Психолого–педагогическое сопровождение агрессивного ребенка
Цель моей работы: познакомить со способами снятия агрессивности у детей школьного возраста.
Задачи: 1. Раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;
2. Создать условия для освоения участниками мастер – класса методов и приемов работы с агрессивными детьми;
3. Провести рефлексию продуктивности мастер – класса.
Ожидаемый результат:
Систематизация участниками мастер – класса теоретической информации о педагогических приемах, используемых на практических занятиях при работе с агрессивными детьми.
Определение понятий « Агрессия, агрессивность, детская агрессивность».
Агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии», устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению.
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты, следствие неудовлетворенных потребностей детей в любви, признании и нужности другому человеку.
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Виды агрессии
Прямая агрессия
Раздражение
Вербальная агрессия
Физическая агрессия
(вспыльчивость,
(угрозы, крики,
(физические действия
грубость)
ругань и т. д.)
против кого-либо)
Косвенная агрессия
Негативизм
Направленная
(сплетни,
(оппозиционная
злобные шутки)
манера поведения )
Ненаправленная
(крики в толпе,
топанье и т. д.)
А. Басс и А. Дарки.
Агрессия • Защитная •Демонстративная
защита от внешнего мира желание обратить на себя внимание
• Деструктивная
злобное и враждебное поведение
О. Хухлаева
Агрессия
• Доброкачественная
• Злокачественная (деструктивная, жесткость в поведении)
(защитная реакция на
Э. Фромм
угрозу)
Анкета
Критерии выявления агрессивного ребенка
Поставьте любой знак в графе «ЧАСТО» или «РЕДКО» напротив каждого выказывания.
№
Ребенок
1.
Часто
Спорит, ругается со взрослыми
2.
Редко
Теряет контроль над собой
3.
Винит других в своих ошибках
4.
Завистлив, мстителен
5.
Сердится и отказывается что-либо сделать
6.
Специально раздражает людей
7.
Отказывается подчиняться правилам
8.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его
Сосчитайте количество ответов «Да».
Если 4 из 8 критериев проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным
Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»
- Люди на рисунке веселые или грустные?
- Кто самый веселый или грустный?
- Два билета в цирк. Кто пойдет?
- Собрались в гости, а кто-то заболел. Кто заболел?
- Чего в жизни тебе еще не хватает?
Методика «Кактус»
Вопросы к рисунку:
- Кактус дикий или домашний?
- Он сильно колется?
- Кактусу нравится когда за ним ухаживают?
- Кактус растет один или с кем-то?
- Когда он подрастет, изменится?
Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях
- Использование релаксационных и психогимнастических упражнений и игры для снятия мышечных зажимов:
- «Волшебный сон»,
- «Добрые ладошки»,
- «Обзывалки»,
- «Рвакля»,
- «Камень – веревка»,
- «Хищники»,
- «Стоп».
Метод «арт- терапия»
- Игровая терапия
- Фототерапия
- Изотерапия
- Сказкотерапия
- Музыкальная терапия
- Танцевальная терапия
- Проектотерапия
Метод «арт- терапия»
- На уроках литературного чтения,
- окружающего мира,
- ОРКСЭ
Направления работы с родителями агрессивного ребенка
Информирование
Обучение
Информирование
Лекции. Сообщения на родительских собраниях.
Наглядная информация
Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми
Лекции
Тренинги детско-родительских отношений
Индивидуальные беседы
Семинары и диспуты
Наглядная информация
Спасибо за внимание!