фрагменты из жизни Будды, события из притч. Рисунки были простые, без лишних смыслов. Сэссю. Зимний пейзаж.

Живопись

В основе лежала монохромность и линейность рисунков: в композиции главными являлись плавные линии, а не законы перспективы и светотени. Поначалу мотивы картин были традиционно буддийские: фрагменты из жизни Будды, события из притч. Рисунки были простые, без лишних смыслов.

Сэссю. Зимний пейзаж.

Одну картину могли создавать сразу несколько мастеров: один делал набросок, второй – окрашивал, третий – занимался обводкой. Часто рисовались мандалы. Одна из самых дорогих подобных работ – «Такао мандала» на шелковом полотне, покрытом золотыми и серебряными красками.

Одну картину могли создавать сразу несколько мастеров: один делал набросок, второй – окрашивал, третий – занимался обводкой. Часто рисовались мандалы. Одна из самых дорогих подобных работ – «Такао мандала» на шелковом полотне, покрытом золотыми и серебряными красками.

Развивались не только буддистские мотивы, названные стилем «кара-э», но и светские – «ямато-э».

Развивались не только буддистские мотивы, названные стилем «кара-э», но и светские – «ямато-э».

Картины были преимущественно в виде свитков. Выделяется два их вида: эмакимоно  и какимоно . ориентированы горизонтально и предназначены для того, чтобы рассматривать их на столе ориентированы вертикально и вешаются на стену Сделать схему

Картины были преимущественно в виде свитков. Выделяется два их вида: эмакимоно и какимоно .

ориентированы горизонтально и предназначены для того, чтобы рассматривать их на столе

ориентированы вертикально и вешаются на стену

Сделать схему

Примерно тогда же появилась традиция рисовать на ширмах. Особенного расцвета она достигла уже в XVI столетии.  Шестипанельная шёлковая ширма Сэндзуй-бёбу

Примерно тогда же появилась традиция рисовать на ширмах. Особенного расцвета она достигла уже в XVI столетии. 

Шестипанельная шёлковая ширма Сэндзуй-бёбу

Кано Санраку. Раздвижная дверь с изображением цветущей сливы, начало 17-го века

Кано Санраку. Раздвижная дверь с изображением цветущей сливы, начало 17-го века

Особенной популярности добивается школа укие-э . Это особый вид деревянной яркой гравюры, который ушел в массы – ее могли купить почти все, даже небогатые слои населения. Укие-э изображали сценки из жизни обычных людей, продавцов, театралов, гейш.

Особенной популярности добивается школа укие-э . Это особый вид деревянной яркой гравюры, который ушел в массы – ее могли купить почти все, даже небогатые слои населения. Укие-э изображали сценки из жизни обычных людей, продавцов, театралов, гейш.

В этом жанре стоит выделить мастера Кацусика Хокусая (XIX век). Большая волна в Канагаве

В этом жанре стоит выделить мастера Кацусика Хокусая (XIX век).

Большая волна в Канагаве

Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)

Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)

Водопад в провинции Мино Гравюра - изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром.

Водопад в провинции Мино

Гравюра - изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром.

Журавли на ветке сосны  Орел

Журавли

на ветке

сосны 

Орел

Храм Хонгандзи в Асакусе

Храм Хонгандзи в Асакусе

Декоративно-прикладное искусство К этому виду относят целый спектр истинно японских искусств: изготовление традиционных кукол , керамических  изделий для чайных церемоний, тканевая роспись, оригами – создание фигурок из бумаги, бонсай – выращивание деревьев в миниатюре, икебана – удивительные цветочные композиций, нэцкэ – скульптура в миниатюре, похожая на брелоки, тэмари – вышивание на шарах.

Декоративно-прикладное искусство

К этому виду относят целый спектр истинно японских искусств: изготовление традиционных кукол , керамических изделий для чайных церемоний, тканевая роспись, оригами – создание фигурок из бумаги, бонсай – выращивание деревьев в миниатюре, икебана – удивительные цветочные композиций, нэцкэ – скульптура в миниатюре, похожая на брелоки, тэмари – вышивание на шарах.