Будем знакомы!
- Как Вас зовут?
- Из какой Вы школы?
- Какой предмет ведёте?
- Ваш стаж работы?
Учиться-всегда пригодится
Эффективные методы и приёмы формирования функциональной грамотности посредством внеурочной деятельности по краеведению
Жигулева Людмила Юрьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Острожская СОШ»
(СП «Беляевская школа-детский сад»)
Эффективные методы и приёмы формирования ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ посредством внеурочной деятельности по краеведению
Эффективные - дающие максимальный эффект , производящие сильное впечатление, приводящие к нужным результатам , действенные .
Формирование - использование конкретных методов, средств, способов и приёмов воздействия на личность ребёнка, с целью создания у него определённой ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления.
Прием – кратковременный способ , который предполагает работу с одним, конкретным умением или навыком.
Метод – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Формирование - использование конкретных методов, средств, способов и приёмов воздействия на личность ребёнка, с целью создания у него определённой ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления.
Функциональная грамотность - знания и умения , необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность , осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Краеведение — изучение родного края , его истории, культуры, природы и традиций.
Виды функциональной грамотности:
- Читательская грамотность . Способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
- Математическая грамотность . Способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
- Естественнонаучная грамотность . Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
- Финансовая грамотность . Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Глобальные компетенции . Способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.
- Креативное мышление . Умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Методы и приемы внеурочной краеведческой работы:
Литературный метод - метод изучения каких-либо сведений о данной территории, населенном пункте, человеке, памятнике и т.д.
Картографический метод предполагает изучение и работу с картой своей местности для познания закономерностей в природе, для создания различных маршрутов изучения своей малой родины.
Статистический метод применяется для изучения природы, населения, хозяйства, экономических связей.
- Метод визуального наблюдения направлен на наблюдение изучаемых явлений и объектов.
- Метод полевого исследования - проводится в стационарных и экспедиционных условиях с применением различных инструментов и приборов (включая фото и видеосъемку).
- Метод анкетирования проводится по заранее разработанной системе вопросов. Беседы с местными краеведами, работниками библиотек, ветеранами помогают установить исторические и бытовые факты, уточнить уже известные сведения.
- Научно-исследовательская работа.
- Метод компьютерных технологий - система получения, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей.
- Проектная деятельность: творческие проекты, приключенческо-игровые проекты, информационные проекты, практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Приёмы работы во внеурочной деятельности :
- «Мозговой штурм»
- «Снежный ком» .
- «Кластер» .
- «Корзина идей» .
- «Творческие вопросы» .
- «Деревья достижений» .
- «Деревья проблем» .
- «От противного» .
- Создание ситуации взаимопомощи .
- Круглый стол (дискуссия, дебаты).
- Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные).
- Аквариум.
- Антиконференция .
- Формула ПОПС
- «Посмотри на мир чужими глазами».
- «Обстоятельства».
- «Что спрашивали?».
- «Отсроченная отгадка».
- «Зашифрованные ответы».
«Мозговой штурм»
«Посмотри на мир чужими глазами»
На развитие умения видеть проблему, формирование способности смотреть на объект изучения с разных сторон
Продолжите рассказ
Утром небо покрылось черными тучами и пошел снег.
Крупные снежные хлопья падали на дома, тротуары, газоны, дороги…
От имени
- мальчика, гуляющего во дворе с друзьями;
- летчика, отправляющегося в полет;
- вороны, сидящей на дереве
Упражнение «Обстоятельства»
На развитие умения выдвигать гипотезы, предвидеть события, предполагать
Назовите не менее трёх причин
Лошадь резко встала на дыбы.
Почему?
Упражнение «Обстоятельства»
На развитие умения выдвигать гипотезы, предвидеть события, предполагать
Назовите не менее трёх причин
Молоко прокисло.
Почему?
Упражнение «Что спрашивали?»
На развитие умения формулировать вопросы
Упражнение «Что спрашивали?»
На развитие умения формулировать вопросы
Кунгур возник в 1648 году и получил своё название от речки Кунгур, образованному из татарских слов: «куну» - ночевать и «гар» - пещера. Славу город приобрёл, когда через него прошёл тракт, соединивший Европу и Азию, центр России и Сибирь. Тракт так и называют Сибирским. Кунгур оказался на пересечении водного и наземного путей. Такое выгодное положение породило в городе обширную и бойкую торговлю. Купцы Кунгура занимались благотворительностью, не жалея средств на развитие и процветание города. Кирилл Хлебников подарил Кунгуру богатую библиотеку, Василий Егоров – дом для народного училища, Алексей Губкин – техническое училище, Михаил Грибушин – гостиный двор и приют для мальчиков – сирот. Всегда славился город своими ремесленниками – кожевниками, кузнецами, камнерезами. Он и сейчас известен мастерами. В городе работают крупные машиностроительные предприятия, где производят нужные машины и механизмы, н-р, турбобуры для нефтяников. Изделия из уральского камня, которые хранят тепло рук талантливых кунгурских художников, покупают и в России, и за рубежом. И, конечно, широко известна во всём мире знаменитая ледяная пещера – неповторимый памятник природы, расположенный на окраине города.
Упражнение «Что спрашивали?» На развитие умения формулировать вопросы (да/нет)
Обратная связь
Понятно и полезно
потому, что…
Применю на практике
потому, что…
Неэффективно
потому, что…
Ваши предложения
Домашнее задание
Пожалуйста, продолжите фразу
«Научиться можно только тому, … … .»
Гете И.