МКОУ «Пальминская ООШ» Таборинского муниципального района Свердловской области
«Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и географии» Головина Наталья Владимировна
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…» М. Поташник
- Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
- Современным образовательным технологиям должны быть присущи следующие характеристики:
- Гуманность
- Эффективность
- Наукоёмкость
- Универсальность
- Интегрированность
Используемые мною технологии:
- Технология критического мышления
- Игровые технологии
- Технология интегрированного обучения
- Групповые технологии
- ИКТ-технологии
- Технология проблемного обучения
Технология критического мышления.
Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия».
Приемы развития критического мышления :
- представление информации в кластерах;
- верные и неверные утверждения;
- «мозговая атака»;
- графические приемы
Приём «Кластер» – графический систематизатор, схема
осадочные магматические метаморфические
Горные породы
органические
изверженные
обломочные
глубинные
в процессе превращения
химические
Приём «Верные и неверные утверждения»
тема «Ветер»
- Ветер - это перемещение воздуха в вертикальном направлении
- Ветер - это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
- Ветер - это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении
Приём «Синквейн» - используется на стадии рефлексии
Река
- Широкая, глубокая
- Течёт, переносит, затопляет
- Из далека долго, течёт река Волга
- Поток воды
Игровая технология
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Приём «Зашифруй слово»
- При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
- 59 с.ш. 11 в.д. О сло
- 35 с.ш. 51 в.д. Т егеран
- 13 ю.ш. 76 з.д Л има
- 52 с.ш. 105 в.д. И ркутск
- 55 с.ш. 115 в.д. Ч ита
- 42 с.ш 78 з.д. Н ью-Йорк
- 46 с.ш. 75 з.д. О ттава
Приём «Слова в словах»
Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия:
Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
Приём «Геоалфавит».
- 1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
- 2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.
- 3. Назовите столицу европейского государства. Париж.
- 4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана
- 5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.
- 6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.
- 7. Какую вы знаете горную страну? Памир.
- 8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин
Приём «Третий лишний» или «Белая ворона»
Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.
- Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)
- Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)
Приём «Отыщи на карте»
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.
Приём «Да и нет»
Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
ИКТ –технология
Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии и географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе
Примеры разработанных мною заданий :
География 6 класс
Итоговое задание по теме "Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
Создайте презентацию на тему «Элементы погоды». Для этого:
1. Составьте схему, которая обеспечит наглядность вашего сообщения.
2.Приведите примеры из собственной жизни, подтверждающие, что все элементы погоды взаимосвязаны.
3. Дайте метеосводку текущего дня.
4. Опишите народные приметы ясной и пасмурной погоды.
5.Ответ оформите в формате до 10 слайдов(в подзаголовке слайда укажите класс и свою фамилию)
6.Слайды вставьте в презентацию.
Биология 5 класс Итоговый коллективный проект «Журнал «Биология в школе»
- Для создания журнала вам нужно:
1. определить тему журнала;
2. исходя из темы, определить подтемы;
3. распределить поиск необходимой информации;
4. поместить информацию на страницы журнала
( при оформлении журнала воспользуйтесь помощью учителя)
Технология проблемного обучения.
- Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
Примеры проблемных вопросов
- В какой стороне горизонта находится наша деревня?
- Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
- Почему белые медведи не едят пингвинов?
- Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода? А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
- Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?
- Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22, но оно является холодным. Почему?
Технология интегрированного обучения
- На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.
Межпредметная интеграция
- Литература : при изучении растений в 6 классе и животных в 7 классе можно провести конкурс «Корзинка загадок» (загадки в стихотворной форме, где отгадкой служат названия растений и животных).
- Информатика : ежегодно учащиеся 5 класса создают коллективный проект «Журнал «Биология в школе», используя материалы
сети Интернет и компьютер.
- География : это био – ринг «Крепкий орешек». Можно провести викторину, например, назовите географические названия, носящие имена живых организмов.
- Математика: Шуточный пример: 20а плюс 20а получается 40а - сорока
- Русский язык: найдите названия животных в предложениях Цветы стояли в ва зе, бра весело на стене (зебра) На уроках труда мы ши ли платья (мыши) Со м ной согласились вс е, но т олько не мой друг (сом, енот)
- Изобразительное искусство : изучение биологии и географии начинается с 5 класса. С первых уроков и на протяжении всего учебного года в тетрадь зарисовываются схемы, рисунки. Выполняются рисунки и при выполнении лабораторных работ, которые за курс 5 класса проводятся часто.
- Технологии являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач. Задачи, которые решают рассмотренные и используемые мною технологии тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате использования элементов используемых технологий будут формироваться именно такие УУД.