Искусство Японии
Японское искусство развивалось достаточно плавно, не зная резких скачков в виде невероятного подъема и стремительного упадка. Большое влияние оказало географическое и политическое положение государства – находясь на островах, оно было оторвано от других стран, вело закрытую политику. Из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, художественные, архитектурные, скульптурные образцы.
Кипарис Бёбу , раскладная ширма. Автор — Кано Эйтоку, 1590
Можно выделить несколько исторических этапов японского средневековья, в ходе которых происходила смена тенденций в мире искусства:
- Асука (конец VI – начало VIII столетия) – культурные заимствования из Поднебесной;
- Нара (VIII столетие) – появление первых литературных произведений, проникновение даосизма, конфуцианства и буддизма;
- Хэйан (IX-XII века) – повсеместная постройка храмов, появление художественного направления ямато-э;
- Камакура (конец XII – первая половина XIV века) – возникновение самурайского сословия;
- Муромати (XIV-XVI столетия) – развитие театральных представлений, влияние европейской цивилизации;
- Эдо (XVII – вторая половина XIX веков) – власть династии Токугава, развитие театрального и изобразительного искусства.
Архитектурное направление
Здания создавались из крепкого деревянного каркаса для большей сейсмоустойчивости. Фундамент строился из камня, а стены между каркасными балками наполняли глиной, деревом, камнем.
Главное в японских храмах – массивная крыша со слегка вздернутыми вверх концами. Такая форма объяснялась как с религиозной, так и с практической точки зрения.
Пагода Хорю-дзи, VIII век
Буддистское святилище – это не одиночно стоящее сооружение, а целый храмовый комплекс . Традиционно он состоит из нескольких построек:
- главные ворота;
- основной храм, называемый чаще всего «золотым» или «кондо»;
- павильон для обрядов, службы, молитв – «кодо»;
- колокольня;
- сокровищница;
- архив или библиотека;
- пагода в несколько ярусов.
Классическими образцами архитектуры раннего периода являются Хорю-дзи в Наре (первое десятилетие VII века) – самая древняя из сохранившихся на планете постройка из дерева, Тодай-дзи (середина VIII века) – крупнейшее в современном мире деревянное здание.
Хорю-дзи в Наре
Тодай-дзи
Японские храмы отличались тем, что были в спокойных, чаще всего темных тонах. Такое решение отлично вписывалось в окружающий ландшафт, ведь главная черта архитектуры японцев – гармония с природой.
Тодай-дзи
Вместе с тем в XIII веке в Страну восходящего солнца пришел дзен-буддизм, заимствованный из Китая. Прекрасный дзенский образец архитектуры – Кинкаку-дзи в городе Киото , датированный концом XIV столетия. Храм был построен на столбах-сваях над водоемом и садовым комплексом, крыша покрыта позолотой, а само сооружение имеет три этажа.
дворец Кацура
Средневековая архитектура Японии – храмы, дворцы, замки или жилища обычных людей – отличалась простотой, легкостью и изяществом. Здания, как правило, были окружены живописным садом, тем самым давая почувствовать людям единение с природой.
Скульптура
Большинство статуй изображали различных будд, божеств.
С наступлением эпохи Камакура уже не требовалось такого колоссального количества храмовых статуй, поэтому скульптура ушла «в свет»: стали изготавливаться изваяния-портреты, изображающие светских людей. В известной мастерской Дзете работали удивительные мастера. К их числу можно отнести Ункэя с его отцом Кокэем и учеником Кайкэем.
Ункэй
Выдающийся деятель Эдо – скульптор Энку .
Живопись
В основе лежала монохромность и линейность рисунков: в композиции главными являлись плавные линии, а не законы перспективы и светотени. Поначалу мотивы картин были традиционно буддийские: фрагменты из жизни Будды, события из притч. Рисунки были простые, без лишних смыслов.
Сэссю. Зимний пейзаж.
Одну картину могли создавать сразу несколько мастеров: один делал набросок, второй – окрашивал, третий – занимался обводкой. Часто рисовались мандалы. Одна из самых дорогих подобных работ – «Такао мандала» на шелковом полотне, покрытом золотыми и серебряными красками.
Развивались не только буддистские мотивы, названные стилем «кара-э», но и светские – «ямато-э».
Картины были преимущественно в виде свитков. Выделяется два их вида: эмакимоно и какимоно .
ориентированы горизонтально и предназначены для того, чтобы рассматривать их на столе
ориентированы вертикально и вешаются на стену
Сделать схему
Примерно тогда же появилась традиция рисовать на ширмах. Особенного расцвета она достигла уже в XVI столетии.
Шестипанельная шёлковая ширма Сэндзуй-бёбу
Кано Санраку. Раздвижная дверь с изображением цветущей сливы, начало 17-го века
Особенной популярности добивается школа укие-э . Это особый вид деревянной яркой гравюры, который ушел в массы – ее могли купить почти все, даже небогатые слои населения. Укие-э изображали сценки из жизни обычных людей, продавцов, театралов, гейш.
В этом жанре стоит выделить мастера Кацусика Хокусая (XIX век).
Большая волна в Канагаве
Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)
Водопад в провинции Мино
Гравюра - изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром.
Журавли
на ветке
сосны
Орел
Храм Хонгандзи в Асакусе
Декоративно-прикладное искусство
К этому виду относят целый спектр истинно японских искусств: изготовление традиционных кукол , керамических изделий для чайных церемоний, тканевая роспись, оригами – создание фигурок из бумаги, бонсай – выращивание деревьев в миниатюре, икебана – удивительные цветочные композиций, нэцкэ – скульптура в миниатюре, похожая на брелоки, тэмари – вышивание на шарах.