СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к научной работе школьника "Функциональные особенности заголовков"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к научной работе

Просмотр содержимого документа
«Презентация к научной работе школьника "Функциональные особенности заголовков"»

Функциональные особенности современных газетных заголовков (на примере анализа заголовков газет «Байкальские огни»)

Функциональные особенности современных газетных заголовков (на примере анализа заголовков газет «Байкальские огни»)

Объект исследования:  Предмет исследования: Метод исследования:
  • Объект исследования:
  • Предмет исследования:
  • Метод исследования:
рассмотреть газетные заголовки и статьи с учетом их изобразительно-выразительных средства русского языка в периодическом издании.
  • рассмотреть газетные заголовки и статьи с учетом их изобразительно-выразительных средства русского языка в периодическом издании.
Я предполагаю, что функциональные особенности газетных заголовков и средства выразительности, используемые в них, играют важную роль в публицистическом тексте. Они могут стать отличительной чертой стиля каждого издания.
  • Я предполагаю, что функциональные особенности газетных заголовков и средства выразительности, используемые в них, играют важную роль в публицистическом тексте. Они могут стать отличительной чертой стиля каждого издания.
Исследование может иметь практическую значимость, оно может быть использовано на уроках литературы при изучении изобразительно-выразительных средств русского языка, на уроках русского языка и для подготовки к ГИА.
  • Исследование может иметь практическую значимость, оно может быть использовано на уроках литературы при изучении изобразительно-выразительных средств русского языка, на уроках русского языка и для подготовки к ГИА.
Информативные заголовки (строгие, демонстрирующие прямую связь между названием и текстом). Информативно-троповые заголовки совмещают в себе стремление к обозначению темы, с одной стороны, а с другой - желание художественного наименования рассматриваемой проблемы. В данных заголовках чаще всего и применяются метафоры. Конспективные заголовки - это синтаксически оформленные единицы, которые передают основное содержание текста в сжатой форме. Образные заголовки указывают на идею через какой-либо образ. Чаще всего такие заголовки бывают одно- или двусмысловые.
  • Информативные заголовки (строгие, демонстрирующие прямую связь между названием и текстом).
  • Информативно-троповые заголовки совмещают в себе стремление к обозначению темы, с одной стороны, а с другой - желание художественного наименования рассматриваемой проблемы. В данных заголовках чаще всего и применяются метафоры.
  • Конспективные заголовки - это синтаксически оформленные единицы, которые передают основное содержание текста в сжатой форме.
  • Образные заголовки указывают на идею через какой-либо образ. Чаще всего такие заголовки бывают одно- или двусмысловые.
В заголовках 2017 - 2019 года одновременно в разных пропорциях реализуются обе функции – информативная ( «Байкало-Кударе – 315 лет» ∕∕ БО.-2017.№27.-с.1) и прагматическая ( «Буйная» палата. На сессии было жарко» ∕∕ БО.-2017.-№33.-с.1 ). (эпитеты)  Однако ведущей становится функция эмоциональная, то есть заголовки, информируя читателя, как правило, выполняют еще и эмоционально-экспрессивную функцию.
  • В заголовках 2017 - 2019 года одновременно в разных пропорциях реализуются обе функции – информативная ( «Байкало-Кударе – 315 лет» ∕∕ БО.-2017.№27.-с.1) и прагматическая ( «Буйная» палата. На сессии было жарко» ∕∕ БО.-2017.-№33.-с.1 ). (эпитеты)
  • Однако ведущей становится функция эмоциональная, то есть заголовки, информируя читателя, как правило, выполняют еще и эмоционально-экспрессивную функцию.
«Нас поженили в минздраве» ( «БО».-2017.-№38.-с.1) «Страшные новогодние истории» (БО.-2018.-№47.-с.5) «У природы нет плохой погоды? Новогодние праздники точно со снегом» (БО.-2018.-№31.-с.6) 5 «Герои нашего времени. С кого берет пример подрастающее поколение?» (БО.-2018.-№38.-с.3) «Я родом не из детства – из войны!» (БО.-2017.-№31.-с.3) «Хочешь кататься? А санок не будет! С 1 февраля сокращается количество рейсовых маршруток» (БО.-2017.-№32.-с.2)
  • «Нас поженили в минздраве» ( «БО».-2017.-№38.-с.1)
  • «Страшные новогодние истории» (БО.-2018.-№47.-с.5)
  • «У природы нет плохой погоды? Новогодние праздники точно со снегом» (БО.-2018.-№31.-с.6) 5
  • «Герои нашего времени. С кого берет пример подрастающее поколение?» (БО.-2018.-№38.-с.3)
  • «Я родом не из детства – из войны!» (БО.-2017.-№31.-с.3)
  • «Хочешь кататься? А санок не будет! С 1 февраля сокращается количество рейсовых маршруток» (БО.-2017.-№32.-с.2)
Чаще всего употребляются повествовательные предложения, но просматривается и тенденция к увеличению значимости вопросительных предложений. Становится все меньше восклицательных предложений, так как появляются новые способы экспрессии. Увеличилось количество двусоставных предложений. Все больше предложений – заголовков становятся сложными. Изобразительно-выразительные средства разнообразны: эпитеты, метафоры, цитирование, фразеологизмы.
  • Чаще всего употребляются повествовательные предложения, но просматривается и тенденция к увеличению значимости вопросительных предложений.
  • Становится все меньше восклицательных предложений, так как появляются новые способы экспрессии.
  • Увеличилось количество двусоставных предложений.
  • Все больше предложений – заголовков становятся сложными.
  • Изобразительно-выразительные средства разнообразны: эпитеты, метафоры, цитирование, фразеологизмы.
Эпитеты Метафо ры «Три горячих дня в Москве», «Живёт село родное», «Сильная мудрость», «Мусорное дело», «Огородный дуэт», «Юный ветер не знает покоя» «В кругу друзей», «На крыльях таланта», «18 гектаров раздора», «Выдрино – клубничный рай», «Барьер страха», «Добрый свет её души» Худож. литерат. Поговорки, пословицы, фразеологизмы «Отцы и дети», «Дым отечест ва», «Новые Робинзо ны», «Дело было вечером» «Мой дядя самых здравых правил» Песни «Взять быка за рога», «И все пошли на принцип», «Наш меч – это наша речь», «На все сто» «Школьных окон негасимый свет», «А лето – цвета солнца!», «Тополиный пух, жара, инсульт», «Зима нечаянно нагрянет», «Это наша с тобой биография»

Эпитеты

Метафо

ры

«Три горячих дня в Москве»,

«Живёт село родное»,

«Сильная мудрость»,

«Мусорное дело»,

«Огородный дуэт»,

«Юный ветер не знает покоя»

«В кругу друзей»,

«На крыльях таланта»,

«18 гектаров раздора»,

«Выдрино – клубничный рай»,

«Барьер страха»,

«Добрый свет её души»

Худож.

литерат.

Поговорки, пословицы, фразеологизмы

«Отцы и дети»,

«Дым отечест

ва»,

«Новые Робинзо

ны»,

«Дело было вечером»

«Мой дядя самых здравых правил»

Песни

«Взять быка за рога»,

«И все пошли на принцип»,

«Наш меч – это наша речь»,

«На все сто»

«Школьных окон негасимый свет»,

«А лето – цвета солнца!»,

«Тополиный пух, жара, инсульт»,

«Зима нечаянно нагрянет»,

«Это наша

с тобой

биография»