МОУ «Береговская ООШ»
Мастер-класс «Секреты успешной мотивации школьников на уроках истории»
Подготовила учитель истории
Маличук Наталья Александровна
Притча о смысле жизни. Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатил рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Цель мастер-класса: презентовать опыт работы учителя истории Маличук Н.А., познакомить с приёмами, которые повышают мотивацию школьников на уроках истории».
Задачи мастер-класса : - передача опыта путём прямого и комментированного показа; - совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной проблемы; - рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
«Мотивация - это искра, которая зажигает факел познания».
Иоффе Андрей Наумович
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий.
Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.
На занятии работают двое – педагог и обучающийся, и только правильно организованная работа может побуждать обучающегося заниматься.
При подготовке к занятию необходимо учитывать мотивационное обеспечение занятия
постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к обучению через обеспечение психического и физического здоровья на занятии, соблюдение гигиены труда;
создавать ситуации успеха;
стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающихся в общении и сотрудничестве с педагогом и группой;
способствовать развитию обучающихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Современные педагогические технологии:
создание проблемной ситуации
создание ситуации успеха
игровые ситуации на занятиях
дифференцированный подход к организации учебного процесса
групповые формы работы
подбор творческих заданий
парная форма работы
метод проектов
Интернет-технологии
Заметно повышает мотивацию:
- вовлечение в деятельность всех обучающихся группы;
- создание нестандартных ситуаций;
- демонстрация достижений каждого обучающегося на каждом занятии;
- умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи.
- умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи.
- умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи.
- умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи.
Способы и приемы развития интереса:
- Кластер-технология
- Привлекательная цель, ситуация «Яркого пятна»
- Приём «Линия времени»
- Приём «Линия времени»
- Приём «Линия времени»
- Приём «Оценка не отметка»
- Приём «Оценка не отметка»
- Приём «Оценка не отметка»
- Приём «Оценка не отметка»
- Приём «Образовательная стратегия»
- Приём «Образовательная стратегия»
- Приём «Образовательная стратегия»
- Приём «Образовательная стратегия»
- Приём «Образовательная стратегия»
- Игровые методы Приём визуализации Кроссенс
- Игровые методы Приём визуализации Кроссенс
- Игровые методы Приём визуализации Кроссенс
- Игровые методы Приём визуализации Кроссенс
- Игровые методы Приём визуализации Кроссенс
- Игровые методы
- Приём визуализации
- Кроссенс
«Проблемная ситуация»
1. Проблемная ситуация. Например: история России 6 класс.
- Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?
2. Ситуация конфликта. Например:
- Почему противостояние русских и монголов на реке Угре во главе с Иваном III и ханом Ахматом в 1480 г. называется «стоянием», а не «сражением?
Приём «Отсроченная отгадка»
Это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
Тема: Реформы Петра I
Вопрос: В начале XVIII в. не все, даже самые образованные, люди умели различать "право" и "лево", зато с легкостью могли отличить сено от соломы. Вот царь Петр и придумал привязывать к одной ноге солдата сено, а к другой — солому. Вскоре все солдаты русской армии шагали в ногу и запросто выполняли команды, звучащие на плацу.
А еще Петр увлекался стоматологией и рвал зубы всем желающим, завез в Россию картофель и тюльпаны и выдавал медали….за пьянство.
В ходе обсуждения ученики приходят к мысли, что на уроке будут рассматриваться и другие реформы и свершения этого царя.
Учащиеся отвечают на вопросы и показывают географические объекты на карте.
2.У стен этого города сражались легендарные герои Древней Греции Ахиллес, Патрокл, Гектор. В ходе войны враги десять лет осаждали этот город. (Троя)
Приём «Привлекательная цель»
Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Научиться пользоваться картой, при этом рассматривают карту. Например: Тема «Древняя Греция»
1.На этом острове храбрый юноша по имени Тесей вступил в схватку с чудовищем в виде полубыка - получеловека и убил его. (о.Крит)
Кластер-технология
Существует множество вариаций кластера:
Игровые методы
Сюжетно-ролевая игра и интерактивная.
Например:
1.Урок - суд по теме
Нюрнбергский процесс для 5-9 классов.
2.Урок-суд "Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?" для уч-ся 7 класса
3.Интерактивная игра по истории Средних веков «Путешествие по Средневековью» в 6 классе.
4. Урок экскурсия «В городе богине Афины» в 5 классе.
Историческая картина
6 класс Тема "Средневековая деревня и ее обитатели", предлагается учащимся рассмотреть картину И. Лопеса " Сдача оброка феодалу".
Вопросы учителя, примерные ответы учащихся:
- 1.Какой вид повинности крестьян изображен на картине? (крестьяне сдают оброк феодалу);
- 2.Где крестьяне сдают оброк? (на господском дворе);
- 3. Как вы думаете, кто эти богато одетые люди, стоящие справа?
- ("Это феодал со своим помощником," - отвечают одни. Другие: "Это управляющий феодала и приказчик." (второй ответ правильный).
- 4. Опишите внешность крестьян, сдающих оброк. (ученики описывают внешность старика и его жены, а также группу людей, сдающих в складчину корову);
- 5. Почему на картине много людей с оружием, кто они и что им здесь надо? (Крестьяне сдают последние и скудные запасы. Чтобы крестьяне не протестовали, управляющий в разных концах двора расставил пеших и конных воинов, которые готовы проучить непокорных).
Именно от педагога, используемых им приемов, методов и средств, от умения настроить обучающихся на успех, от его умения отбирать содержание учебного материала, зависит успешность формирования учебной мотивации обучающихся.
Девиз моей работы- Творить, пробовать, искать и развиваться!
Спасибо за внимание!