СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу по формированию критического мышления посредством технологии кроссенса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу по формированию критического мышления посредством технологии кроссенса»

МАСТЕР –КЛАСС Формирование критического мышления посредством технологии кроссенса      Учитель русского языка и литературы Кулемина А.Б. МБОУ Бурмакинская СОШ №1

МАСТЕР –КЛАСС

Формирование критического мышления посредством технологии кроссенса

 

 

Учитель русского языка и литературы

Кулемина А.Б.

МБОУ Бурмакинская СОШ №1

Игра  «Три вопроса»

Игра «Три вопроса»

Молоко! Почему?

Молоко! Почему?

«Кроссенс» ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Разработан соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом

«Кроссенс»

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Разработан соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом

"пересечение смыслов"

Впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения

"пересечение смыслов«, разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом,

впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения

умение определять понятия строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы устанавливать причинно‐следственные связи  В течение целого ряда лет мы говорим, что учитель должен обеспечить практико-ориентированный характер образовательной деятельности, что цель работы современного педагога – это компетентность ученика, то есть развитие его самостоятельности: - нужно научить учиться (уметь формулировать проблемы, планировать деятельность, подбирать средства для реализации запланированной деятельности, работать с разными источниками информации, владеть коммуникативными умениями, представлять изученное в наглядной форме, применить знания на практике, в том числе на творческом уровне, в новых ситуациях); - научить работать , перенося знания и умения в жизненные ситуации; -научить жить в социуме, устанавливая деловые контакты с людьми.   В связи с этим ответственность учителя возрастает. .    

умение определять понятия

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

устанавливать причинно‐следственные связи

В течение целого ряда лет мы говорим, что учитель должен обеспечить практико-ориентированный характер образовательной деятельности, что цель работы современного педагога – это компетентность ученика, то есть развитие его самостоятельности:

- нужно научить учиться (уметь формулировать проблемы, планировать деятельность, подбирать средства для реализации запланированной деятельности, работать с разными источниками информации, владеть коммуникативными умениями, представлять изученное в наглядной форме, применить знания на практике, в том числе на творческом уровне, в новых ситуациях);

- научить работать , перенося знания и умения в жизненные ситуации;

-научить жить в социуме, устанавливая деловые контакты с людьми.

В связи с этим ответственность учителя возрастает.

.

 

 

Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, т.е. одним из трех способов Положение об установлении стимулирующих выплат работниками МБОУ «СОШ №2» в новой редакции Сказать о сайтах в части порядка приема обучающихся и порядка проведения ЕГЭ

Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс,

составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством

взаимосвязи изображений, т.е. одним из трех способов

Положение об установлении стимулирующих выплат работниками МБОУ «СОШ №2» в новой редакции

Сказать о сайтах в части порядка приема обучающихся и порядка проведения ЕГЭ

ПРАВИЛА  ЧТЕНИЕ КРОССЕНСА   АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КРОССЕНСА:  Определение общей идеи. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к теме. Нахождение связей между элементами, определение последовательности. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей. Концентрация смысла в одном элементе (центр). Выделение особенностей каждого элемента. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы. Замена прямых образов и ассоциаций символическими. Построение ассоциативной связи между образами элементов. Выход на новый уровень. Кроссенс нужно читать сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе Сказать о сайтах в части порядка приема обучающихся и порядка проведения ЕГЭ

ПРАВИЛА

ЧТЕНИЕ КРОССЕНСА

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КРОССЕНСА:

  • Определение общей идеи.
  • Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
  • Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
  • Выделение элементов, имеющих 3 и более связей.
  • Концентрация смысла в одном элементе (центр).
  • Выделение особенностей каждого элемента.
  • Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
  • Замена прямых образов и ассоциаций символическими.
  • Построение ассоциативной связи между образами элементов.
  • Выход на новый уровень.

Кроссенс нужно читать сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».

Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями

в кроссенсе

Сказать о сайтах в части порядка приема обучающихся и порядка проведения ЕГЭ

Советская школа Современная школа   Образование на всю жизнь Умение учиться на протяжении всей жизни
  • Советская школа
  • Современная школа

  • Образование на всю жизнь
  • Умение учиться на протяжении всей жизни
Имя      Отчество  Пушка       Александр Царскосельский «Сказка о Попе и работнике его Балде» Иллюстрация к отрывку поэмы А.С. Пушкина лицей  Сергеевич Медный всадник   «Сказка о Рыбаке и Золотой рыбке» «Руслан и Людмила» Пушкин  1 2 3 4 5 6 8 9 7

Имя

Отчество

Пушка

Александр

Царскосельский

«Сказка о Попе и работнике его Балде»

Иллюстрация к отрывку поэмы А.С. Пушкина

лицей

Сергеевич

Медный всадник

«Сказка о Рыбаке и Золотой рыбке»

«Руслан и Людмила»

Пушкин

1

2

3

4

5

6

8

9

7

УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ ПО ПЕРИМЕТРУ МЕЖДУ КВАДРАТАМИ 1–2 – корону делают из золота; 2–1 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит; 2-3 – ворона и соловей – птицы; 3-6 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива 6–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костер 9-8–7 – топором рубят дрова и сосны; 7-4 – сосна тянется к Солнцу; 4-1 – многих королей сравнивали с Солнцем; 2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О». om

УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ ПО ПЕРИМЕТРУ МЕЖДУ КВАДРАТАМИ

  • 1–2 – корону делают из золота;
  • 2–1 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;
  • 2-3 – ворона и соловей – птицы;
  • 3-6 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива
  • 6–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костер
  • 9-8–7 – топором рубят дрова и сосны;
  • 7-4 – сосна тянется к Солнцу;
  • 4-1 – многих королей сравнивали с Солнцем;

2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».

om

 Фразеологизмы

Фразеологизмы

 Антонимы

Антонимы

Составьте кроссенс

Составьте кроссенс

Плюсы и минусы методики  «+»  - Быстрое и образное  рассмотрение больших по  объему тем;  - Развитие метапредметных  компетенций;  - Соответствие ФГОС  последнего поколения;  - Интерес учащихся.   «-» Долгая и объемная  предварительная подготовка; Подразумевает хорошее  владение материалом учащихся; - Может занять гораздо больше  времени, чем запланировано.

Плюсы и минусы методики

«+» - Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем; - Развитие метапредметных компетенций; - Соответствие ФГОС последнего поколения; - Интерес учащихся.

«-»

  • Долгая и объемная

предварительная подготовка;

  • Подразумевает хорошее

владение материалом учащихся;

- Может занять гораздо больше

времени, чем запланировано.

Диапазон применения кроссенса велик – от повторения изученного материала до увлекательной игры во время перемен Сказать о сайтах в части порядка приема обучающихся и порядка проведения ЕГЭ

Диапазон применения кроссенса велик –

от повторения изученного материала до увлекательной игры во время перемен

Сказать о сайтах в части порядка приема обучающихся и порядка проведения ЕГЭ

КАК РАБОТАЕТ КРОССЕНС

Ученика

Учителя

  • проверка домашнего задания (рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
  • формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
  • раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
  • обобщение материала, закрепление (состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
  • организация групповой работы (составление на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
  • творческое домашнее задание (составление на заданную тему, по исторической личности или эпохе);
  • построение структуры урока (9 элементов могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине) и т.д.
  • отражение глубины понимания учеником заданной темы;
  • развитие логического и образного мышления;
  • повышение мотивации;
  • повышение уровня собственной эрудиции;
  • поиск интересного дополнительного материала
  • Для учителя:
  • проверка домашнего задания (рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
  • формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
  • раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
  • обобщение материала, закрепление (состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
  • организация групповой работы (составление на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
  • творческое домашнее задание (составление на заданную тему, по исторической личности или эпохе);
  • построение структуры урока (9 элементов могут содержать в себе последовательное отражение структур
  • Для ученика:
  • отражение глубины понимания учеником заданной темы;
  • развитие логического и образного мышления;
  • повышение мотивации;
  • повышение уровня собственной эрудиции;
  • поиск интересного дополнительного материала

Рефлексия Три существительных 1 Три глагола  2 3 Три наречия Три прилагательных 4

Рефлексия

Три существительных

1

Три глагола

2

3

Три наречия

Три прилагательных

4